И.А. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цели урока:

  • образовательные: осмыслить образ главного героя с социальной и общечеловеческой, нравственной точки зрения; показать атрибутику “лишних людей”, раскрыть истоки зарождения “обломовщины”; организовать разговор об особенностях русского национального характера;
  • воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
  • развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи учащихся, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Оборудование: роман И.А.Гончарова “Обломов”, презентация учителя, презентации учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом романа “Обломов” И.А.Гончарова.

2. Сообщение темы и цели урока.

Мы снова возвращаемся к творчеству Ивана Александровича Гончарова. Темой сегодняшнего урока служат слова самого писателя.

Запишите в тетради тему урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами:

- обобщим знания об образе главного героя с социальной и общечеловеческой, нравственной точки зрения;

- раскроем истоки зарождения “обломовщины”;

- определим атрибутику “лишних людей”;

- поговорим об особенностях русского национального характера

3. Проверка домашнего задания

Учитель. Проверим домашнее задание.

  • Симпатичны ли вам герои романа — Обломов, Штольц, Ольга? Чем?
  • - Что вам не нравится в каждом из героев и почему?
  • - Какие эпизоды кажутся вам самыми важными в романе? Почему?

- С какой целью так много внимания автор уделяет в начале романа образу слуги?

- Почему Гончарову важно показать рядом с Обломовым Захара?

Илья Ильич Обломов

- Каким же был и каким стал Илья Ильич?

- Как бы вы охарактеризовали происшедшие изменения?

- К каким деталям интерьера привлекает внимание писатель?

- Что они символизируют?

4. Работа с текстом романа И.А.Гончарова “Обломов”.

Учитель. Просмотрите главы II–V из первой части и подумайте:

Какие качества Обломова раскрывает автор в этих эпизодах?(Ответы учеников)

Учитель. Характер Обломова Гончаров раскрывает через образ Штольца.

5. Беседа по вопросам.

Андрей Штольц

- Какое впечатление производит Штольц?

- Чем же занят Андрей Иванович?

- Для кого и для чего он трудится?

- Какую жизнь предлагает Обломову Штольц?

- Как меняется образ жизни Ильи Ильича?

- Зачем Штольц возит с собой Обломова?

Учитель. Итак, с какой целью автор вводит Штольца в своё произведение?

Вывод: Штольц подчёркнуто противопоставлен Обломову. Андрей Иванович вызывает симпатию: его опрятный, красивый костюм, энергичность, образ жизни противоположны образу жизни Обломова.

В Штольце привлекают деловитость, искреннее желание помочь своему ленивому другу измениться, ввести его в большой мир.

Учитель. Штольц не просто предлагает Обломову измениться, но и активно заставляет его это сделать.

- Почему же Обломов подчиняется другу?

- Почему не борется за свою мечту?

Вывод. Причина - доброе сердце Ильи Ильича, его мечтательность, мягкость, безволие и то влияние, которое всегда оказывал на него Штольц,

Сила Штольца — в его убеждённости в собственной правоте, поэтому он так легко отменяет обломовские традиции и его невозможно ослушаться.

Учитель.

В романе сталкиваются две жизненные позиции: с одной стороны — западная, буржуазная (хорошо быть богатым, и для этого надо честно трудиться), и русская, стихийная (хорошо, когда совесть чиста и душа спокойна).

Обломов признаёт необходимость труда, но только как средства достижения своего идеала, а потому считает справедливыми упреки Штольца в безделье. Причины собственной пассивности он видит в отсутствии силы воли и внешней движущей силы. Этой силой всегда был для него Штольц. Нет рядом Андрея — нет и мотора, дающего энергию жизни.

Учитель. В романе характер Обломова раскрывается посредством двух сюжетных линий? Назовите их?

(Обломов и Штольц, Обломов и Ольга)

6. Беседа по вопросам.

Ольга Ильинская

- Чем вызвано чувство Ольги к Обломову?

- Что движет ею, к чему она стремится, с чем борется?

  • Любит ли Ольга Илью Ильича?
  • Можно ли понять, почему Обломов полюбил Ольгу?
  • Что же такого особенного в Ольге Ильинской, что она сумела (пусть ненадолго) покорить Обломова, поднять его с дивана?

- Что вызвало у него желание перемен?

- Почему Ольга и Обломов не смогли быть вместе?

Учитель.

Сон Обломова.

- Что можно сказать о ребёнке, его отношении к миру, людям и об отношении к нему в этом мире?

  • Что можно сказать о взрослом герое? К чему он стремится? Зачем живёт?
  • Какое место и какое значение занимает “Сон Обломова” в романе?

“Наше имя легион!” - восклицает Илья Ильич.

- О каком явлении идёт речь? (Об обломовщине)

Учитель. Проект по литературе на заданную тему приготовили (2 ученика у доски)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Проект по литературе на тему “Обломовщина как тип жизни”.

Учитель.

РОДОМ ИЗ ОБЛОМОВКИ

- Как видим, в “Сне Обломова” дан ключ к русской душе. В нём открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит, Обломов — не сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека — его величие и его слабость.

- И всё-таки Обломов оказывается в заботливых руках Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Обломов на Выборгской стороне

- Счастлив ли с Пшеницыной Обломов?

- Что даёт ему любовь Агафьи Матвеевны?

- Как вы оцениваете историю их отношений?

Обломов и его идеальный мир.

Учитель. В доме этой женщины Обломову покойно. С удовольствием пьёт он кофе, приготовленный Агафьей Матвеевной, смотрит, как она шьёт.

Её любовь — самопожертвование. И эта любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал. Плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства.

Смерть Обломова

Учитель.

  • Почему же Гончаров отказывает в жизни своему герою?
  • Почему сына Обломова должен воспитывать Андрей Штольц?
  • Можно ли назвать Обломова “лишним” человеком? Почему?

Учитель. Проект по литературе на заданную тему приготовила…(1 ученица у доски)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Проект по литературе на тему “Обломов – лишний человек”.

7. Итог урока.

Коренной народный тип

Учитель.

  • Находит ли Обломов ответ на вопрос:

“За что бороться, к чему стремиться, зачем?”

  • “Изжила ли себя обломовщина в наши дни?
  • Какая особенность русского национального характера так ярко “прославляется” в Обломове?

8. Домашнее задание.

- Напишите письмо Обломову (Штольцу, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

9. Выставление оценок.

Учитель комментирует поставленные оценки.

- Урок окончен, спасибо за внимание.