Тема урока: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.» И.-В.Гёте
Тип урока: комбинированный
Цели:
- Обучающие:
- закрепить навыки анализа-интерпретации стихотворного текста;
- познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма.
- Развивающая:
- развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
- Воспитывающие:
- Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения «Осень»);
- Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3. Повторение сформированных умений и навыков,
являющихся опорой.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца
формирования, упражнение на их основе и
закрепление (через слайдовую презентацию).
5. Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный, продуктивный.
Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся.
Основная форма работы на уроке: парная.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – прочитать стихотворения А.С.Пушкина «Осень», Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская», индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по анализу стихотворного текста ( из индивидуальных папок, имеющихся у каждого ученика).
ХОД УРОКА
1 слайд.
Учитель: Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание В.А.Нащокиной о Пушкине (звучит музыкальный фрагмент из «Осенней песни» П.И.Чайковского). Мы вместе с учениками должны разобраться «в думах и ощущениях», переживаемых А.С.Пушкиным осенью 1833 года. Но прежде чем говорить о второй Болдинской осени, стоит вспомнить и первую.
2 – 3 слайды: Две болдинских осени Пушкинской жизни.
Сообщение ученика. (Приложение 1.) Просмотр фотографий из фотоальбома музея и видеофрагмента музея А.С.Пушкина в Болдине.
Слайд 4.
Слово учителя.
Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
По стёжке узенькой ходил.
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал.
И с музою не расставался,
И на ходу стихи писал.
* * *
Я с Пушкиным не разлучаюсь,
Жить без него я не могу.
Его читаю – наслаждаюсь,
Смакую каждую строку.
И мне становится милее
Родной любимый уголок.
Душе становится теплее
От пушкинских волшебных строк.
– Ребята, эти строчки принадлежат сибирскому поэту Александру Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет теплее от удивительного стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Работа с текстом стихотворения.
5 слайд. Звучит отрывок из «Осени» в исполнении артиста М.Козакова. Анализ стихотворения.
6 слайд. О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.(Приложение 2).
Система вопросов – своеобразный помощник (Приложение 3). Выдаются опорные вопросы каждому ученику в индивидуальную папку.
7 слайд. Восприятие.
– Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.
Учащимся предлагаются высказывания Н.В.Гоголя и Н.Л.Степанова о Пушкине.(Приложение 4).
8 слайд.Истолкование
– Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.
9 слайд. Оценка.
– Оценка – это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка - это и точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.
10 слайд. Задание классу.
Работа в парах или малых группах (Задание каждой группе).
Темы заданий (узкие):
1. Выявить роль эпиграфа.
2. Почему осень – любимое время года Пушкина?
3. Каким вы увидели лирического героя?
4. Какие средства языка использует поэт?
Темы заданий (широкие):
5. Восприятие стихотворения.
6. Истолкование текста.
7. Оценка произведения.
Заключение по теме урока
– К какой лирике вы отнесете стихотворение «Осень»?
Дополнительный вопрос группе: «В стихотворении
«Осень» Пушкин устраивает прощальный парад
своих идеалов. Смена времен года здесь – знак
того, ниспосланного свыше ритма, которому –
единственно – подчиняется поэт. Таинство
размеренной жизни, восхищение перед разумностью
ее устройства, наслаждение мудрой
последовательностью вещей – вот та гармония,
которая объединила и заменила все прежние
свободы Пушкина…
Плыть некуда, потому что путь завершен. Поэт
вернулся к источнику вдохновения. И оказалось,
что источник этот равен вселенной…» (П.Вайль,
А.Генис).
– Согласны ли вы с такой интерпретацией стихотворения?
– Почему в конце «пейзажного» стихотворения появляется тема творчества и образ корабля?
– Почему стихотворение оборвано в начале двенадцатой строфы? Первоначально оно выглядело так:
Ура!..куда ж нам плыть?..какие берега
Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,
Иль опаленные Молдавией луга,
Иль скалы дикие Шотландии печальной,
Или Нормандии блестящие снега,
Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?
Каждая пара получает карточки с вопросом, на который должны дать развернутый ответ. После обсуждения в классе, работа завершена была дома. Учащиеся могли пользоваться критическими статьями, работами из Internet.
11 слайд. Знакомство с эпистолярным жанром (Приложение 5).
Чтение сочинения, написанного в форме письма («Письмо поэту» по стихотворению А.С.Пушкина «Осень» . (Приложение 6). Краткое обсуждение прочитанного сочинения.
Примерная памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре:
- формулируется тема;
- определяются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного вымышленного или реального лица);
- ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражающего его мысли, взгляды, впечатления; выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора письма).
(Ученики получают карточки с примерными памятками в свои индивидуальные папки).
Рефлексия.
– О чём заставляет задуматься данный урок?
– Стал ли вам ближе А.С. Пушкин и как лирик, и как человек?
– Что вам было интересно?
– О чём заставляет задуматься данный урок?
Урок заканчивается строками из стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова.
Над нами снова
пушкинская осень.
Сияют золотые купола.
И в небеса лазурные
возносит
клин журавлей
звенящая строка.
Опавший лист
ударил паутинку –
мелодией леса
отозвались.
И увели весёлую
тропинку
Туда, где звуки птиц
переплелись.
Душа поёт –
«Очей очарованье…»
Она стремится
насладиться всласть.
Над нами снова
пушкинская осень
звенящею строкой
отозвалась.
12 слайд.
Домашнее задание (носит выборочный характер):
- Написать сочинение по стихотворению А.С.Пушкина «Осень».
- Написать фрагменты сочинения:
- восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»;
- истолкование стихотворения;
- оценка стихотворения.