Цель:
- Знать особенности творчества А. Сент-Экзюпери, содержание философской сказки “Маленький принц”.
- Уметь анализировать поступки героев, применяя философские категории.
Оборудование:
- Иллюстрации сказки.
- Музыкальное оформление: “Маленький принц” (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева) “Нежность” (сл. Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).
Доска: цитаты из сказки А. Сент-Экзюпери.
- “Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь…”
- “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.
- “Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все”.
- “Ищите меня в том, что я пишу….Чтобы писать, надо прежде всего жить”.
- “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.
- “Я родом из моего детства… Детство – это огромный край, откуда приходит каждый”.
- Жанр – Философская сказка
мир взрослых мир детей
- Приручить (создать узы).
- “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?” (Л.Н. Толстой.)
I. Слово учителя:
Вся мысль моя – тоска по тайне звездной…
Вся жизнь моя – стояние над бездной…
За мигом миг в таинственную нить
Власть Вечности, бесстрастная, свивает,
И горько слеп, кто сумрачно дерзает,
Кто хочет смерть от жизни отличить…
Какая боль, что грозный храм вселенной
Сокрыт от нас великой пеленой,
Что скорбно мы, в своей тоске бессменной,
Стоим, века, у двери роковой.
Вся наша мысль – тоска по тайне звездной….
Вся наша жизнь – стояние над бездной…
… Жизнь и смерть…, добро и зло…, любовь и ненависть… - вечные неразрешимые вопросы человечества. Более 3-х тысячелетий человек ломает голову, над ними, но так и не находит ответа.
– Почему он никак не хочет успокоиться в своем поиске истины бытия?
Может быть, чтобы чувствовать себя человеком!
“Вечные” вопросы: – Для чего мы живем? - Что есть счастье?… – Вечная отвлеченность; они будто взмывают над нами, а мы остаемся внизу: на наших подошвах – налипшая глина наших дней, в наших руках умах – тяжесть повседневных забот и труда. Когда “вечных” вопросов много веет духом ритори-
ки всемирной “печали”! Но без этих вопросов – люди ли мы? (В.Распутин)
Вам не странно, что эти взрослые вопросы я задаю вам, детям, только вступающим в жизнь? Но разве никто из вас уже сейчас не спрашивал себя: “Зачем я здесь? На этой Земле?” “Кто я?” “Что значит мир вокруг меня?”
Разве никто из вас не удивлялся ночному небу и зачарованно не вглядывался в звезды, ища ответа там: в вечном и неизвестном…
Может быть в такие минуты вы вспомните и героев Л.Н. Толстого, пытающихся найти истину, задаваясь вопросом: “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?”, и героев Шекспира с неразгаданным “Быть или не быть?” Но, скорей всего, вам вспомнится удивительный сказочник, подаривший Земле и Небу Маленького принца. Сказочник этот – человек-легенда Антуан де Сент-Экзюпери.
(Биография А.Сент-Экзюпери Фон-музыка Поля Мариа, 2 выступающих)
“Детство – это огромный край, откуда приходит каждый” – писал Экзюпери. “Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”. В его творчестве нет книги, где бы ни вспомнил о детстве. Смотреть на окружающее глазами ребенка, видеть в привычном и знакомом новые, неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю Экзюпери, и поэтому в альбоме для стихов у Антуана можно увидеть схемы двигателей. Взрослый летчик Сент-Экзюпери видит возле своего самолета сказочного Маленького принца. Детские игры в рыцарей и королей, маскарады с костюмами сменялись внезапным интересом к машинисту и секретам его паровоза.
Щедро одаренный разнообразными талантами, гораздый на всякие выдумки, живой, непоседливый и озорной, Тонио был главным заводилой во всех играх детей. Среди его разнообразных увлечений особенно выделяются два: искусство и техника. Мир живописи, музыки и особенно поэзии и сказки…
И рядом – мир телефонов, моторов, велосипедов, паровозов, аэропланов…
Уже в шесть лет Тонио пробует свои силы в литературе: пишет стихи, сказки. И одновременно, в тех же тетрадях, с детским азартом он вычерчивает схемы моторов, рисует аэропланы, паровозы.
Родившийся в 1900 году, Сент-Экзюпери достойный ровесник нашего научно-технического века. В пять лет Тонио уже познакомился с паровозом. А восемнадцатилетний Сент-Экзюпери, проходящий курс специальной подготовки для поступления в высшее военно-морское училище. В школе Экзюпери – рассеянный ученик. Его сочинения находили прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Вскоре Антуана постигла тяжелая утрата – умер его товарищ детских игр – его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные размышления о жизни.
