Тема предполагает продолжение знакомства с личностью и творчеством великого русского баснописца. Важно, чтобы при изучении басен учащиеся увидели в Крылове не бытописателя-моралиста, а создателя острейших сатирических произведений, чтобы они поняли, почему крыловские басни - “книга мудрости”.
Первый урок посвящается знакомству с личностью И.А. Крылова и анализу басни “Волк и Ягненок”.
Рассказ учителя о баснописце, о времени, когда он жил, о его юности, сблизившей его с народом, сопровождается чтением вступительной статьи учебника, демонстрацией презентации “И. А. Крылов — великий русский баснописец”. Учитель рассказывает также о памятнике баснописцу, который был создан Клодтом на средства, собранные по всей России, и установлен в 1855 г. в Летнем саду в Петербурге.
На этом уроке сообщаем некоторые сведения о басне - одном из наиболее древних литературных жанров, о том, что в России “истинным своим торжеством басня обязана Крылову. Он один у нас истинный великий баснописец” (В. Белинский). Свое обращение к басне И.А. Крылов объяснил тем, что “этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети”.
Повторяем с учащимися, кто является героями крыловских басен. Это позволит назвать и животных, и растения, и неодушевленные предметы, и людей, и сделать вывод, что эти герои дают возможность писателю говорить о человеческих пороках и недостатках. Так определяется первая особенность басни как жанра — иносказание, или аллегория.
После повторения басен, знакомых ребятам, следует чтение басни “Волк и Ягненок” или прослушивание ее в записи.
Работа по усвоению содержания ведется по вопросам:
- С чего начинается басня?
- О каком случае рассказал в ней Крылов? Отвечая на этот вопрос, ребята работают над сжатым изложением содержания басни.
- Какими словами баснописец помогает нам сразу представить Волка? Обращаем внимание на эпитет голодный, глагол рыскал — просторечное слово, употребляемое обычно в разговоре о волках, ищущих добычу.
- Как в поступках и самом языке (словах,
интонациях) Волка отражаются черты его характера
и его положение среди зверей?
Помогаем ребятам увидеть хитрость и лицемерие Волка (“делу дать хотя законный вид и толк”), его грубость (кричит, употребляет бранные слова “наглец”, “нечистое рыло”, “негодный”, “щенок”, интонации уверенного в своей силе и безнаказанности существа — большое количество восклицательных предложений), циничность — вызывающе-пренебрежительное и презрительное до наглости и бесстыдства заявление (“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”). Интересно провести наблюдения над выбором автором глаголов, передающих характер Волка (“голову с тебя сорву”, “с тобой за их разведаюсь грехи”, “Ягненка поволок”); они также помогают представить себе обозленного Волка, заявляющего о своем наглом “праве” сильного, праве, основанном на волчьем законе тогдашнего общества. - На чьей стороне симпатии Крылова? Как писатель
передает бессилие слабого Ягненка?
Учащиеся читают реплики Ягненка, отмечают пространность первой, употребление в ней характерных обращений к особенно знатным людям, построение фразы, передающей робость, понимание своего места в жизни (“осмелюсь я донесть”, “гневаться напрасно он изволит” и т. д.). Последующие реплики — кратки, лаконичны. Волк не дает возражать, да и Ягненок понимает свое бессилие — реплики его почтительны. - Рассмотрите иллюстрацию художника А. Лаптева к басне. Как он передал характеры крыловских персонажей?
- Каких людей, по социальному положению, имел в
виду Крылов, рисуя Волка и Ягненка?
Направляя ответы учащихся, надо помочь ребятам сформулировать общее: в Волке мы видим человека богатого, занимающего высокое положение в обществе и поэтому понимающего свою силу и “право сильного”, пользующегося им; в образе Ягненка — человека бедного, а поэтому беззащитного, бесправного. В басне “Волк и Ягненок” раскрыта одна из основных тем творчества писателя — бесправие народа, на стороне которого он полностью.
