Цели:
Воспитательные:
- Научить детей бережному отношению к лесу.
- Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
- Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.
Предметные:
- Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
- Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека.
- Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Давайте подробнее расскажем о природных условиях, которые там сложились.
Блиц-турнир “Я знаю лес”.
- Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)
- Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (сосна)
- Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)
- Какое дерево является символом России? (береза)
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка-летяга)
- Плодами какого дерева являются желуди? (дуба)
- У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук)
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)
- Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)
Индивидуальная работа по карточкам:
1 задание: определить каким деревьям принадлежат эти семена и шишки (на карточках даны изображения семян и шишек деревьев лесной зоны) ;
2 задание: напиши две цепи питания, сложившиеся в лесной зоне;
3 задание: зрительный диктант: соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
Пихта | тайга |
Береза | |
Кедровая сосна | |
Липа | смешанный лес |
Ольха | |
Сосна | |
Лиственница | широколиственный лес |
Дуб | |
Клен |
2. Определение темы урока.
-Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Люди разных профессий и занятий собрались здесь. Давайте, определим тему.
(дети определяют тему по рисункам и высказываниям на доске)
- Почему эта тема так важна для нас?
Вывод: Это очень важная и актуальная тема, так как здоровье и жизнь человека зависят напрямую от состояния леса.
- Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий. Итак, кто же к нам приехал?
(дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)
3. Работа над новой темой урока.
1) Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода- водица,
Вкусна и холодна.Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)
- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя.
(Самостоятельное чтение стихотворения)
- Так чем же является для человека лес? Давайте выясним это у наших специалистов.
2) Работа детей в группах.
Дети доказывают отношения человека и леса. Одновременно идет показ слайда. Дополнительные вопросы:
Медики.
- Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистую воду.)
Биологи.
- А что ждет человека в лесу?
- Что делают в лесу рябина, орехи, цветы?
- Чем является для них лес?
- Для кого лес еще является домом?
- Значит, лес- это еще и дом для растений, животных, грибов.
Экологи.
- Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека? (Лес является местом отдыха для человека, а также источником чистой пищи и воды.)
- Чем является лес для воздуха? (Лес - защитник воздуха, водоемов и почв.)
- Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеет река.)
3) Показ слайда и закрепление знаний о значении леса.
4) Проблемная ситуация.
На доске запись:
Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.
- Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)
5) Экологические проблемы.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.
Н. Некрасов.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)
- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)
- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
- Какие чувства у вас вызывает эта фотография?
- Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.
4. Физминутка.
1) Для глаз:
Давайте погуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимите глаза вверх, если деревья или кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закройте крепко глаза.
Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюд.
2)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
5. Работа над темой урока.
1) - Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
Читает ученик:
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
- Какие проблемы леса вы еще знаете?
(Загазованность воздуха и пожары)
- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.
2) Работа в группах.
Одновременно идет показ слайда.
- Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.
Медики.
- При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше.
Биологи.
- Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.
Экологи.
- Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник Читой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!
3) Правила поведения в лесу.
- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?
- А какие правила вы знаете?
(Ответы детей)
Показ слайда, чтение правил.
Вывод: Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.
6. Итог урока.
- Наши специалисты помогли нам на уроке определить взаимодействие человека и леса.
- Что нового вы узнали для себя?
- На доске изображена наша планета (белого цвета) . Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: животных, растения) .
- А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека) . И конечно же от нас с вами.
Последний слайд.
Чтение стихотворения.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Оценки.
7. Домашнее задание.
Нарисовать знаки, призывающие беречь природу.