Цели урока:
- пробудить у учащихся интерес к произведениям Бунина; научить учащихся видеть, слышать, чувствовать автора лирического произведения;
- пробудить чувство радости от знакомства с поэмой Бунина.
Оборудование:
- портрет И.А.Бунина, картина Левитана “Золотая осень”,
- эпиграф к уроку “Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне”,
- книжки А.И.Куприна “Ю-Ю”, “Чудесный доктор”, “Белый пудель”.
Ход урока
1. Слово учителя. На прошлом уроке мы читали рассказ Куприна “Бонза”, выяснили, что это произведение о людской несправедливости и какую память она оставляет в человеке. Вы привели много примеров из своей жизни. Давайте, напишем рядом имена А.И.Куприн и И.А.Бунин.
Чем они созвучны?
(Учащиеся называют инициалы, фамилии короткие, созвучные).
Они были современниками, т.е. жили почти в одно и то же время, когда случилась в России революция, которая разделила писателей на два фронта. Многие уехали за границу. В том числе Куприн и Бунин. Куприн вернулся на Родину, но умер спустя год. А Бунин прожил в эмиграции 33 года. Он первый нобелевский лауреат по литературе из русских писателей - значит, получил всемирное признание.
Основная тема поэзии Бунина - русская природа. В его стихотворениях даны яркие, волнующие картины природы.
2. Сегодня познакомимся с его поэмой “Листопад”. И постараемся проследить, что же увидел и услышал в осеннем лесу автор.
Посмотрим на картину Левитана “Золотая осень”.
- Почему называется “Золотая осень”?
- Какие краски преобладают? (золотая - эпитет).
- Чем рисует художник? (красками).
- Что-нибудь услышать можно?
3. Словарная работа.
Терем - дворец (показывается фото теремного дворца Московского Кремля).
Лиловый - фиолетовый, сиреневый.
Багряный - темно-красный.
Лазурь - синева (светло-синий цвет).
Пурпурный - ярко-красный.
4. Чтение текста учителем.
5. Ответить на вопросы:
- О чем это стихотворение?
- На какие части можно разделить?
- Что помогает нам зрительно представить картину осени, её звуки, запахи?
- Каких частей речи больше употреблено? Почему?
Что вы видите? - терем расписной?
Что чувствуете? - запах.
Что слышите? (шуршанье, щебет птиц).
Что ощущаете? (тишину).
Как этого добился автор?
У него свои особые поэтические слух, зрение, вкус, обоняние. Все свои чувства он передает через слова. Немаловажную роль играют прилагательные, слова в переносном значении (эпитеты, метафоры), сравнения, олицетворения. Бунин рисует словами, как художник красками. Почему это у него получается?
- От любви к природе и от радости бытия. Он счастлив от этого.
6. Чтение поэмы учащимися.
7. – Что вы узнали? Бунин – художник слова.
- Что увидели? Красочную картину осени, нарисованную словами.
- Какое чувство вызвало это произведение ? (радость, легкость, тоску по осени).
8. Домашнее задание. Выписать по столбикам слова из поэмы, обозначающие цвет, звук, запах.