Цели и задачи:
- Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «С.А. Есенин: жизнь и творчество».
- Раскрыть важнейшие стороны творчества поэта.
- Развивающие:
- Развивать навыки критического мышления, умений выделять главное, обобщать.
- Активизировать творческие способности учащихся, в том числе выразительное чтение
- Развивать познавательный интерес к поэзии, расширять кругозор.
- Учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность.
- Воспитательные:
- Воспитать патриотические чувства, чувства прекрасного через книгу.
Оборудование:
1. Портрет Есенина.
2. Газета-плакат «Береза».
3. Иллюстрации, нарисованные самими учащимися.
4. Книжная акция «Есенин – это вечное»
5. Магнитофонная запись песни «Отговорила роща золотая».
6. Стойка для названий раундов.
7. Компьютерная презентация учащихся
8. Гонг
9. Класс Pentium III
Предварительная работа:
1. Организовать книжную выставку в библиотеке
«Есенин – это вечное».
2. Опережающие задания для учащихся:
- прочитать произведения С.А.Есенина и книги о поэте;
- Подготовить компьютерные презентации;
- Подготовить закладки к понравившимся произведениям с личной рекомендацией;
- Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям поэта.
Организационная часть:
I. Психологический настрой (звучит тихая музыка на слова Есенина)
Ведущий: Для того, чтобы настроится на плодотворную работу, быть активными и трудоспособными, проведем упражнение. Я буду говорить, а вы после каждой строчки повторяете про себя слова, закрыв глаза.
«Как хочется трудиться!
Делать все охота
Чтобы трудом своим гордиться.
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю
Свою волю покажу
Слово для себя сдержу».
II. Объявление темы и правил игры
Ведущий: Ребята, сегодня мы проведем игру, посвященную жизни и творчеству С.Есенина, – в форме литературного ринга, который будет состоять из 5 раундов. В ринге принимают участие 2 команды (команды представляют свое название и девиз). Игру будет оценивать жюри. В качестве жюри сегодня присутствуют эксперты по:
- Творчеству поэта (учитель литературы);
- Музыке (учитель музыки);
- Изобразительному искусству (учитель ИЗО).
– Стихи писали и пишут многие. Но лишь избранным выпадает редчайшее счастье волновать сердца людей, находить живой отклик своим чувствам и мыслям. С.А. Есенин – среди этих избранных. (Обращается внимание на портрет Есенина, иллюстрации, нарисованные учащимися, а также на плакат, на котором нарисована береза без листьев.( Ведущий сообщает о том, что в конце игры «оденем» березу)
Вопрос: Чем берет Есенин?
Ответы учащихся:
- Благородством чувств и мыслей.
- Бесконечной правдивостью в стихе и перед собственной совестью.
- Искренностью, простотой, напевностью.
Ведущий: И ещё – идущими от пушкинской традиции ясностью формы, естественностью поэтической речи, выразительностью языка.
– А сейчас, предоставим слово эксперту по творчеству С.А.Есенина (вкратце рассказывает об основных этапах жизни и творчества Есенина).
Ведущий: Художественный мир
большого таланта Есенина бесконечен, и время
открывает в нем новые и новые грани. Каждое
поколение читает мастера по-своему. Попробуем и
мы ответить на вопрос: «Чем же нас привлекает
поэзия Есенина?».
Теперь приступаем к игре. (Проводится
жеребьевка между командами). Вначале каждого
раунда и по окончании звучит гонг. (Ответы
оценивают эксперты, выдавая «мудрики»)
I раунд – «Интеллектуальные бега»
Он включает в себя 3 раздела.За каждый правильный ответ команда получает «мудрики».
1 раздел «Из биографии Есенина»
1. В каком году, какого числа родился
Есенин? (1895 г. 21 сентября)
2. С каким временем года связана фамилия Есенина?
3. «Она любила меня из всей мочи, и нежности её не
было границ», - признавался поэт. О ком идет речь?
(о бабушке).
4. Назовите источники, питавшие его творчество?
