Цель урока: убедить учащихся, что современная лирика продолжает лучшие традиции поэзии 19 века, утверждая мысль о необходимости приумножать богатства природы и защищать ее от варварского вмешательства.
Оборудование: записи музыкальных отрывков («Времена года» П.И. Чайковского, голоса природы); репродукции с картин И. Левитана («Март»), А. Саврасова («Грачи прилетели»), В. Поленова («Московский дворник»); рисунки учащихся к выученным стихотворениям(многие из них учатся в школе искусств); портреты поэтов (Р. Рождественского, В. Балачана).
По форме это урок-семинар с элементами беседы.
Произведения для работы в классе:
- «Я жизнь свою в деревне встретил...» (М. Дудин);
- «Вишня» (М. Исаковский);
- «Как умирала береза» (В. Кулемин);
- «Весенний дождь» (В. Балачан);
- «Мне такою нравится земля...» (Р. Рождественский).
К уроку учащиеся готовили сообщения о поэтах, стихи наизусть, рисунки к выученным стихам. Класс разбит на 5 групп. Сообщения учащихся, чтение стихов чередуются с беседой. Урок проходит на фоне музыки.
Эпиграф: «Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении». (В. Распутин)
Ход урока
Учитель: Проблема «диалога» человека и природы – проблема общечеловеческая. Интересные размышления по этому вопросу мы встречаем в творчестве поэтов и писателей 19 века: Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, А. Пушкина, И.Тургенева.
С мыслями о природе русская литература связывала представления о естественности человеческого существования, об истоках нравственных представлений. После проблемы мира и войны проблема человека и земли, человека и природы - самая важная в нашей современности. Эта проблема возникла не только из желания увидеть истоки русского национального характера, но и из стремления поэтов и писателей встать на защиту природы.
Звучит музыкальный фрагмент из «Времен года» П. Чайковского.
Вопрос: какие чувства пробуждает в вас эта музыка? (спокойствие, умиротворение, хочется слушать дальше).
Учитель: великому композитору удалось ярко, образно передать гармонию природы как живого существа, пробудить в слушателе благородные чувства; музыка - властелин человеческой души, но не только она...
Послушайте замечательные строки...
Ученик читает стихотворение Р.Рождественского «Мне такою нравится земля...» (на фоне музыки).
Беседа.
- Каким чувством пронизано это стихотворение? (гордостью за родную землю, за то, что мы частица ее. Сознанием, что каждый день ты открываешь что-то новое).
- Каково самое большое желание поэта? (видеть родную землю богатой, чтобы «вырастали навсегда пригороды леса-города»)
Далее – сообщение ученика о Р.Рождественском, краткая характеристика творчества.
Вопрос: ребята, а молено ли решить проблему строительства новых городов, поселков, плотин, заводов без ущерба для природы? (Да, можно, если умело «вписаться» в нее, не разрушая. Но сегодня не все люди готовы к бережному отношению. Многие стремятся ради личной выгоды все порушить, уничтожить. Но мы должны быть другими).
Вопрос: Ребята, назовите символ Родины, воспетый многими поэтами, (конечно, белая береза. Читают отрывки).
Ученик читает стихотворение В.Кулемина «Как умирала береза».
Беседа: Что почувствовали вы, прослушав это стихотворение? (Боль, сострадание).
Как автору удалось «очеловечить» образ березы? (Автор сравнивае ее с женщиной удивительной красоты, красоты, которая завораживает, очаровывает. Она прекрасна в своей умирающей красе: «нагие плечи», «шатер ее зеленый», «Золотая крона», «Зеленая кофта вырезная»).
Какие слова ранят нас в самое сердце? («Потом с каким-то скрытым горем Отчаясь что-нибудь понять, Она затихла вдруг на взгорье И молча стала умирать»)
(музыкальный фон при чтении этого отрывка).
Учитель: Дети, надеюсь, что вы никогда не занесете топор над деревом, кустом у дороги, помня, что они тоже .живые и, как люди, могут страдать.
