Я работаю по программе “Школа-2100”. Положительно в этой системе то, что:
- учебники, пособия и методические рекомендации, написаны в едином методическом, дидактическом и психологическом пространствах.
- эта система рассчитана на максимальное раскрытие личностных качеств ученика.
Именно в этой системе впервые предложены предметы “Информатика” и “Детская риторика”.
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Работая по проблеме “Формы, методы, средства воспитания младших школьников в современных инновационных процессах”, я думаю, что особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Считаю, что одним из таких общеучебных умений является навык чтения, без которого невозможно дальнейшее качественное образование ученика. Мною собран материал по развитию речи учащихся, который помогает мне приобщать младших школьников к литературе, к великому русскому языку. Каждый урок чтения начинается с проверки домашнего задания, где дети не только читают, но и отвечают на вопросы, а также задают друг другу вопросы.
Следующая часть урока включает в себя знакомство с новым произведением. Экспресс-опрос после чтения текста учит быть предельно внимательным, самостоятельным, т.к. затем учащиеся переходят к работе с тетрадью на печатной основе. Таким образом, каждый мой ученик прочитал самостоятельно в течение урока и неоднократно выслушал рассказ в пересказе своих товарищей. Очень часто провожу уроки сказок, которые способствуют творческому развитию ребенка. Большую роль при этом играет зрительный образ и цветовое пятно. Принцип работы образных ассоциаций развивает память, воображение, пополняет словарный запас, формирует эстетическое восприятие произведения.
К каждой сказке мы подбираем с учащимися соответствующие пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, небылицы, веселые стихи, диалоги, которые помогают охарактеризовать того или иного героя.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Для развития техники чтения использую различные упражнения.
- Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
- Читать скороговоркой, каждый раз увеличивая темп.
- Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5-ть слогов, научиться их проговаривать.
- Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальные движения глаз по странице).
- Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
- Чтение за взрослыми.
Организуя контроль за техникой чтения, я добиваюсь от каждого ученика, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные вопросы, озаглавить прочитанный текст. Развиваю воссоздающее воображение, учу детей представлять себе картины природы, высказывать свои впечатления. Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило детям искреннюю радость. Предлагаю детям перечитать любимые стихи, сказки, рассказы. Предлагаю переконструировать и переработать текст, возможно даже изменить его содержание. Такая работа способствует творческой активности ученика.
На уроках русского языка основную задачу вижу в том, чтобы совершенствовать речевые способности. Даже на минутке чистописания и в словарно-орфографической работе учащихся самостоятельно определяют и формулируют тему того и другого структурного компонента урока. Эта работа осуществляется с помощью специально разработанных логико-лингвистических упражнений. Каждому структурному компоненту урока свойственны свои типы (а в типах – виды) упражнений, но в них есть ряд общих признаков. Так или иначе они связываются с изучаемой на уроке темой: направляются на одновременное развитие нескольких качеств интеллекта, в первую очередь речи, внимания, памяти, логического мышления. Их выполнение предусматривает развернутую речевую деятельность, в процессе которой ученик строит рассказ-рассуждение или рассказ-умозаключение. Например, пишу следующие пары слов:
М…г…зин – прод…вец.
Б…льница – врач.
Космический к…рабль - ?
Предлагаю задание: “Вы сможете назвать новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке?”. Каждому году обучения присущи свои виды упражнений.
На уроках русского языка использую диктанты различного типа, которые дают хорошие результаты. Например:
- Свободный диктант.
- Выборочный диктант.
- Диктант со зрительной подготовкой.
- Диктант со слуховой подготовкой.
- Диктант с продолжением и т.д.
Развитие речи детей происходит на уроках русского языка, математики , ИЗО, окружающем мире. Описывая какой-либо образ, ученик употребляет такие слова, которые сделали бы его характеристику яркой, полной, точной. Постоянно привлекаю учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли, уточняли, поправляли друг друга. Я придаю большое значение развитию выразительного чтения, так как оно способствует развитию художественных способностей, содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача - не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением и правильным написанием, но и сделать слово объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. В результате нашей беседы приходим к выводу, что
растревожить | |
СЛОВО | озадачить |
МОЖЕТ | успокоить |
спасти | |
убить | |
излечить и т. д. |
Из урока в урок решаются образовательные и воспитательные задачи, которые стоят перед курсом математики. Каждый урок развивает познавательные способности школьника. При решении текстовых задач особое внимание уделяю обучению детей их самостоятельному анализу и построению графических моделей. В результате у учащихся сформированы знания, умения, навыки:
- Чтение и запись трёхзначных чисел, порядок их следования при счёте.
