Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина “Кавказ”.
Задачи:
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа.
Оборудование: учебник-хрестоматия (ч. II, 2003 г, стр. 55-61).
Словарная работа: “любовный треугольник”, “украденное счастье”, “двойственность любви”, “трагедия любви”.
Ход урока
I. Ситуация вызова.
1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о том, что значит быть счастливым.
Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П. Чехова “О любви”?
(Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными. Герои оказались в плену обычных и сковавших их душу представлений о любви).
2. Учитель.
Тема нашего урока – И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа “Кавказ”. Представления о счастье и несчастьях героев рассказа.
Цель урока – определить суть рассказа И.А. Бунина “Кавказ”.
– Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, чтобы добиться поставленной цели?
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях героев рассказа.
Это будут задачи нашего урока.
II. Реализация смысла
Работа в тетрадях с таблицей.
– С произведениями Бунина вы встречаетесь с 5 класса уже третий раз.
– Что вы знаете о жизни Ивана Алексеевича Бунина? (Устно)
– Что вы знаете о творчестве Бунина (запись в 1 графу таблицы)
(Показ портрета И.А. Бунина. Приложение)
Таблица 1
Знаю о Бунине | Узнал новое о рассказе “Кавказ” | Хочу узнать подробнее об историзме Бунина |
Стихотворение “Родина”. Это состояние души поэта, переданное через описание природы: тончайшие и выразительнейшие подробности, детали, оттенки. | Рассказ “Кавказ” о любви.
Проблема взаимопонимания взрослых в момент
наивысшего эмоционального состояния –
состояния любви. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль. |
|
“Косцы” (1921 г, Париж. Напечатан в альманахе “Медный всадник” в Берлине. Бунин неоднократно редактировал его). “Косцы” рассказывают о впечатлениях автора от встречи с родной природой, песнями[1]. | ||
“Цифры” рассказывают о жизни и характерах взрослых людей и детей, их взаимоотношениях. Должно быть взаимопонимание. | ||
“Лапти” помогают осмыслить необходимость сострадания, великодушия. Посвящён теме взаимоотношения взрослых и детей. |
– Что роднит все эти произведения И.А.Бунина? (Они о любви, о взаимоотношениях между взрослыми и детьми).
– О чём рассказ Бунина “Кавказ”? (О любви).
– Какую проблему поднимает автор в рассказе?
(Проблему взаимопонимания взрослых в момент наивысшего эмоционального состояния – состояния любви).
– Докажем, что любовь – большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль. При доказательстве будем исходить из самого текста бунинского рассказа по плану: героиня – герой – муж; портрет – поступки – пейзаж.
Таблица 2
Портрет | Пейзаж | Поступки | |
Героиня | 1. Чтение. Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался 2. Вуалька. - О чём говорит эта деталь? - Почему она, войдя в купе даже не поцеловала героя? (Она обманывает мужа, скрывает, таит свою любовь, бежит с любовником, чтобы быть вместе с ним) |
7. В Москве шли холодные дожди,
было грязно, сумрачно, мокро – точно также на
душе у героини: смятение, ложь. 8. Мы нигде не видим, чтобы герой настаивал на её полном разрыве с мужем. Он поощрял её ложь. 9. Докажите, что даже когда им удаётся остаться одним, в их любви была не только радость, но и тревога? Чтение эпизода. “Когда жар спадал” до “глядя на них” [2] - Почему так ведёт себя героиня? (“Закрывала лицо газовым шарфом и плакала; из духана слышался глухой стук в барабан. Вопль всё одной и той же бесконечной песни..;стая чекалок” просилась к нам…) - О чём говорят эти детали? 10. Вспомните. “После бала” Толстого – визгливая мелодия – картина наказания) Радость омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Вывод. Героиня любит, но радость омрачена многим: приходится врать мужу, возлюбленный не настаивает на полном разрыве с мужем, муж застрелился из-за её измены. Грустная история! |
3. Она была у меня за эти дни всего
3 раза, входила поспешно, со словами: - Я только на одну минуту. (Обманывала себя!) 4. Спешила обнять меня. (Любит, скучает!) 5. Бледнела, когда герой говорил, что он будет с ней у тропического моря, в горных джунглях. - Почему она бледнела? (Не знала, что будет с ней после возвращения с юга, как поведёт себя муж, к которому она больше не чувствует любви, что с ней будет дальше. Есть понятие “украденное счастье”. 6. - А могло бы с героями сложиться так, как в рассказе А.П. Чехова “О любви”? (Да, если бы героиня скрывала свои чувства, то не было бы и этих моментов счастья. У героев Чехова счастье прошло мимо). |
Герой | 1. Нет портрета, важны его поступки! | 5. Покой, она часто плачет при
нём. Смотрите: природа вечна, прекрасна, великолепна, а любовь не была полной. 6. Влюблённая женщи на всё это переживала острее, ей хотелось продлить счастливые дни. |
2. Воровски остановился, жил
томительно, затворником, от свидания до свидания
с нею. - Какие слова вы выделите? 3. Почему он испытывал жалость и восторг, когда она спешила поднять вуальку и обнять его? (Ради него скрывается, готова сбежать с ним) 4. Придумывает план побега. -Почему можно догадаться, что его предложил герой-любовник? (Она говорит: - Ради Бога. Будьте терпеливы! “Жил когда-то возле Сочи, молодой, одинокий. - О чём говорят эти определения Вывод. Можно засомневаться, а так ли уж сильно он её любил? Романтическая история! |
Муж | 1. Высокая фигура, офицерский
картуз, держал её под руку. - Деталь “хозяйственно вошёл в него вместе с нею”. - Как вы это понимаете? Любит её, заботится о ней, но нет свободы. |
Нет, только сказано: “купался в море” – не до чего. | 2. Её измена стала крахом жизни,
не пережил, до последнего надеясь на её
возвращение к хозяину… Понятие двойственность любви: одним она приносит счастье, другим – боль. 3. Чтение про угрозу: - Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера. 4. Как эта фраза характеризует его? (Самолюбивый, жестокий, честолюбивый офицер, угрожал ей и выполнил свою угрозу: застрелился.) 5. - Любил ли он её? Конечно, он любил её, но, узнав об измене, свёл счёты с жизнью. Но не молча, а с вызовом, театрально, чтобы ей было больно. 6. А.С. Пушкин “Я вас любил”: “… как дай вам Бог любимой быть другим”. Вывод. Любил, а доставил ей боль и страдания. Трагическая история! |
– Виноват ли кто из героев в разыгравшейся трагедии?
(Нет, любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль).
– Почему такое произошло с героями?
(Нет взаимопонимания в любви: муж-жена, героиня-любовник).
– Можем ли мы осуждать героев рассказа?
– А осуждает ли кого из них автор?
(Он только изображает ситуацию, которая произошла с героями, а читатель должен сам разобраться).
– В чём же суть рассказа “Кавказ”?
(Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль).
– Запишите во 2 графу таблицы ваше мнение о рассказе “Кавказ”.
III. Рефлексия
– Можем ли мы сделать вывод, что Бунин – замечательный русский писатель?
– (Написал много произведений, в которых поднимает разные проблемы, изображает разных героев, показывает их поступки и чувства, не даёт оценок, а заставляет читателя думать, сопереживать).
IV. Задание на дом:
1. Историзм Бунина, вопрос № 2, стр. 61. Заполнить 3 графу таблицы.
Список литературы
1. Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2002. С. 86.
2. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2003. С. 60.