Учитель: Имя этого поэта вам известно – Михаил Исаковский. Поэт-песенник.
Ученик: Краткое сообщение о поэте. Названы его популярные стихи.
Ученик Читает стихотворение «Вишня».
Беседа:
- Каким настроением пронизано это стихотворение? (радостью – хочется улыбаться, желанием самому сделать что-то полезное, чтобы радовать окружающих. В этом стихотворении нет места грусти).
- А вы посадили свое дерево? Может быть, помогали взрослым? Расскажите. (Дети говорят: что? где?)
- Ребята, обратите внимание на рисунки, выполненные вами. Какие из них созвучны этому маленькому произведению? (Работы Яны, Валерии, Даяна). Почему? (светлые, радужные краски; кажется, что здесь много прозрачного света).
Ученик: Имя нашего земляка В. Балачана нам уже известно. Это поэт негромкого голоса. Он неспешно оглядывает и обдумывает жизнь, ведет читателя за околицу, за горизонт. Организует интересные встречи с людьми и теми местами, где они живут. Сельский пейзаж у него живет, он неотрывен от быта:
«Из-за куста косуля вышла,
Стоит, мотает головой...»
«Проснулся сторож – у амбара
И посмотрел по сторонам...»
«А жизнь – как поле за деревней.
А в поле – тысячи дорог».
Лирика его многообразна по тематике, но особое место занимают стихи о родном крае, об удивительной сибирской природе.
Ученик Читает стихотворение «Весенний дождь».
Беседа:
- Найдите в тексте слова, подтверждающие весеннее буйство природы, («дождь, крутой и теплый», «шальной и светлый», «как парень, весело затопал», «он серебрился и струился», «хмельно качался на ветру», «он будоражил», «улыбайся широко», «налетел» и т.д. – звучит текст).
- Утро – начало дня, закат – его завершение... (музыкальный фон). А весна в природе? (Обновление жизни. Пробуждение природы. Весна – символ жизни).
- Что вы можете сказать о душевном состоянии человека, написавшего такие стихи? (Он, наверное, счастлив. Радуется жизни. Обращает наше внимание на то, что природа жива, она прекрасна в своем весеннем пробуждении).
Учитель: Мы услышали удивительные стихи о природе. Все они отмечены звуками Родины -светлой и чистой, горькой и радостной музыкой. Когда мы говорим о Родине, то имеем ввиду не только ее бескрайние просторы, но и людей, которые приумножают ее красоту, но, к великому огорчению, часто губят. Любить – значит созидать, а не разрушать. Любить – это умение творить добро, это больше – отдавать, чем потреблять. Не всегда мы об этом помним.
Мы тоже часть природы. И все живое – это тоже природа. Хочу, чтобы вы послушали еще одно стихотворение.
Ученик. Читает стихотворение. Михаил Дудин. «Я жизнь свою в деревне встретил...»
- Можете ли вы оправдать поступок связного? (Трудно об этом говорить, но, наверное, он не мог поступить иначе – ведь кругом война!)
- Почему бывалого солдата, воина мучают воспоминания? (Убив жеребенка, он в душе своей что-то убил. Что-то доброе, светлое. Вот поэтому и мучается. Даже время не может избавить его от этой боли).
- Был ли в вашей жизни случай, когда надо было сделать сложный выбор, подобный тому, что описан в этом стихотворении? (Дети говорят).
Учитель: Ребята, перед вами репродукции картин, какая из них показалась наиболее теплой, полной гармонии и умиротворения? (Поленов «Московский дворик»). Автор нам как бы «подсказывает», что человек счастлив, если он в ладу с самим собой и с миром, природой, которые его окружают. От каждого из нас зависит, будет ли прекрасна наша земля.
«Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо». (М. Пришвин)
Домашнее задание.
- Написать эссе по одному из пейзажей (по выбору учащихся).
- Или: ответить на вопрос (Что я представляю, когда слышу слово «весна»?)