Уроки, посвящённые творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова, проходят всегда интересно и увлекательно. Хочется творчески подходить к подготовке этих уроков. Презентация “Басни И.А. Крыловы” помогает усвоению теоретического материала, рассказу о жизни писателя.
Начинаю урок с рассказа об И.А. Крылове. Заранее подготовленный ученик проводит заочную экскурсию “У памятника Крылову в Летнем саду”. (Скульптор – П.К. Клодт. Памятник был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте его установки. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Окружён оградой, выполненной в модном для середины 19 века стиле эклектики и установленной через 20 лет после открытия памятника.)
Работаем с эпиграфами (высказывания В.Г. Белинского и Н.В. Гоголя).
Предлагаю пятиклассникам всмотреться в портрет И.А. Крылова работы К.П. Брюллова (создан в 1841 году, привлекает поэтичностью изображения и глубиной психологической характеристики), читаю слова критика В.Г. Белинского: “Личность Крылова вся отразилась в его баснях...Человек, живой по натуре, умный, ... знавший людей, - Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он всё допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности...Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, безо всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца... Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его”.
Думаем над вопросами:
- Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.
- Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова “стариком-младенцем”?
- О чём говорит спокойное лицо баснописца?
Делаем вывод.
Среди лучших представителей просвещённого 19 века, по свидетельству современников, Крылов выделялся своей образованностью. Носитель передовых идей, он по своей натуре был убеждённым и последовательным гуманистом. Деятельность Крылова многогранна. Заметное место в творческом наследии баснописца занимают литературно-критические статьи и переводы, отличавшиеся самостоятельностью эстетической позиции. Он писал музыку, тщательно работал над созданием библиографий и составил записки по библиотечному делу. Об энциклопедичности его знаний ходили легенды, так же как и об образе жизни и смешных чудачествах, свойственных гению. Его любили, он пользовался известностью, лучшие художники писали с него портреты, известные люди почитали за честь знакомство с ним.
Провожу викторину “Басни Крылова” (узнать, в какой басне, кто, почему и как говорит и поступает; продолжить отрывок или пересказать басню).
В зависимости от подготовленности класса викторина может открывать “крыловские” уроки, либо завершать их.
Перед чтением избранных страниц басен И.А. Крылова и их обсуждением обращаю внимание пятиклассников на монитор, на котором высвечивается схема, иллюстрирующая основные составляющие басни.
- Дайте определения литературным понятиям, указанным на схеме.
Повторение теоретического материала помогает глубже анализировать басни, точнее давать характеристики героям.
Обращаю внимание учеников на выставку сборников басен И.А. Крылова и иллюстраций к басне “Ворона и Лисица”.
Говорю о том, что тема басни – власть лести над человеческим сердцем – относится к категории “вечных”. “Вечные” темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных народов.
Читаю наизусть басню “Ворона и Лисица” (это может сделать заранее подготовленный ученик).
Анализ басни провожу по плану.
- Знаком ли вам сюжет басни? (Работа над понятием “бродячий сюжет”.)
- Каковы герои басни Крылова, чем они отличаются от героев басни Сумарокова?
- Кто главная героиня басни? Чувствуем ли мы авторское отношение к ней?
Ребята говорят о том, что перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери-актёры говорят и действуют, как люди. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения – яркие, выражающие национальные стороны русского характера. Он подбирает меткое слово для характеристики своей героини. Какое?(Обращаемся к значению слов “плутовка”, “плутать”.)
Пятиклассники отмечают, что характер героини автор раскрывает в речи. Речь Лисы льстивая, заискивающая, лицемерная. Вместе с тем она произносит только ласковые, приятные слова.
- Почему автор называет Ворону плутовкой?
Свою хитрость и коварство Лисица прячет за внешним обаянием и дружелюбием, ловко используя слабости окружающих.
- Как ведёт себя Ворона? Как вы понимаете выражение “вещуньина голова”?
Делаем вывод. Писатель не негодует, не клеймит, его слово наполнено большой любовью к человеку. И.А. Крылов не столько указывает на порок, сколько показывает его. Баснописец будто простодушно доверяется персонажам, а потом мнимое простодушие сменяется насмешкой. На самом деле он знал заранее, к чему приведёт его рассказ. Басни Крылова как сюжет-пословица. Искусство жить достойно – “мораль” басен Крылова, их нравственно-эстетическая программа.
Перечитываем мораль басни.
- Кого осуждает автор в финале? (Обращаемся к значению слова “гнусна”.)
Перечитываем монолог Лисы. Отмечаем всю гнусность лжи героини, её корыстные намерения.
- За что наказана Ворона?
Говорим о языке басни. (Необычайно ясный, простой, выразительный).
Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.
- Назовите выражения, которые стали пословицами. Какие выражения из басен называют крылатыми?
“В сердце льстец всегда отыщет уголок”, “Вороне где-то бог послал кусочек сыру”, “Спой, светик, не стыдись”, “От радости в зобу дыханье спёрло”
Подводим итоги.
Художественное совершенство произведений Крылова выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно народной русской жизни, основные черты русского национального характера. И даже сами способы выражения мысли у автора народные. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливость.
Зачитываю слова В.Г. Белинского: “Басни И.А. Крылова – не просто басни; это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира”.
Предлагаю ответить на вопрос:
- Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.
В конце урока читаю строки стихотворения П.А. Вяземского (князь, русский поэт, литературный критик) “На радость полувековую...” (стихотворение прозвучало на юбилейном обеде в честь пятидесятилетия И.А. Крылова):
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Предлагаю дома написать сочинение на тему “Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова”.