Цель: убедить учащихся, что науку надо принимать так, как говорил Д.И.Менделеев: “Наука только тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем”.
Учитель химии: В конце жизни, подводя итог своей деятельности, Д.И. Менделеев отмечал, что первая его служба Родине – это наука, вторая – народное просвещение и третья – промышленность. Кроме большой научной, общественной работы, чтения лекций в учебных заведениях, опытов и экспериментов были у Дмитрия Ивановича и увлечения, или на современный язык “хобби”, от которых он получал большое удовольствие – увлечение живописью, картонным и переплетным делом и изготовлением чемоданов. Любил наш земляк поэзию, книги о путешествиях, шахматы и баню. Смена видов деятельности, питание, сон, баня, менделеевские среды, ручной труд, занятия фотографией, прогулки, путешествия – все это составные части его жизненного кредо и образа жизни.
Слушаем: П.И.Чайковский.
Учитель литературы: Чайковский, Блок, Менделеев... Великие имена…Великое искусство – музыка и поэзия, наука…. Наше сердце всегда откликается на удивительные по красоте звуки и никогда не остаётся равнодушным к стройным, величественным поэтическим строчкам… Но и научные труды надо воспринимать сердцем, как утверждал Д.И.Менделеев: “Наука только тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем”.
Чайковский, Блок, Менделеев… На первый взгляд ничего не может объединять этих удивительных людей… Нет ничего общего в их творениях…Но источник с живой водой, из которого они черпали вдохновение, - один: “ Судьбы известных всему миру людей, ставших гордостью Отечества, имеют одну общую географическую точку в необъятном российском просторе: они жили и творили почти рядом, черпали вдохновение из единого родника – живописнейших мест северо-западного Подмосковья – Клинско-Дмитровской гряды”. “Окрестности Шахматова, Клинско-Дмитриевская возвышенность, холмистые берега речки Лутосни – зримый прообраз “России Блока”.
“И всей весенней красотою сияет русская земля…” Пленительный образ Родины дорог нам и сегодня. Образ этот создал, по определению М Горького, “ настоящий – волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности”.
Презентация: Шахматово. Приложение № 1
Презентация сопровождается чтением отрывков из стихотворений А.Блока.
“Русь опоясана реками
И дебрями окружена… (А. Блок. “Русь”. 1906)
“Место, где я хотел бы жить… Шахматово”. (А.Блок. Из ответов на анкету “Признания”. 1897)
“И смотришь – тучи вдали встают,
И слушаешь песни далёких сёл…”. (А Блок. “В
густой траве пропадёшь с головой…” 1907)
“Огромный тополь серебристый
Склонял над домом свой шатёр…”. (А Блок. Наброски
продолжения второй главы поэмы “Возмездие”. 1921)
Учитель литературы: В “благоуханной тиши” Шахматова расцвёл талант А. Блока. Само имение Шахматово было куплено ректором Петербургского университета А.Н.Бекетовым, дедом А.Блока, по совету близкого друга Д.И.Менделеева. Боблово и Шахматово, небольшие усадьбы, расположенные неподалёку от Клина, стали известны всей талантливой России, а затем и всему миру. В благодатную тишину Боблова Дмитрий Иванович Менделеев погружался после суеты и хлопот шумно университетского Петербурга. Здесь хорошо работалось и думалось, стенами рабочего кабинета становились аллея парка, берёзовая роща, окрестные поля. Именно в Боблове, в многовековом парке, глубже и объёмнее вырисовывается на фоне былинной природы могучий характер и гений.
Учитель химии: Шестьдесят пятый год в значительной степени оказался судьбоносным для Дмитрия Ивановича. 1 января в семье Менделеевых появился сын Владимир. Спустя месяц Менделеева утверждают в степени доктора химии за диссертацию “О соединении спирта с водой” - блестящее экспериментальное исследование, сделавшее бы честь любому ученому. Наконец, 24 апреля он становится экстраординарным профессором Петербургского университета по кафедре технической химии.