После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище.
Но карьера блестящего морского офицера, не состоялась. Юноша, одержимый любовью к писательству, провалился на экзамене по … литературе. Уже тогда Антуану было очевидно: писать он сможет лишь о том, что лично пережито. “Прежде, чем писать, нужно жить”, - наметит он позже.
Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: “Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же”.
В своих книгах он утверждал: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”, … “нельзя купить за деньги счастье полета и близость к ярким звездам…”, “… невозможно жить без поэзии, без любви”.
Жить… Для Антуана в этой формуле содержится особый, глубочайший смысл.. Жить – это вовсе не значит сделать удачную карьеру, обретя уютное гнездышко в декоративном лесу современной цивилизации. Безмятежному застойному существованию обывателей с их культом “нужных связей” и денег Антуан противопоставляет жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу.
“Я не люблю войну, но для меня немыслимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. Я хочу участвовать в этой войне, во имя любви к людям”.
31 июля 1944 года менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание.
… Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель.
А в 1986 году “Обществу друзей Сент-Эк” удалось найти очевидца его гибели, пятнадцатилетнего подростка. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря… навстречу звездам, в никуда…
Полет прерван, жизнь закончена. Смерть!
Сент-Экзюпери ушел от нас, землян, несказанно, и совсем незаметно, но так ли уж бесследно?
Всю жизнь Сент-Экзюпери искал тот смысл, который оправдает будущую смерть и этим ее разрушит: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.
Сент-Экзюпери подарил людям простые, но вечные
рецепты:
И как итог: Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все.
Сент-Экзюпери жил, как герои его произведения и смерть его – разве это не смерть Маленького Принца?
Пророчески звучат строки:
Ищите меня в том, что я пишу…
Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.
Давайте попробуем “поискать” Сент-Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев.
И, может быть, мы в итоге найдем самих себя, а иначе – все теряет смысл, и мы станем походить на тех напыщенных взрослых людей, которых так же понимал и Сент-Экзюпери и его Маленький Принц
Посмотрим вокруг себя, вглубь себя глазами ребенка, ведь мы все “родом из детства”.
Проводником в этот “удивительный край” будет философская сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” С жанром сказки вы знакомы давно. (Что это?)
Что такое философия? (наука об окружающем человека мире, законах его развития и познания): Любомудрие
Взрослая наука о вечных вопросах жизни человечества.
Посмотрим на мир взрослых глазами ребенка, может быть найдем истину, ведь детский взгляд неподкупен.
(Песня “Маленький принц” Добронравов, Пахмутова, 1–3 куплет)
… Итак, в путь на сказочном паруснике мечты и искренности. Может быть и нам удастся хоть на минуту “звездный заметить свет из-под ресниц”.
Может и нам навстречу “выйдет доверчивый Маленький принц”…
Рассказ – иллюстрация:
– Маленький Принц! Кто он? Как относится к своей планете? По каким правилам живет?
Кто самый внимательный читатель:
- Что представляет собой попавшая на планету Роза? Какой у нее характер?
- Почему Маленький Принц отправился в путешествие? (он еще не умел любить)
- Как Роза отнеслась в решению Маленького Принца? Почему?
- Как путешествовал Маленький Принц?
- Зачем он летит? Что он ищет?
Да! Долгое время Маленький Принц путешествовал бесцельно, не понимая, чего он ищет!
Герой побывал на нескольких планетах – астероидах, где повстречался с удивительными взрослыми обитателями этих планет.
И о каждом из них у малыша сложились особые представления:
1 группа. На 1 планете – король (в каждом видит подданного, не может пожить без приказов. Вся мечта о власти) На 2 планете – честолюбец (самолюбование и самовосхищение – цель Ч. Этим он смешон и глуп) На 3 планете – пьяница (не может порвать с этой страстью. Ничем полезным не занят.) Что думает Маленький Принц после посещения этих планет?
(Странный народ – эти взрослые)
II группа. Встречает в своих странствиях Маленький Принц и “Делового человека”, занятого бессмысленным подсчетом звезд
(Чтение по ролям)
– Почему Делец не может быть человеком, он гриб?
