Цели и задачи урока:
Образовательная:
- расширить представления учеников о личности и творчестве И.А. Бунина;
- показать особенности творческой индивидуальности писателя;
- формировать умение работать с художественной и справочной литературой;
- развивать навыки анализа текста.
Развивающая:
- формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте;
- формировать практические навыки поиска информации в сети Интернет;
- формировать навыки создания мультимедийной презентации для предъявления итогового продукта в классе.
Воспитательная:
- стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;
- формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Технология: метод проектов
Ход урока
I. Актуализация. Погружение в проект.
(Слайд №2)Ясная Поляна… В роще гуляют двое. Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Он подходит к берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я где-то стихи:
Грибы сошли,
но крепко пахнет
в оврагах сыростью грибной…”
И восклицает: “Очень хорошо, очень верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим Горький. А стихи, которые понравились Толстому, написал Иван Алексеевич Бунин. Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого, и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел “почти звериный глаз, нюх, осязание”.
(Слайд № 3) И.А. Бунин почетный академик Российской Академии Наук, был дважды награждён Пушкинской премией, в 1933 году стал первым из русских писателей лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И.А.Бунина и русской литературы в целом.
– С какими произведениями И.А. Бунина вы знакомы? (слайд №4)
II. Определение предмета исследования .
(слайды №5)Сегодня необычный урок, а урок– исследование, мы впервые попробуем реализовать учебный проект “И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (По рассказу “Кавказ”)"
– Определим предмет нашего исследования? Что подлежит изучению?
– Какие вопросы хотите задать к теме проекта?
III. Формулировка проблемы.
(слайд № 6)– Сформулируйте главный вопрос, на который надо дать ответ, и вопросы подтемы урока. Основополагающий вопрос, на который мы должны получить ответ:
Кто такой мастер? (слайд № 7)
Проблемные вопросы учебной темы:
- Обладает ли И.А. Бунин творческой индивидуальностью как писатель-прозаик?
- Является рассказ И.А. Бунина “Кавказ” образцом художественной прозы?
Вопросы учебной темы: (слайд № 8)
Проект поможет дать ответы на поставленные вопросы.
IV. Выдвижение гипотезы. (слайд № 9)
– Попробуем предположить, за какие характерные признаки творческой индивидуальности Бунина считают мастером прозы?
(Новеллист, тонко чувствующий русскую природу, умеющий передать тончайшие чувства человека, обладающий силой воображения и ярким, лаконичным стилем: “ничего лишнего”.)
– Предлагаю сформировать следующие группы: биографы, теоретики, литературоведы, критики. Ознакомьтесь, чем будут заниматься группы, над каким материалом работать, какой продукт они могут подготовить (слайды №10-15.)
– Что нам предстоит сделать? (слайд № 16)
– Распределите роли в группе и спланируйте свою деятельность по решению задач проекта, заполнив дневник проекта (слайд № 17):
- “генератора идей”– тот, кто придумывает;
- “эрудит” – тот, кто много знает;
- “критик”– тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
– Подумайте, что может быть продуктом группового проекта? (слайд № 18-19)
- Группа “Биографы” – компьютерная презентация “Жизнь и творчество И. А. Бунина”.
- Группа “Теоретики” – тест по рассказу И.А. Бунина “Кавказ”.
- Группа “Критики ” – статья “Пейзаж – средство изображения чувств и переживаний героев”.
- Группа “Критики” – статья “Тайна любви в рассказе И. А. Бунина “Кавказ”.
- Группа “Литературоведы” – статья “Изобразительно-выразительные средства в рассказе И.А. Бунина “Кавказ”.
V. Исследование.
(слайды № 20-24)В течение 7 дней вы работаете над проектом.
– Распределите обязанности в группе.
– Заполняете по ходу работы над проектом индивидуальный дневник проекта.
– Формулируете ключевые положения проекта.
группа |
Деятельность учащихся |
Биографы Теоретики (тест) Критики (1) Критики (2) Литературоведы |
Распределяют обязанности. Разрабатывают план работы группы. Выбирают форму презентации результатов работы. Реализуют собственный план работы. Изучают теоретический материал и применяют их при реализации проекта. Готовят и репетируют презентацию. |
VI. Представление результатов исследования. Защита проекта (второй урок)
(Слайды № 26-27).
Мы завершаем проект “Мастерство Бунина-прозаика” и должны ответить на проблемные вопросы темы:
- Почему И.А. Бунина считают мастером прозы?
- Обладает ли И.А. Бунин творческой индивидуальностью как писатель-прозаик?
- Является ли рассказ Бунина “Кавказ” образцом художественной прозы?
Каждая группа демонстрирует свой продукт проекта. Расскажите о своей проектной деятельности, с какими трудностями столкнулись в ходе работы над проектом, какие идеи возникали, как преодолевали возникшие затруднения.
(Слайды № 28-29) Другие группы слушают, делают записи в тетради, если это необходимо, оценивают работу групп по следующим критериям, используя пятибалльную систему. Распределите роли в группе, вы должны выставить среднюю оценку каждой группе по каждому критерию. Группе предоставляется 5 минут на защиту проекта.
Учитель (слайды № 30-33): Каким человеком был И.А. Бунин? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут “Биографы”.
Учитель (слайды № 34): Ключевой темой творчества писателя стала тема любви, осмысление её скрытой природы. Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской.
– Какова же тайна любви в рассказе “Кавказ”?
– Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа? Слово предоставляется группе “Критики”.
Учитель (слайд №35): “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.
Учитель (слайд №36): Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.
Учитель (слайд №37):
– Какую роль играют картины природы в рассказе “Кавказ” и как они отражают чувства героев? Почему автор уделяет пейзажу такое большое внимание? Ответ на эти вопросы дадут критики.
Учитель: Иван Алексеевич Бунин – большой мастер слова. Поэтические описания природы в его рассказах гармонично вплетаются в сюжетную линию, а концовка всегда непредсказуема. Чувства героев раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. На фоне природы они становились более яркими. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы.
(Слайды № 38-39)Описание природы Кавказа занимает значительную часть рассказа. Южный пейзаж соответствует настроению героев, но дает понять, что герои оказались здесь случайно и ненадолго. Покой и красота природы – явно недостижимый для героев идеал: “еще две-три недели – и опять Москва!”. Перед описанием трагической развязки – последняя картина природы, предвещающая эту развязку: “Иногда по ночам надвигались с гор темные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома”.
Учитель (слайд №40):
– Какие художественно-выразительные средства использовал Бунин в рассказе? свой проект представляет группа “Литературоведы”.
Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, – выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир”, литература не касалась таких тончайших подробностей деталей и оттенков.
Стилистические фигуры
Антитеза –
Оксюморон (греч. “остроумно-глупое”) – это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание. Изобразительно-выразительные средства:
Эпитет – …
Сравнение – …
Олицетворение – …
Метафора – …
Учитель Писатель считал для себя важным “найти звук” для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой “звук” мог явиться истоком рассказа “Кавказ”?
Это звук, доносившийся из духана: “глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни”. Ключевое определение этого звука – “безнадежно-счастливый”, оно соответствует чувствам героев.
Учитель (слайд №41): Слово предоставляется группе “Теоретики”, которая готовила тест по теме проекта.
Итог. Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы ХХ века. Он по праву является мастером прозы, потому что прекрасный язык, образность, точность, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику (слайд №42).
- Оцените свою работу, выставите оценку работе группе (приложение № 1);
- Сдайте индивидуальные дневники (приложение № 2) и лист планирования (приложение № 3).