Учитель помогает учащимся увидеть то, для чего автор осмеивает человеческие пороки, отрицательные стороны общественной жизни,— чтобы их исправить, искоренить. Поэтому, хотя басни часто и смешны, основная мысль их серьезна и поучительна. Эта мысль называется моралью, моральным поучением. - Какие строки этой басни стали пословицами и поговорками? Какое содержание заключено в них?
- Обратите внимание на построение басни. Прочитайте мораль, нравоучение басни. Как вы думаете, почему Крылов начал басню нравоучением? Как надо читать эти строки?
После беседы об идейно-художественном содержании басня читается вторично в лицах.
Дома дети учат наизусть басню “Волк и Ягненок” и готовят ответы на вопросы учебника.
Урок второй посвящен анализу басни “Квартет”.
Чтению или прослушиванию в записи басни предшествует напоминание учителя о разнообразии тематики басен И. А. Крылова, о том, что в них большое место занимает обличение человеческих пороков и недостатков. Учащиеся называют басни и говорят, о каких человеческих недостатках идет речь. Обращается внимание на то, что в крыловских баснях всегда есть образный рассказ, конкретная картина, из которой вытекает мораль. “Звериный маскарад” в них еще больше усиливает сатирический комизм басни, придает ей остроту. Животные, наделенные свойствами людей, лишь подчеркивают комическое, нелепое. Учащиеся, конечно, хорошо знают басню “Квартет”, и поэтому важным этапом урока станет работа над выразительным чтением басни (желательно, в лицах). Перед этим проводится словарная работа.
После чтения басни следует работа над уяснением ее содержания:
- Где происходит действие басни и кто ее
действующие лица?
Работая над этим вопросом, уместно привлечь внимание учащихся к тому, как Крылов создает в баснях характеры персонажей. - Можем ли мы, не прочитав до конца басню “Квартет”, сказать, чем окончится затея зверей? Докажите свое суждение. Обращаем внимание школьников на употребление глагола затеяли — в его значении чувствуется что-то легковесное, несерьезное, ироническое. Интересен и выбор животных, их характеристики: проказница Мартышка — не обезьяна, а именно — шаловливая мартышка; упрямцы козел и осел; косолапый Мишка.
- Как рисунок А. Лаптева передает комизм происходящего?
- Какие глаголы указывают на возвышенность желаемого и вместе с тем несуразность происходящего? (пленять искусством — дерут).
- Прочитайте предложение Мартышки. Что можно сказать о нем? (Мартышка самоуверена, убеждена, что в состоянии создать из зверей квартет). Какие предложения надо выделить голосом? (восклицательные).
- Кто еще из зверей дает совет, каков он?
- В каких строках басни заключена мораль? Почему ее произносит Соловей?
- В какой реплике скрывается сам автор?
- Каким тоном надо читать всю басню? Выясняем, что серьезным тоном, неторопливо, так как все звери очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и уменье.
- Кого высмеивает басня Крылова?
Интересно ребятам узнать, что поводом к ее созданию явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.
После выяснения идейно-художественного содержания басню повторно читают в лицах, а затем работают с иллюстрациями и диафильмом (не озвученным, без субтитров). Такая работа интересна тем, что дает возможность ребятам сделать самим раскадровку к этой басне.
Задание на дом: выразительное чтение басни “Квартет”, ответы на вопросы, предложенные в учебнике.
На третьем уроке раскрываем перед учащимися еще одну грань басен Крылова — подлинно патриотический характер их, который с особой силой проявился во время Отечественной войны 1812 г. В это время писатель создает ряд басен, непосредственно откликающихся на эти события: “Кот и Повар”, “Раздел”, “Щука и Кот”, “Ворона и Курица”, “Обоз”, “Волк на псарне” и др.