Ученик: В начале июня, находясь в Москве в качестве депутата от университета на Международной мануфактурной выставке, он услышал о том, что в Боблове продается имение. И вот он в Боблове. Первое, что его поразило - удивительная привлекательность окружающего ландшафта. Много лет спустя его вторая жена Анна Ивановна Попова напишет: “… В бобловской местности есть что-то цельное, законченное, как в произведении талантливого художника; ничего не хотелось бы изменить, прибавить, убавить или переставить. Местность гористая - три большие горы: Бобловская, Спасская и Дорошевская. Между ними извивается речка Лутосня с лугами и лесами. Плавная линия этих холмов с рекой, широким горизонтом дает какое-то былинное настроение.”
Ученик: Но не только ради красот природы и желания иметь уединенное место для летнего отдыха принимает Менделеев решение купить имение Боблово: на первом плане оказалась важная практическая цель. На склоне лет он объяснил ее в “Заветных мыслях”: “В самую эпоху освобождения крестьян, т.е. в начале 60-х годов, когда господствовало убеждение в невозможности выгодно вести помещичье хозяйство, я купил в Московской губернии, в Клинском уезде около 4-х сотен десятин земли…” Менделеев говорил о намерении полнее изучить научную сторону сельского хозяйства, “Вести хозяйство возможно рациональнее”.
Учитель химии: Бобловский же период - это нечто особое, неразрывно связывающее самые различные события в жизни и деятельность Менделеева. Боблово было в его жизни всем - и творческой лабораторией, и местом отдыха, и так необходимой человеку жизненной отдушиной…
Ученик:
Леса, поляны и
И просёлки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе…
Учитель литературы: Степан Дмитриевич Анфимов, старый учитель, знавший Блока ещё Сашурой, вспоминал: “ …взрослым часто ездил верхом, ходил пешком по сёлам и лесам в красной кумачовой домашней рубахе; длинный пояс и без картуза, или в белой, длинной…. Очень любил сад. Приложение № 2
Учитель химии: Занятия сельским хозяйством - непосредственные занятия - стали для Менделеева более или менее продолжительным эпизодом, но сделанное им говорит само за себя. Он вспоминал в “Заветных мыслях”: Приложение № 3
Учитель литературы: Дворянские усадьбы. Кабинет и “звенящая дверь” балкона, открытая навстречу свежему ветерку из сада, воздуху, напоённому ароматами цветущей сирени… Боблово и Шахматово…. Приложение № 4
Ученик: И дверь звенящая балкона…
Учитель литературы: Шахматово вошло во многие стихи Блока, но особенно зримо оно в отрывке из незаконченной 2 главы поэмы “Возмездие”, строчки из которой прозвучали в исполнении ученика.
Анна Ивановна Менделеева писала:
Ученик: “Трудно представить себе более мирный, поэтичный и уютный уголок. Старинный дом с балконом, выходящим в сад… Перед балконом развесистая липа, под которой большой стол с вечным самоваром: тут варилось варенье, собирались поболтать, полакомиться пенками с варенья – словом это было любимым местом. Вся усадьба стояла на возвышенности, и с балкона открывалась чисто русская даль. Из парка через маленькую калитку шла тропинка под гору, к пруду и оврагу, заросшему старыми деревьями, кустарниками и хмелем, и дно оврага, и пруд покрывались незабудками, и зеленью…”.
Учитель литературы: В нескольких верстах от Шахматово, усадьбы Александра Блока, – Боблово, дворянское гнездо Менделеевых.
Ученик: Неизвестно в точности, что сохранилось от бобловского архива ученого; скорее всего, до нас дошло очень немногое. Приложение № 5
Учитель литературы: О своём первом приезде в Боблово Александр Блок написал много позднее, перед самой смертью, летом 1921 года, в набросках поэмы “Возмездие”.
Ученик: “Долго он объезжал окрестные холмы и поля, и уже давно его внимание было привлечено зубчатой полосой леса на гребне холма на горизонте. Под этой полосой, на крутом спуске с холма, лежала деревня. Он поехал туда весной, и уже солнце было на закате, когда он въехал в старую берёзовую рощу под холмом… вдруг – дорожка в лесу, он сворачивает, заставляя лошадь перепрыгнуть через канаву, за сыростью и мраком виден новый просвет, он выезжает на поляну, перед ним открывается новая необъятная незнакомая даль…”
Учитель литературы: Такой мы видим Россию на удивительных, завораживающих картинах Архипа Ивановича Куинджи
Презентация “А.И.Куинджи”. Приложение № 6
По воспоминаниям современников, картины Куинджи были истинным откровением, “ошеломляюще новы”, как утверждал И.Крамской.