(Песни, частушки, сказки)
5. Как называлась гостиница в Ленинграде, в
которой Есенин покончил с жизнью? («Англетер»)
6. Назовите основные версии о причинах смерти
Есенина. (Существуют две версии: самоубийство и
убийство)
7. Кто была последней женой Есенина? (Софья
Андреевна Толстая, внучка знаменитого писателя
Л.Н. Толстого)
2 раздел «Литературная география»
1. Где родился Есенин? (В Рязанской
губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости,
в с. Константиново)
2. В каких странах побывал Есенин? (В Германии,
Франции, Бельгии, Италии, Албании)
3. В одной из зарубежных столиц в книжных
магазинах (на языке этой страны) появились томики
стихов Есенина. Назовите столицу. (Токио)
4. После поездки в Америку поэт написал очерк
(«Железный Миргород»)
5. Где было написано одно из замечательных
стихотворений Есенина «Шаганэ, ты моя Шаганэ»? (На
Кавказе)
6. В поэме «Анна Снегина» много взято из реальной
жизни, начиная с названия деревень, соседних с
Константиновом. Назовите их. (Криуши и Радово)
7. Назовите стихотворение, в котором поэт
признается в любви Азербайджану. («Прощай,
Баку!»)
8. В одном из стихотворений Есенин сожалеет о том,
что «Никогда я не был на …» Где не был Есенин? (На
Босфоре)
3 раздел «По страницам поэзии Есенина»
1. Как называлась первая книга Есенина? («Радуница»)
2. Продолжите строки стихотворения: Если крикнет
рать святая: … (Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу
не надо рая, Дайте родину мою!)
3. Кроме стихов, у Есенина есть и прозаические
произведения. Назовите их. («Яр», «У белой
воды», «Бобыль и Дружок», «Железный Миргород»)
4. В стихах поэта присутствуют любимые цвета.
Какие? (Голубой, синий, золотой)
5. Сюжет, какой поэмы напоминает сюжет
«Евгения Онегина» А.С. Пушкина? (Поэма «Анна
Снегина»)
6. В какой драматической поэме Есенин изображает
крупнейшее крестьянское восстание? (Поэма
«Пугачев»)
7. Какому поэту принадлежат слова о стихах
Есенина «свежие чистые, голосистые, хотя и
многословные стихи»? (А.А.Блоку)
8. За день до трагического конца, Есениным было
написано стихотворение, которое он отдал
знакомому ленинградскому поэту. Как называлось
оно? («До свидания, друг мой, до свидания»)
После каждого раунда выдаются «мудрики», подводится итог.
II раунд «Прошу слова»
Каждая команда получила опережающее задание: подготовить презентации.
1 команда «Тема Родины в стихах
Есенина» (Приложение 1)
2 команда «Образ матери в поэзии Есенина» (Приложение 2)
Выступления учащихся сопровождается чтением стихотворений. Эксперты оценивают презентации.
Ведущий: Каждая есенинская
строка согрета чувством безграничной любви к
Отчизне, к матери, женщине, близким людям. Да, это
была мужественная, самозабвенная любовь к
Родине. Он был её сыном, болел её болями,
радовался её радостям.
По мнению Есенина: только любя свою родину, свой
народ, своих соотечественников, можно стать
великим патриотом – гуманистом. А что для вас
значат слова «патриот», «патриотизм»? (Мини-дискуссия
между командами)
Ведущий: Ныне в 21 веке, человечное, свободолюбивое, в высшей степени, патриотическое слово Есенина доходит до сердец миллионов людей, побуждая в них все лучшие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познавать и открывать для себя еще полнее свою Родину.
Слово предоставляется эксперту по музыке:
– Напевность, песенность – такова еще
особенность есенинской лирики. Его стихи
написаны как песни и легко могут быть положены на
музыку. «Засосал меня песенный плен», - писал
поэт. Многим стихотворениям он дал название
«песня». Популярности стихов – песен Есенина
способствует их плавное ритмическое течение,
простой язык, отсутствие словесной и образной
затрудненности. Значительная часть
стихотворений Есенина переложена на музыку:
«Письмо матери», «Вечер» и др.
Таких композиторов, как Г.Свиридов,
Т.Хренников, В.Соловьев–Седой
покоряют есенинское «буйство глаз и половодье
чувств», его отношение к родине, ее природе, к
жизни. Композитор Г.Свиридов (демонстрируется
портрет) создал вокально – симфоническую
поэму «Памяти Сергея Есенина», в которую вошли
многие лирические произведения поэта. Послушаем
и мы одну из этих песен. (Включается
магнитофонная запись «Отговорила роща золотая»)
III раунд «Творим, пробуем, думаем» включает в себя 3 задания:
Задание 1:
Составить коллаж «Есенин – певец родной природы» (это задание команды выполняют совместными усилиями). Защищая свою творческую работу, учащиеся читают соответствующие теме стихи, отвечают на такие вопросы. (Приложение 3). После ответов учащихся, слово предоставляется эксперту по ИЗО. (Делает краткий анализ проделанной работе и рисункам учащихся по прочитанным произведениям)
Задание 2:
Сочинить синквейн «Есенин» (каждая команда в отдельности).