Басня стала острым оружием борьбы Крылова-патриота. После краткого повторения с учащимися событий 1812 г. и отражения их в лермонтовском “Бородине”, сообщаем об исторической основе басни “Волк на псарне”. Она отражает затруднительное положение Наполеона, в котором тот очутился после Бородинского сражения. В основе басни — конкретный исторический факт — посылка Наполеоном французского посла Лористона к Кутузову с мирными предложениями и решительное их отклонение последним. Произведение Крылова пользовалось огромным успехом, его знала наизусть вся Россия. Каждая строка басни была злободневна.
Учитель читает басню “Волк на псарне”, после чего класс работает над ее идейно-художественным содержанием.
Примерные вопросы:
- Какая главная мысль басни? Чему она учила? Прочитайте строки, выражающие идею произведения.
- Прочитайте начало басни. Как баснописец рисует тревогу при появлении врага и вместе с тем готовность к отпору? Какими должны быть интонации первых девяти строк? (Первые две строки — повествовательные, спокойные, в последующих выделяются глаголы, голос в диалогах повышается, интонации — энергичные).
- Как описан Волк? Какими чертами наделяет его
автор?
Вопрос: как надо прочитать' этот отрывок? — заканчивает беседу над этой частью басни. - Как меняются интонации Волка во время
переговоров? Как характеризует Волка его
пространная речь? — Желая спасти свою шкуру, он
принимает униженный и вместе с тем фамильярный
тон, заискивает перед окружившей его толпой
псарей. (“Друзья! К чему весь этот шум?”).
Нельзя ли на основании наблюдений над языком, которые избрал Крылов для изображения Волка, сделать вывод о том, как автор относится к нему?
- В результате совместной работы учащиеся приходят к выводу, что Крылов разоблачает Волка. Называет его “забиякой”, “вором”, заявляет, что настало время “рассчесться за овец”, высмеивает Волка, пытающегося лицемерить, хитрить (“хитрец”) и т. д. Перед нами “волчья натура”, злой хищник, хитрый и изворотливый, вороватый и беспощадный, коварный и алчный, которому нельзя доверять.
- Кто в басне противопоставлен Волку? Прочитайте реплику Ловчего. Вдумайтесь в каждое слово и ответьте, каков Ловчий-Кутузов в крыловской басне.
Дана портретная особенность — сед; спокойствие и уверенность, крестьянская мудрость Ловчего (в его речи — “послушай-ка сосед”; употребление старой формы “снявши” и т. д.), интонации речи спокойные, уверенные, веские.
Акцентируем внимание на том, что слова Ловчего звучат мудрым народным приговором, который учит, как надо поступать с врагом. Крылов выразил в басне общенародное мнение о Кутузове — веру в его талант, в его истинно русский характер. Баснописец сумел, не прибегая к торжественности, передать высокий патриотический накал, охвативший русское общество. В этом секрет популярности басни.
После анализа басни следует вторичное прослушивание ее в записи.
Выделяем еще одну особенность крыловских басен. Это очень сжатый стихотворный рассказ.
Лаконизма Крылов достигает, доводя свой стих, каждую фразу до очень большой смысловой насыщенности. Многие его строки, выражения поэтому сразу же становились пословицами и вошли в сокровищницу русской речи. Учащиеся без труда подтверждают примерами эту мысль. Язык басен Крылова выразительный, образный и меткий. Обобщая материал урока, говорим о глубочайшей народности крыловских басен. Его басни продолжают славную жизнь и в наши дни.
Дома учащиеся готовят инсценировку басни “Волк на псарне”, читают статью “О басне”, отвечают на вопросы учебника, готовятся к уроку внеклассного чтения на тему “Басни И. А. Крылова”. Этот урок можно провести в форме литературного конкурса, игры под девизом: “Знаете ли вы басни И.А. Крылова?”
Литература
1. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М. Учпедгиз, 1962.
2. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М.–Л. Просвещение, 1965.
3. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, Радянська школа,1981.
4. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012.
5. Журнал “Литература в школе” № 11.2004 г.