Интересны воспоминания Максима Белинского (И.Ясинского), которые передают впечатления современника Куинджи, большого любителя живописи, Д.И.Менделеева. В 1901 году художник раскрыл тайну четырёх своих картин.
Ученик: Воспоминания Максима Белинского. Приложение № 7
Обращение к репродукциям картин. Картина А.И.Куинджи “Вечер в Малороссии”, “Христос в Гефсиманском саду”, “Днепр” и “Березовая роща”.
Учитель химии: В истории России конца XIX – начала XX вв. (да, пожалуй, и не только этого времени) едва отыщется такой сельский уголок, который стал бы местом постоянного общения выдающихся представителей отечественной культуры и науки. Часто Боблово посещали великие русские художники И.Е. Репин, А.И. Куинджи, А.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, М.А. Врубель. Здесь бывали ученые, составившие славу российской науки: К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, И.М. Сеченов, П.А. Костычев.
Ученик: Старший сын Иван Дмитриевич Менделеев, – метролог и профессор, писал, что у отца яснее всего выступала склонность к живописи. Приложение № 8
Учитель химии: Любил Менделеев живопись, поэзию, книги о путешествиях и шахматы.
Ученик: Первое упоминание об увлечении шахматами относится к началу 50-х годов, когда он поступил в Петербургский педагогический институт. Племянница Н.Я. Губкина писала: “Он играл очень хорошо, но проигрывать очень не любил и очень редко получал мат. Он играл обдуманно и весь уходил в игру” Дмитрий Иванович интересовался шахматной жизнью в России и, когда в 1861 году возникла идея создания в Петербурге шахматного клуба, он обратился с просьбой к одному из организаторов революционеру-демократу Н.Г. Чернышевскому с просьбой принять его в клуб, который был назван “Шахматное товарищество”.
Ученик: Квартира Дмитрия Ивановича была своеобразным любительским клубом, где всегда были рады человеку, любящему эту игру и умеющему в нее играть. Наиболее частым партнером Менделеева был известный художник Архип Иванович Куинджи.
Дмитрий Иванович серьезно увлекался этой игрой, он имел несколько учебников шахматной игры, собирал заметки из газет с записями шахматных партий и этюдов.
Обращение к фотографии. Приложение № 9
Учитель химии: В 1878 г. начались менделеевские “среды” - регулярные собрания людей искусства и науки в его университетской квартире. По свидетельству А.И.Менделеевой, на них бывали художники И.Н.Крамской, И.Е.Репин, Н.А.Ярошенко, Г.Г.Мясоедов, Н.Д.Кузнецов, К.А.Савицкий, В.Е.Маковский, М.П.Клодт, В.М.Максимов, А.М. и В.М.Васнецовы, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, И.С.Остроухов, Е.Е.Волков, А.В.Позен, К.В.Лемох, А.В.Прахов; ученые А.Н.Бекетов, Н.А.Меншуткин, Ф.Ф.Петрушевский, А.А.Иностранцев, Н.П.Вагнер, А.И.Воейков, К.Д.Краевич. Из художников, не упомянутых Менделеевой, “среды” часто посещали М.А.Врубель и В.В.Верещагин.
Ученик: Все мемуаристы отмечают неформальную, дружескую атмосферу “сред”. Приложение № 10
Обращение к фотографиям. Приложение № 11
Презентация “Санкт-Петербург”. Приложение № 12
Учитель литературы: Квартира А.И. Куинджи в Петербурге располагалась на стрелке Васильевского острова, недалеко от университетской квартиры Д.И.Менделеева, в доме которого художник был частым гостем. Художник И.Н.Крамской вспоминал:
Ученик: “В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Вот прибор-измеритель чувственности глаза к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей…”.
Учитель литературы: Неведомский М.П., первый биограф живописца, утверждал, что “иллюзия света была богом” Куинджи, “и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света”. Приложение № 13
Учитель литературы: В доме Д.И.Менделеева часто останавливались его друзья-художники: И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А.Кравченко. Любимый Д.И.Менделеевым И. Е. Репин специально примчался в Боблово из Петербурга, чтобы зарисовать взлёт и полёт Менделеева на воздушном шаре.
