И.А. Бунин "Листопад". Урок русской литературы в 6-м классе

Разделы: Литература


Цели урока:

  • пробудить у учащихся интерес к произведениям Бунина; научить учащихся видеть, слышать, чувствовать автора лирического произведения;
  • пробудить чувство радости от знакомства с поэмой Бунина.

Оборудование:

  • портрет И.А.Бунина, картина Левитана “Золотая осень”,
  • эпиграф к уроку “Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне”,
  • книжки А.И.Куприна “Ю-Ю”, “Чудесный доктор”, “Белый пудель”.

Ход урока

1. Слово учителя. На прошлом уроке мы читали рассказ Куприна “Бонза”, выяснили, что это произведение о людской несправедливости и какую память она оставляет в человеке. Вы привели много примеров из своей жизни. Давайте, напишем рядом имена А.И.Куприн и И.А.Бунин.

Чем они созвучны?

(Учащиеся называют инициалы, фамилии короткие, созвучные).

Они были современниками, т.е. жили почти в одно и то же время, когда случилась в России революция, которая разделила писателей на два фронта. Многие уехали за границу. В том числе Куприн и Бунин. Куприн вернулся на Родину, но умер спустя год. А Бунин прожил в эмиграции 33 года. Он первый нобелевский лауреат по литературе из русских писателей - значит, получил всемирное признание.

Основная тема поэзии Бунина - русская природа. В его стихотворениях даны яркие, волнующие картины природы.

2. Сегодня познакомимся с его поэмой “Листопад”. И постараемся проследить, что же увидел и услышал в осеннем лесу автор.

Посмотрим на картину Левитана “Золотая осень”.

- Почему называется “Золотая осень”?

- Какие краски преобладают? (золотая - эпитет).

- Чем рисует художник? (красками).

- Что-нибудь услышать можно?

3. Словарная работа.

Терем - дворец (показывается фото теремного дворца Московского Кремля).

Лиловый - фиолетовый, сиреневый.

Багряный - темно-красный.

Лазурь - синева (светло-синий цвет).

Пурпурный - ярко-красный.

4. Чтение текста учителем.

5. Ответить на вопросы:

- О чем это стихотворение?

- На какие части можно разделить?

- Что помогает нам зрительно представить картину осени, её звуки, запахи?

- Каких частей речи больше употреблено? Почему?

Что вы видите? - терем расписной?

Что чувствуете? - запах.

Что слышите? (шуршанье, щебет птиц).

Что ощущаете? (тишину).

Как этого добился автор?

У него свои особые поэтические слух, зрение, вкус, обоняние. Все свои чувства он передает через слова. Немаловажную роль играют прилагательные, слова в переносном значении (эпитеты, метафоры), сравнения, олицетворения. Бунин рисует словами, как художник красками. Почему это у него получается?

- От любви к природе и от радости бытия. Он счастлив от этого.

6. Чтение поэмы учащимися.

7. – Что вы узнали? Бунин – художник слова.

- Что увидели? Красочную картину осени, нарисованную словами.

- Какое чувство вызвало это произведение ? (радость, легкость, тоску по осени).

8. Домашнее задание. Выписать по столбикам слова из поэмы, обозначающие цвет, звук, запах.