- Умение выражать длины отрезков в различных единицах измерения.
- Решение уравнений с комментированием по компонентам действий.
- Умение построить с помощью линейки на клетчатой бумаге квадрат, прямоугольник, вычислить их периметр, площадь.
Мною создан богатый дидактический материал, который активно использую в учебном процессе. Чтобы дети хорошо и с интересом учились, нужно развивать их логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание и воображение. Поэтому я включаю в уроки математики устный счёт. Например:
- Назовите числа кратные 7,
- Сколько недель в 49 днях,
- Сколько пятёрок в числе сорок,
- Произведение чисел 4 и 7 уменьшите на 19,
- Во сколько раз 9 меньше 99,
- Пассажир был в пути двое суток и 6 часов. Сколько всего часов он был в пути? и т. д.
Стремлюсь, чтобы на уроках математики дети занимались моделированием и конструированием, решали нетрадиционные задачи, выполняли задания на смекалку, развитие внимания и логику. В третьем классе увеличиваю объём самостоятельной деятельности, развиваю навыки контроля и самоконтроля. В урок включаю задания развивающего характера, повышенной трудности, органично увязываю его с программным материалом.
При изучении истории я пользуюсь учебником Д. Д. Данилова, С. В. Тырина “Моё Отечество”, в котором в доступной для большинства детей описано, какой трудный долгий путь прошла через столетия наша Родина, какой она была и какой стала. На уроках истории дети узнают о происхождении названий городов и сёл, о русских богатырях, о великих императорах и т.д. Рассказы сопровождаются иллюстрациями, которые дают дополнительные сведения и помогают лучше понять новый материал. На уроках ученики часто обращаются к исторической карте, где находят различные княжества, государства, города и т.д. В рассказы обязательно включаю характерные детали, картины исторической обстановки, быта людей. Для каждого урока учащиеся стремятся найти дополнительный материал, написать реферат. Материалы урока способствуют воспитанию у учащихся чувства патриотизма и восхищения мужеством русских людей.
Большую работу провожу по воспитанию у учащихся культуры поведения. Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках риторики. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.
В процессе изучения “Окружающего мира” мои ученики имеют чёткое представление о сезонных изменениях в неживой природе, об изменениях в мире растений и животных, в жизни людей. Уже сегодня школьники знают и понимают, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя. На уроках я использую разнообразный дидактический материал, наглядность, что повышает активность детей и эффективность урока. В классе оформлен “Зелёный уголок”. Дети наблюдают за комнатными растениями, ухаживают за ними.
Для наиболее успешного эстетического воспитания детей на уроках технологии и ИЗО, проявляю заботу о том, чтобы эти уроки наполняли души детей радостью познания нового, удивлением своими творческими способностями. На занятиях учащихся больше привлекают формы и методы познавательной деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, инициативу, изобретательность, возможность выразить и проявить себя. Уч-ся дисциплинированы, ведут себя адекватно ситуациям, соблюдают Правила поведения. Уровень образовательного процесса и качество знаний удовлетворяют родителей и учащихся. Все учащиеся успешно справляются с контрольными работами. Динамика изменения по годам качества обучения учащихся по предметам показывает тенденцию к повышению качества обучения. Качество знаний учащихся составляет - 80%
Прочитав педагогическое наследие В.А. Сухомлинского “Как воспитать настоящего человека”, я нашла полезные советы, получила практические рекомендации. Педагогике сотрудничества я учусь у Ш. Амонашвили. А у С.Н. Лысенковой я познала перспективно-опережающее обучение с использованием схем при комментируемом управлении. О том, как зарождаются и укрепляются в ребенке нравственные и духовные начала, я узнаю у С. Соловейчика. Но я всегда помню совет великого Л.Н. Толстого: “Для восприятия чужой мудрости прежде всего нужна самостоятельная работа”.