Учитель химии: С Бобловым связано событие в жизни Менделеева, вызвавшее широкий резонанс: его полет на воздушном шаре “Русский”, состоявшийся 7 августа 1887 г. с площадки на окраине Клина.
Ученик: На рассвете этого дня происходило редкое событие - полное солнечное затмение. Приложение № 14
Учитель литературы: В имении Менделеевых Боблово не раз бывал Александр Блок, приезжавший верхом из Шахматова.
В Боблово, неподалеку от границы березовой рощи, на поляне был сенной сарай, в котором, как полагалось в небольших усадьбах, устраивались летние любительские спектакли.
Лето 1898 года осталось в воспоминаниях многих современников Блока. Именно в это лето Блок участвует в любительских спектаклях в имении Боблово. В Боблове было много весёлой молодёжи. Там увлекались театром, мечтали поставить спектакль. Блок сразу же предложил взяться за “Гамлета” - на меньшее он не соглашался. Он играл самого вечно печального принца, а Люба Менделеева – Офелию. Играли в сенном сарае. Перед спектаклем очень волновались. Много лет спустя Любовь Дмитриевна вспоминала:
Ученик: Воспоминания Л.Д.Менделеевой. Приложение № 15
Ученик:
Какие бледные платья!
Какая странная тишь!
И лилий полны объятья,
И ты без мысли глядишь…
Кто знает, где это было?
Куда упала Звезда?
(“Тебя скрывали туманы…”, 1902)
Ученица:
Офелия.
Они шептали мне много, много,
Шептали страшное, страшное.
И, как он, искали дорогу,
А я забыла вчерашнее –
Забыла вчерашнее.
Вчера и сегодня – давно ли?
Отчего он такой молчаливый?
Такой.
Презентация. Александр Блок и Любовь Менделеева. Приложение № 16
Презентация сопровождается чтением строк:
Ученик: “Гамлет и Офелия – вот они на старых фотографиях. “У обоих удивительные лица, - пишет поэтесса Н.А.Павлович. – Никогда, ни в каком девичьем лице я не видела такого выражения наивности, какое было у неё. Это полудетское, чуть скуластое, некрасивое по чертам лицо было прекрасно. А его лицо – это лицо человека, увидевшего небесное виденье”.
Не призывай и не сули
Душе былого вдохновенья.
Я – одинокий сын земли,
Ты – лучезарное виденье.
И через многие, многие мятежные, безумные годы, несмотря на все свои увлечения другими женщинами, уставший, трагически измученный жизнью Блок в минуты тоски и одиночества вновь и вновь будет звать на помощь свою Единственную, свою милую, свою Офелию.
Ученик читает стихотворение А.А.Блока
Я – Гамлет. Приложение № 17
Инсценирование. В.Шекспир “Гамлет”. Приложение № 18
Учитель литературы: Когда летом 1898 года Блок на своем белом коне Мальчике приехал в Боблово, Люба сразу почувствовала чью-то чуждую власть над этим юношей. В своих воспоминаниях Любовь Дмитриевна пишет, что Блок ей с первого взгляда не понравился. И должны были пройти “годы служения”, чтобы смешались явь и сон, Таинственная Дева и Люба Менделеева, Гамлет и Саша Блок.
Ученик: Вспоминает А.И.Менделеева. Приложение № 19
Ученик: Ф.А.Кублицкий, двоюродный брат Блока: Приложение № 20
Учитель литературы: Читая письма А.Блока и Л.Менделеевой, открываешь удивительную историю любви, окрашенную в нежные тона, освещённую необыкновенным светом. Письма – это духовная исповедь, в них чувства и мысли, откровения, переживания, ожидания. Большое место в них уделено Д.И.Менделееву, мнение которого и для Любови Дмитриевны и для Александра Александровича было важно и дорого. И сам Дмитрий Иванович Менделеев для А Блока был огромной величиной, сильной, великой личностью, равной которой могли быть немногие.