Задание 3:
Построить пирамиду – отзыв по поэме «Анна Снегина» (каждая команда в отдельности).
- О чем поэма «Анна Снегина». (Одно слово)
- Характер книги. (Два слова)
- Место и время действия. (Три слова)
- Главные события в поэме. (Четыре слова)
- Главные герои, какие они? (Пять слов)
- Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов)
- Ваша реклама/антиреклама, рекомендация поэмы. (Семь слов)
(Ответы оценивают эксперты)
IV Раунд «Мнение читателя» (он включает в себя 3 задания)
Задание 1: В этом раунде представители каждой команды получают задание (индивидуальное).
- 1 команда: Идет заседание редколлегии «Роман газеты». Какие произведения вы прелагаете включить в план этого года? Обоснуйте свое мнение.
- 2 команда: Вы присутствуете на творческом вечере Есенина. Какой вопрос вы бы ему задали, и как бы он, на ваш взгляд, на него ответил?
Задание 2: Акция «Я рекомендую» (учащиеся выставляют понравившиеся произведения Есенина на заранее подготовленную книжную выставку со своими закладками).
Задание 3: Тесты. А сейчас вам свое задание предлагает тестировщик. (работа с компьютером). На рабочем столе есть папка – тесты «С.А.Есенин». Время 5 минут. (Приложение 4)
V Раунд «Глубокий поклон тебе, поэт»
Задание командам: Выразить свое личное отношение к творчеству С.А.Есенина.
Каждому члену команды (по желанию) предоставляется «авторский стул». В своих выступлениях учащиеся выражают личное отношение к творчеству замечательного поэта.
Некоторые выступления учащихся:
– Хочу сказать «спасибо» и поклониться Есенину за его стихи, полные обжигающей чистоты чувств, сердечной правды. Каждая строка поэта прозрачна и чиста. В них и восторг, любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.
– Есенин, оставаясь в своей эпохе, принадлежит не только прошлому, но и будущему, нам тому будущему, о котором он писал, обращаясь к молодому поколению:
«Цветите, юные!
И здоровейте телом!
У вас иная жизнь,
У вас другой напев».
Но и среди картин новой жизни мы всегда будем приветствовать глубокие, сердечные напевы прекрасного русского поэта Сергея Есенина. Я уверена, что есенинским стихам не состариться никогда.
– Нам молодому поколению, надо учиться у Есенина чистой, светлой любви к своему Отечеству. И сделать для себя девизом жизни его слова:
«Я люблю родину,
Я очень люблю родину!»
– Я в восторге от стихов Есенина. Глубокий поклон тебе, поэт!
«Не уйти тебе в закат янтарный,
И твоим – напевам и стихам».
Чтение стихотворения А.Гатова «Есенин»
Так рано ушел, но всегда среди нас.
Народ его нежность постиг.
Есть люди, которых в страдальческий час
Спасет есенинский стих.
Живи он сегодня, любой человек
Ему отдавал бы поклон
Своим бы он был и в космический век
Недаром поэтом рожден.
Заключительное слово: В наши
дни определенный смысл обретают такие понятия,
как чувство родной земли, гуманность, честность,
искренность, милосердие… . И стихи Есенина –
человечные, добрые – открывают свои светлые
глубины. «Как бы ни было трудно, что бы ни
случилось с тобой – не падай духом, не теряй
надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей
тебе ни с чем не сравнимое счастье целовать
любимого человека, валяться на траве, мять цветы
и видеть эти златящиеся во мгле нивы … . И всегда
люби свою Родину, умножай её славу своими
деяниями» – так говорит поэт.
Добавить к этому больше нечего.
Звучит музыка на слова Есенина. Каждый участник игры получает желтые листья, на которых они пишут строки или название любимого стихотворения Есенина, прикрепляют их на березу, в результате получится «газета – плакат». Эксперты подводят итоги и награждают победителей.
Ведущий: Ребята, в заключение, я хочу предложить вам дома написать эссе: «Стихотворение С. Есенина, которое мне понравилось». Все они будут помещены в альбом «Голос читателя».