Вывод. Обитатели соседних планет наводят Маленького Принца на грустные размышления: Какие? (Взрослые заняты пустым бессмысленным делом, за пустыми делами, алчностью, чистолюбием они забыли о своем призвании – заботе о планете).
Только в детях Экзюпери видит основу человеческой жизни, ибо они видят вещи в их истинном свете.
– Прочтите посвящение к сказке. В чем его своеобразие? (Леону Верту, когда он был мал.)
– Чем мир взрослых отличается от мира детей?
Цитата (Почему взрослые любят цифры?)
Картина 1. Что это за картина? Заслуживает ли доверия человек, спутавший “удава” с шляпой?
– Что дает истинное представление о доме, его стоимость или розовые колонны.
Картина 2. Что это за картина? Опишите мне барашка, который внутри! (Сможет ли это сделать взрослый человек?)
– Почему надо выпалывать ростки баобабов (1943).
Вывод: Сент-Экзюпери подводит к истине: нельзя заставить генералов порхать как бабочки, нельзя прятать звезды в банк.
Человек должен отвечать за тех, кого приручил!
Все просто – и сложно!
Путешествие продолжается!
III группа. На 5 планете Маленький Принц встречает Фонарщика. В чем смысл его работы? (Это полезно потому что красиво!)
На 6 планете – Географ кажется настоящим, но Маленький Принц в нем разочарован: Почему?
(Именно Географ, размышляющий о вечном, заставляет Маленького Принца вспомнить о Розе, о том, что она не вечна)
Он советует Маленькому Принцу посетить землю, у которой “неплохая репутация”. Какая? (2 млн. взрослых, огромное количество не вычищенных вулканов, много поездов, садясь в которые люди едут, не зная куда.)
IV группа. И вот земля. (Выразительное чтение отрывка.) Пустыня встретила героя. Почему?
Выразительное чтение по ролям отрывка “Встреча с Лисом и Змеей”.
– Почему змея считает себя могущественнее людей?
– В чем мудрость простого цветка на земле?
– Почему Маленький Принц испытывает разочарование, попав в сад с розами?
– Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту?
– Чему Лис учит Малыша?
Вывод:.
- Каждое чувство надо заслужить работой души. Любовь – труд души!
- Зорко одно лишь сердце. Искать надо сердцем!
- Ты в ответе за тех, кого приручил!
- Узнать можно только те вещи, которые приручить, которым отдаешь самое ценное – время! Познать что-либо можно лишь приручая
Что значит приручить? (Создать узы.)
Человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы в ней – мы в ответе за тех, кого приручили.
– Почему принц решает вернуться к Розе?
– Что в дружбе самое главное? (Верность.)
– Но давая себя приручить иногда случается и плакать! Почему?
Маленький Принц возвращается к своей Розе.
– Но какой ценой? (Цена – жизнь.)
Группа 5. Смерть Маленького Принца – путь к жизни, к любви.
Чтение по ролям эпизода смерти главного героя.
Жизнь – Смерть Маленького Принца – жизнь – Смерть Сент-Экзюпери.
Цитата: “Умирать надо за то, ради чего стоит жить”.
За что отдает жизнь Маленький Принц? (Любовь к Розе.)
Сент-Экзюпери (любовь к людям).
Какой жизненный смысл не разрушила смерть? (Любовь.)
Учитель:
Любовь готова все прощать. Когда она – любовь.
Умеет беспредельно ждать. Когда она – любовь.
Любовь не может грешной быть. Когда она - любовь.
Ее немыслимо забыть. Когда она – любовь.
Она способна жизнь отдать. Когда она любовь.
Она – спасенье, благодать. Когда она – любовь.
Э.Рязанов
Именно любовь заставляет автора вглядываться в ночное небо, искать среди звезд знакомый астероид Б-612, пытаться услышать звонкий смех звездных колокольчиков и шептать: “Прилетай скорей!”
В каждом из нас живет Маленький Принц. Поэтому мы вглядываемся в ночное небо, ищем знакомую звезду, которая улыбается нам и шлет свою нежность.
Кто знает, может это нежность звезды, где живет Антуан-де Сент-Экзюпери!
Если можешь, прилетай скорей! (Песня “Нежность” Пахмутова, Добронравов)
Дополнительные вопросы:
- Понравился ли этот взрослый поиск?
- Чему вас научил Антуан де Сент-Экзюпери.
- Приручил ли вас Маленький Принц?
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение “Какие слова сказки показались мне самыми важными?”