"И чувства добрые я лирой пробуждал…" Высшие человеческие чувства в литературе и музыке.

Разделы: Литература


Цель: Воспитывать высокие чувства учащихся средствами литературы и музыки.

Задачи:

  1. Ознакомление с содержанием сказки А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья” и музыкой великих композиторов.
  2. Развитие навыков аналитического мышления.
  3. Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.
  4. Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке.
  5. Обучение умению слышать и слушать музыку.

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны прочитать сказку А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья”.

Учителя должны:

  1. Подготовить оформление доски: Тема. Лексика.
  2. Создать условия для использования презентации к уроку.
  3. Подобрать музыкальные произведения:

Н. Паганини. “ Каприс №24”.

В.А. Моцарт “Маленькая ночная серенада”

В. Сен-Санс. “Рондо”.

А. Вивальди “Времена года. Весна”

Оборудование:

  • компьютер,
  • презентация.

Ход урока

I. Актуализация деятельности учащихся.

1. Звучит музыка Н. Паганини. Каприс № 24 (Приложение 1)

2. Беседа – (учитель литературы).

- Как вы думаете, ребята, почему мы начинаем наш урок с музыки?

- Какие чувства человека мы называем высокими?

- Какие люди, окружающие нас, нам нравятся больше всего?

- Как можно определить человека: добрый он или злой?

Итак, мы сегодня с вами поговорим о замечательном герое, с которым встретились в произведении А. Платонова “Любовь к Родине и путешествие воробья”, у которого будем учиться быть нужными людям.

II. Аналитическая работа по тексту.

1. Чтение нескольких эпизодов (2-3)

- Вы все прочитали сказку А.Платонова?

- Она вам понравилась?

- Какие слова вам были непонятны при чтении?

Словарная работа: пьедестал- подножие статуи, постамент - (учитель литературы),

Каприс, рондо – (учитель музыки).

- Какие моменты сказки особенно тронули душу, где вы сопереживали героям сказки? Зачитайте несколько эпизодов.

2. Название сказки.

- Вы задумались, почему сказка так называется?

- Докажите, что герои любят свою Родину. Как проявляется их любовь?

Учитель литературы:

Действительно, сказка о большой любви к Родине.

А.Платонов, чью сказку мы с вами прочитали, рассказывает об этом необычно. Его произведение похоже и на сказку, и на произведение, события в котором происходят в наши недалекие дни. Давайте обратимся к слайду №2. (Приложение №2). Прочитайте высказывание критика и библиографа писателя И. Мокашевой о сказках А. Платонова.

3. Характеристика героя.

- Кто является главным героем сказки и носителем высоких качеств?

- Каким вы себе представляете старика? Запишите в тетради прилагательные, которые помогут рассказать об этом человеке.

- Подтвердите каждое прилагательное примером из текста.

4. Слайд № 3 (Приложение №2)

- Какие слова можно подписать под портретом старика, и они расскажут о высоких качествах музыканта?

- Что, по мнению скрипача, есть добро на свете?

5. Слайд №3. (Приложение №2).

Перед вами еще один герой сказки.

- Что вы можете сказать о нем?

- Почему скрипач обратил внимание на воробья?

6. Сравнительный анализ. Слайд №4. (Приложение №2).

- Укажите, что общего у старика и воробья?

- Что различного?

Следовательно, только человек способен на щедрость души, помогая, спасая, врачуя.

7. Слайд №5. памятник А.С. Пушкину.(Приложение №2).

- Почему старик шел играть к памятнику А.Пушкину?

- Зачем человеку высокие чувства, возможно и без них можно прожить?

Учитель музыки.

8. Звучит снова каприс №24 Н. Паганини. Слушание.

(Приложение №1).

9. Беседа.

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

- Представьте на минуту себя возле памятника Пушкину, послушайте музыку.

- Какие ассоциации возникают в вашем сознании?

- Что хочется сделать, чтобы как-то отреагировать на эти звуки?

- Как эта музыка связана с нашим уроком?

- Когда нам плохо или радостно, к чему мы обращаемся?

Вывод: наша жизнь часто связана с музыкой. Литература отражает нашу жизнь,

поэтому можем сказать, что литература и музыка связаны между собой.

Учитель музыки.

- На каком инструменте играет старый скрипач?

- Что характерно для звучания этого инструмента?

Действительно, звуки скрипки похожи на человеческий голос, способный передать чувства человека. Поэтому многие великие композиторы часто, создавая свои произведения, обращались к скрипке. Среди них Николо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор, Камиль Сен-Санс, французский композитор, и многие другие.

10. Давайте послушаем музыку этих композиторов. Какие голоса вы услышите?

а) Моцарт “Маленькая ночная серенада” (Приложение №3)

б) Сен-Санс “Интродукция и Рондо”. (Приложение №4)

в) Антонио Вивальди “Времена года. Весна”. (Приложение №5)

- Какие чувства, по-вашему, выражают они?

- Старик играл Шуберта (по тексту), произведения каких музыкантов, прослушанные только что, он мог еще играть?

Учитель литературы:

- Вернемся к сказке. Как слушатели относятся к игре скрипача-старика? Зачитайте эти строки.

- Что можно сказать об игре старого музыканта?

- Что движет стариком во время игры на скрипке?

- Почему люди останавливаются возле музыканта?

Учитель музыки:

- Какую роль играет музыка в жизни человека?

Учитель литературы:

Можно, ребята, поставить рядом и старика, и А.С. Пушкина, и тех великих музыкантов, с музыкой которых мы познакомились на нашем уроке? Если можно, то почему?

Вывод: они создавали атмосферу, в которой проявлялись лучшие чувства человека. Литература и музыка, как две родные сестры, дополняют друг друга, обогащают, живут в гармонии, всегда звучат лучше, ярче и красивее, если вместе.

Домашнее задание.

Подумайте и ответьте на вопрос: Нужна ли нам в жизни такая сказка, как эта сказка А. Платонова, ведь это все-таки сказка, а вы уже взрослые люди? Письменный ответ на этот вопрос - ваше домашнее задание.

Литература:

  1. А. Платонов “Любовь к Родине или путешествие воробья”.
  2. Мотяшова И. Мир и надежды Андрея Платонова. Критико-биографический очерк. М., “Молодая гвардия”, 1983.
  3. Виноградов А. Осужденный Паганини.