Цели:
Образовательные
- Обеспечить художественное восприятие лирических произведений А.С.Пушкина, понимание всей сложности переживаний, всё богатство чувств поэта, не разрушив интимности, чистоты.
- Показать исключительность чувств лирического героя.
Развивающие
- Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение).
- Развитие умений осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников; навыков самостоятельной работы.
- Развитие умения выразительно читать произведение, в том числе выученное наизусть, соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному.
Воспитательная
- Воспитание интереса к жизни и творчеству А.С.Пушкина.
Тип урока: устный журнал.
Оформление урока:
- Стенд с портретами женщин, оставивших неизгладимый след в жизни поэта. (Если есть возможность, то можно заменить презентацией)
- Цветные карточки с высказываниями А.С.Пушкина и его современников.
- Альбом с портретами женщин – адресатов стихотворений, цитатами из стихотворений поэта. (Подготовлен к уроку группой учащихся)
- Портрет А.С. Пушкина.
Подготовка к уроку: учащиеся разделены на группы по 2-3 человека. Каждая группа получила задание: подготовить сообщение об адресатах лирики А.С. Пушкина, выучить понравившееся стихотворение наизусть
Эпиграфы к уроку (записаны на доске).
1) В любви его преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, отразилось и в поэзии его.
Кн. П.А.Вяземский[2]
2) …Любовь в браке, это верх человеческого достоинства в любви. (Записано с другой стороны доски)
А.С.Пушкин[2]
Ход урока
Эмоциональная подготовка к уроку.
Учитель читает на фоне музыки П.И. Чайковского.
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И, наконец окаменеть.
В мертвящем упоенье света, [1] - так писал
А.С.Пушкин в своём романе “Евгений Онегин”,
обращаясь к музе любви.
Как вы понимаете слова: “ Не дай остыть душе поэта”?
Учитель.
Для Пушкина тема любви, бесспорно, является главной. Причём не только в творчестве, но и в жизни. Он любил всю жизнь, многих, по-разному.
Звучит музыка Чайковского, потом музыка смолкает.
Создание проблемной ситуации, постановка целей урока.
Учитель. Кто же они, женщины, оставившие неизгладимый след в жизни великого поэта, чьи имена и образы дошли до нас в его стихах? И сегодня перед нами трудная задача. Мы должны понять, как Пушкин чувствует и как выражает себя в слове “любовь”.
Сообщение темы урока. Чтение эпиграфа № 1.
Учитель. Сегодня мы проводим урок – устный журнал. Вам были даны индивидуальные задания, вы все готовились. И сейчас мы перелистаем страницы нашего журнала. Наша первая страница “В те дни.., когда впервые…” [1].
Посвящена первой любви поэта Е. Бакуниной.
(Сообщение первой группы учащихся)
1 ученик читает наизусть отрывок “Когда в забвенье перед классом”, который взят из первоначальной редакции 8 главы романа “Евгений Онегин”.
2 ученица рассказывает о жизни и судьбе Екатерины Павловны Бакуниной.
3 ученик читает наизусть стихотворение “К живописцу”.
Учитель. “Первая любовь всегда есть дело чувства”, - писал А.С.Пушкин [3]. А мы переворачиваем эту страницу, перед нами следующая, которая называется “И сердце вновь горит и любит…”[1]
(Сообщение второй группы учащихся)
1 ученица рассказывает об истории знакомства Пушкина с семьёй Раевских и встрече с Екатериной Раевской.
2 ученик читает наизусть “Увы! Зачем она блистает…”
1 ученица продолжает рассказ о Е. Раевской.
3 ученик читает наизусть “Зачем безвременную скуку” или “Красавица перед зеркалом”.
4 ученица рассказывает о Марии Раевской.
5 ученик читает стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”.
Учитель. Одесса. 1824 год. Перед нами новая глава нашего журнала, которая называется “Я новым для меня желанием томим”. [1]
Она посвящена женщине, которая, по словам Анненкова, “управляла мыслию и существованием поэта” [3] в то время. Пушкин нигде не упоминает о ней, как бы желая сохранить для себя одного тайну этой любви. Она обнаруживается только многочисленными профилями, которые идут почти по всем его бумагам из одесского периода. Это графиня Воронцова. Слово нашей следующей группе.
