Цель: Воспитывать высокие чувства учащихся средствами литературы и музыки.
Задачи:
- Ознакомление с содержанием сказки А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья” и музыкой великих композиторов.
- Развитие навыков аналитического мышления.
- Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.
- Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке.
- Обучение умению слышать и слушать музыку.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны прочитать сказку А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья”.
Учителя должны:
- Подготовить оформление доски: Тема. Лексика.
- Создать условия для использования презентации к уроку.
- Подобрать музыкальные произведения:
Н. Паганини. “ Каприс №24”.
В.А. Моцарт “Маленькая ночная серенада”
В. Сен-Санс. “Рондо”.
А. Вивальди “Времена года. Весна”
Оборудование:
- компьютер,
- презентация.
Ход урока
I. Актуализация деятельности учащихся.
1. Звучит музыка Н. Паганини. Каприс № 24 (Приложение 1)
2. Беседа – (учитель литературы).
- Как вы думаете, ребята, почему мы начинаем наш урок с музыки?
- Какие чувства человека мы называем высокими?
- Какие люди, окружающие нас, нам нравятся больше всего?
- Как можно определить человека: добрый он или злой?
Итак, мы сегодня с вами поговорим о замечательном герое, с которым встретились в произведении А. Платонова “Любовь к Родине и путешествие воробья”, у которого будем учиться быть нужными людям.
II. Аналитическая работа по тексту.
1. Чтение нескольких эпизодов (2-3)
- Вы все прочитали сказку А.Платонова?
- Она вам понравилась?
- Какие слова вам были непонятны при чтении?
Словарная работа: пьедестал- подножие статуи, постамент - (учитель литературы),
Каприс, рондо – (учитель музыки).
- Какие моменты сказки особенно тронули душу, где вы сопереживали героям сказки? Зачитайте несколько эпизодов.
2. Название сказки.
- Вы задумались, почему сказка так называется?
- Докажите, что герои любят свою Родину. Как проявляется их любовь?
Учитель литературы:
Действительно, сказка о большой любви к Родине.
А.Платонов, чью сказку мы с вами прочитали, рассказывает об этом необычно. Его произведение похоже и на сказку, и на произведение, события в котором происходят в наши недалекие дни. Давайте обратимся к слайду №2. (Приложение №2). Прочитайте высказывание критика и библиографа писателя И. Мокашевой о сказках А. Платонова.
3. Характеристика героя.
- Кто является главным героем сказки и носителем высоких качеств?
- Каким вы себе представляете старика? Запишите в тетради прилагательные, которые помогут рассказать об этом человеке.
- Подтвердите каждое прилагательное примером из текста.
4. Слайд № 3 (Приложение №2)
- Какие слова можно подписать под портретом старика, и они расскажут о высоких качествах музыканта?
- Что, по мнению скрипача, есть добро на свете?
5. Слайд №3. (Приложение №2).
Перед вами еще один герой сказки.
- Что вы можете сказать о нем?
- Почему скрипач обратил внимание на воробья?
6. Сравнительный анализ. Слайд №4. (Приложение №2).
- Укажите, что общего у старика и воробья?
- Что различного?
Следовательно, только человек способен на щедрость души, помогая, спасая, врачуя.
7. Слайд №5. памятник А.С. Пушкину.(Приложение №2).
- Почему старик шел играть к памятнику А.Пушкину?
- Зачем человеку высокие чувства, возможно и без них можно прожить?
Учитель музыки.
8. Звучит снова каприс №24 Н. Паганини. Слушание.
9. Беседа.
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
- Представьте на минуту себя возле памятника Пушкину, послушайте музыку.
- Какие ассоциации возникают в вашем сознании?
- Что хочется сделать, чтобы как-то отреагировать на эти звуки?
- Как эта музыка связана с нашим уроком?
- Когда нам плохо или радостно, к чему мы обращаемся?
Вывод: наша жизнь часто связана с музыкой. Литература отражает нашу жизнь,
поэтому можем сказать, что литература и музыка связаны между собой.
Учитель музыки.
- На каком инструменте играет старый скрипач?
- Что характерно для звучания этого инструмента?
Действительно, звуки скрипки похожи на человеческий голос, способный передать чувства человека. Поэтому многие великие композиторы часто, создавая свои произведения, обращались к скрипке. Среди них Николо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор, Камиль Сен-Санс, французский композитор, и многие другие.
10. Давайте послушаем музыку этих композиторов. Какие голоса вы услышите?
а) Моцарт “Маленькая ночная серенада” (Приложение №3)
б) Сен-Санс “Интродукция и Рондо”. (Приложение №4)
в) Антонио Вивальди “Времена года. Весна”. (Приложение №5)
- Какие чувства, по-вашему, выражают они?
- Старик играл Шуберта (по тексту), произведения каких музыкантов, прослушанные только что, он мог еще играть?
Учитель литературы:
- Вернемся к сказке. Как слушатели относятся к игре скрипача-старика? Зачитайте эти строки.
- Что можно сказать об игре старого музыканта?
- Что движет стариком во время игры на скрипке?
- Почему люди останавливаются возле музыканта?
Учитель музыки:
- Какую роль играет музыка в жизни человека?
Учитель литературы:
Можно, ребята, поставить рядом и старика, и А.С. Пушкина, и тех великих музыкантов, с музыкой которых мы познакомились на нашем уроке? Если можно, то почему?
Вывод: они создавали атмосферу, в которой проявлялись лучшие чувства человека. Литература и музыка, как две родные сестры, дополняют друг друга, обогащают, живут в гармонии, всегда звучат лучше, ярче и красивее, если вместе.
Домашнее задание.
Подумайте и ответьте на вопрос: Нужна ли нам в жизни такая сказка, как эта сказка А. Платонова, ведь это все-таки сказка, а вы уже взрослые люди? Письменный ответ на этот вопрос - ваше домашнее задание.
Литература:
- А. Платонов “Любовь к Родине или путешествие воробья”.
- Мотяшова И. Мир и надежды Андрея Платонова. Критико-биографический очерк. М., “Молодая гвардия”, 1983.
- Виноградов А. Осужденный Паганини.