Ученик: Блок в письме от 15 мая так описывал вечер: “Родственный вечер произвел хорошее впечатление. Ты не беспокойся. Твой папа вот какой: он давно ВСЕ знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него нет никаких “убеждений” (консерватизм, либерализм и т. д.). У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нём вовсе не страшно, но всегда – неспокойно.” (Блок А. Письма к жене. С.130).
Учитель литературы: Неизменным спутником Александра Блока была записная книжка. Владимир Орлов, исследователь творчества поэта замечает, что “обширный и важный раздел литературного наследия” поэта - записные книжки. Приложение № 21
Обращаясь к записным книжкам А.Блока, мы прочитаем:
Ученик: Книжка первая.
Сентябрь 1901 – июль 1902
26 июля
Студент (фамилию забыл) помешался на Дмитрии Ивановиче. Мне это понятно. Может быть, я сделал бы то же, если бы ещё раньше не помешался на его дочери. Странная судьба. Кант до некоторой степени избегнул гонений – благодаря своей кабинетности. Менделеев их не избегнул…..
Книжка двадцать вторая.
Июль - октябрь 1908.
Петербург–Шахматово
25 сентября
Менделеев и Толстой. Острейшее сомнение (противоречие).
28 сентября
3 октября уезжаем из Шахматова. Сложнейшие думы. Менделеев, Толстой, Тургенев, Добролюбов, Венгеров, вампир граф Дракула1, Клюев. Маленькие современный писатели – Лазаревский, Куприн, Бунин, Кондурушкин.
Роман Брэма Стокера “Вампир Дракула”.
Презентация: Автографы писем. Приложение № 22
Учитель литературы: Письма 1903 года – ожидания свадьбы, подготовка к счастливому соединению двух любящих сердец.
Ученица: Приложение № 23.
Письмо Л.Д.Блок от <7 апреля 1903. Петербург>
Ученик: Письмо А.А.Блока от 7 апреля 1903 года.
Ученик: Приложение № 24. А.И.Менделеева вспоминает: “Быстро пролетело время. Настал день свадьбы…..”
Презентация: Венчание. Приложение № 25
Учитель литературы: “Здесь, в окрестностях Шахматова, что-то есть от поэзии Блока – встали горбины, зубчатые лесом; напружинились почвы и врезались зори:
И вдоль вершин зубчатых леса
Засветит брачная заря. Приложение № 26
Письма А.Блока и Л.Д.Блок. Приложение № 22. Презентация “Автографы писем”.
Ученица: <9 июня 1903. Боблово> Приложение № 27
Ученица: 20 июня <1903. Боблово>
Ученик: Ответ А. Блока. Приложение № 28
Ученик: И вновь будет вспоминать тот счастливый, розовый, юношеский сон.
Приближается звук.
И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,
Не дыша.
Снится – снова я мальчик, и снова любовник,
И овраг, и бурьян,
И в бурьяне – колючий туман.
Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,
Старый дом глянет в сердце моё,
Глянет небо опять, розовея от краю до краю,
И окошко твоё.
Учитель литературы: “Окрестности Шахматова, Клинско-Дмитриевская возвышенность, холмистые берега речки Лутосни – зримый прообраз “России Блока”.
“И всей весенней красотою сияет русская земля…”, земля - источник с живой водой, из которого черпали вдохновение Александр Блок и Дмитрий Иванович Менделеев.
Современники Менделеева вспоминали, что великий химик высоко ценил творчество У.Шекспира, Ф.Шиллера, И.Гёте и Дж.Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Любил творчество В.И.Майкова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. В молодые годы Дмитрий Иванович увлекался сочинением стихов. За чтением произведений приключенческого жанра (романы и повести Ж.Верна, Ф.Купера, У.Коллинза, Т.Майна Рида и др.) Менделеев проводил свободное время.
Благоговейное отношение к Шекспиру А. Блок, как и Д.И Менделеев, сохранил на всю свою жизнь.
Презентация “Боблово”. Приложение № 29
Учитель химии: Восстановим хронологию событий жизни Д.И.Менделеева.
(Оформление в виде таблицы Менделеева, куда каждый ученик вставляет написанные на листке, по форме напоминающем прямоугольник, сведения из жизни великого учёного).
Ученик: Статья 1907 года “Памяти Менделеева” Приложение № 31.
Подведение итогов урока.