(Сообщение третьей группы учащихся)
1 ученик читает четверостишие “Храни меня, мой талисман”.
2 ученица рассказывает историю создания этого стихотворения.
3 ученица делает сообщение о Воронцовой.
1 ученик читает наизусть “Сожжённое письмо”.
Учитель. Имя следующей музы поэта стало одним из самых известных. Её звали Анна Петровна Керн. Она и будет героиней страницы, которая называется “Я помню чудное мгновенье”.
(Сообщение четвёртой группы учащихся)
1 ученик читает наизусть “Я помню чудное мгновенье”.
2 ученица рассказывает страницы биографии А.П.Керн.
Учитель. Зима 1826/27 года. В сердце Пушкина живёт очаровательная Екатерина Ушакова. Главу, посвящённую ей и истории их любви, мы назовём “Я вас узнал, о мой оракул!”
(Сообщение пятой группы учащихся)
1 ученица рассказывает о Е. Ушаковой.
2 ученик читает “В отдалении от вас”.
3 ученица выразительно читает воспоминания о Е. Ушаковой и об их отношениях с великим поэтом. [2]
Учитель. “Я вас любил…”. Так мы назовём следующую страницу нашего журнала. Она расскажет нам об истории любовных переживаний, связанных с Анной Олениной. Слово нашей следующей группе.
(Сообщение шестой группы учащихся)
1 ученик читает “Её глаза”.
2 ученица делает сообщение об Анне Олениной.
3 ученик читает стихотворение “Я вас любил…”.
Учитель. Мы перелистали почти весь журнал, осталась последняя страница, которая посвящена жене поэта Н.Н. Гончаровой. Мы назовём её “Мадонна”.
(Сообщение седьмой группы учащихся).
1 ученица рассказывает о встрече с Наталией Николаевной Гончаровой.
2 ученица рассказывает о судьбе жены поэта.
3 ученик читает наизусть стихотворение “Мадонна”.
Учитель. В конце своей жизни А.С.Пушкин пришёл к выводу, что (открывается на доске запись эпиграфа № 2)
“…Любовь в браке это верх человеческого достоинства в любви”. [3]
Согласны ли вы с поэтом?
Обобщение.
Учитель. Как же Пушкин чувствует и как выражает себя в слове любовь?
Ответить на этот вопрос нам поможет небольшое исследование. Мы попробуем исследовать документы: письма, воспоминания самого поэта и людей, близко знавших его. У вас на столах лежат карточки с цитатами. В течение трёх минут вы работаете с документом, а затем представите свои выводы в виде законченных предложений. Работать вы будете в паре, алгоритм работы лежит также у вас на столе.
(Учащиеся условно разделены на три группы по рядам. Алгоритм работы составлен учителем заранее и записан на карточках. Карточки- документы с цитатами помечены определёнными цветовыми сигналами).
Школьники работают с документами, а затем отвечают на вопрос, заканчивая предложение, записанное в документе. (Приложение 1)
1 группа (карточка красного цвета). Пушкин о женщине.
Пушкин относился к женщине, как… (учащиеся заканчивают предложение).
2 группа (карточка синего цвета). Современники об отношении А.С.Пушкина к женщине.
Современники считали, что... (учащиеся заканчивают предложение).
3 группа (карточка жёлтого цвета). Любовь в жизни А.С.Пушкина.
Пушкин выражает себя в стихах о любви, как…
Вывод по теме урока.
Как же Пушкин чувствует и как выражает себя в слове любовь?
Домашнее задание. (По выбору учащегося).
- Написать послесловие к уроку.
- Проанализировать одно из стихотворений А.С.Пушкина о любви.
Используемая литература
- Пушкин А. С. Избранное. - М.: Просвещение,1983.
- Спутницы Пушкина: По книге В. Вересаева “Спутники Пушкина”. – М.: Профиздат, 2001.
- 1799–1837: Пушкин и его время. – М.: ТЕРРА, 1997.
- Шашкова О.Н. “Я помню чудное мгновенье…”. // “Литература в школе”, №4, 1994.