Человек и природа в лирике второй половины ХХ века

Разделы: Литература


Цель урока: убедить учащихся, что современная лирика продолжает лучшие традиции поэзии 19 века, утверждая мысль о необходимости приумножать богатства природы и защищать ее от варварского вмешательства.

Оборудование: записи музыкальных отрывков («Времена года» П.И. Чайковского, голоса природы); репродукции с картин И. Левитана («Март»), А. Саврасова («Грачи прилетели»), В. Поленова («Московский дворник»); рисунки учащихся к выученным стихотворениям(многие из них учатся в школе искусств); портреты поэтов (Р. Рождественского, В. Балачана).

По форме это урок-семинар с элементами беседы.

Произведения для работы в классе:

  • «Я жизнь свою в деревне встретил...» (М. Дудин);
  • «Вишня» (М. Исаковский);
  • «Как умирала береза» (В. Кулемин);
  • «Весенний дождь» (В. Балачан);
  • «Мне такою нравится земля...» (Р. Рождественский).

К уроку учащиеся готовили сообщения о поэтах, стихи наизусть, рисунки к выученным стихам. Класс разбит на 5 групп. Сообщения учащихся, чтение стихов чередуются с беседой. Урок проходит на фоне музыки.

Эпиграф: «Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении». (В. Распутин)

Ход урока

Учитель: Проблема «диалога» человека и природы – проблема общечеловеческая. Интересные размышления по этому вопросу мы встречаем в творчестве поэтов и писателей 19 века: Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, А. Пушкина, И.Тургенева.

С мыслями о природе русская литература связывала представления о естественности человеческого существования, об истоках нравственных представлений. После проблемы мира и войны проблема человека и земли, человека и природы - самая важная в нашей современности. Эта проблема возникла не только из желания увидеть истоки русского национального характера, но и из стремления поэтов и писателей встать на защиту природы.

Звучит музыкальный фрагмент из «Времен года» П. Чайковского.

Вопрос: какие чувства пробуждает в вас эта музыка? (спокойствие, умиротворение, хочется слушать дальше).

Учитель: великому композитору удалось ярко, образно передать гармонию природы как живого существа, пробудить в слушателе благородные чувства; музыка - властелин человеческой души, но не только она...

Послушайте замечательные строки...

Ученик читает стихотворение Р.Рождественского «Мне такою нравится земля...» (на фоне музыки).

Беседа.

  1. Каким чувством пронизано это стихотворение? (гордостью за родную землю, за то, что мы частица ее. Сознанием, что каждый день ты открываешь что-то новое).
  2. Каково самое большое желание поэта? (видеть родную землю богатой, чтобы «вырастали навсегда пригороды леса-города»)

Далее – сообщение ученика о Р.Рождественском, краткая характеристика творчества.

Вопрос: ребята, а молено ли решить проблему строительства новых городов, поселков, плотин, заводов без ущерба для природы? (Да, можно, если умело «вписаться» в нее, не разрушая. Но сегодня не все люди готовы к бережному отношению. Многие стремятся ради личной выгоды все порушить, уничтожить. Но мы должны быть другими).

Вопрос: Ребята, назовите символ Родины, воспетый многими поэтами, (конечно, белая береза. Читают отрывки).

Ученик читает стихотворение В.Кулемина «Как умирала береза».

Беседа: Что почувствовали вы, прослушав это стихотворение? (Боль, сострадание).

Как автору удалось «очеловечить» образ березы? (Автор сравнивае ее с женщиной удивительной красоты, красоты, которая завораживает, очаровывает. Она прекрасна в своей умирающей красе: «нагие плечи», «шатер ее зеленый», «Золотая крона», «Зеленая кофта вырезная»).

Какие слова ранят нас в самое сердце? («Потом с каким-то скрытым горем Отчаясь что-нибудь понять, Она затихла вдруг на взгорье И молча стала умирать»)

(музыкальный фон при чтении этого отрывка).

Учитель: Дети, надеюсь, что вы никогда не занесете топор над деревом, кустом у дороги, помня, что они тоже .живые и, как люди, могут страдать.

Учитель: Имя этого поэта вам известно – Михаил Исаковский. Поэт-песенник.

Ученик: Краткое сообщение о поэте. Названы его популярные стихи.

Ученик Читает стихотворение «Вишня».

Беседа:

  1. Каким настроением пронизано это стихотворение? (радостью – хочется улыбаться, желанием самому сделать что-то полезное, чтобы радовать окружающих. В этом стихотворении нет места грусти).
  2. А вы посадили свое дерево? Может быть, помогали взрослым? Расскажите. (Дети говорят: что? где?)
  3. Ребята, обратите внимание на рисунки, выполненные вами. Какие из них созвучны этому маленькому произведению? (Работы Яны, Валерии, Даяна). Почему? (светлые, радужные краски; кажется, что здесь много прозрачного света).

Ученик: Имя нашего земляка В. Балачана нам уже известно. Это поэт негромкого голоса. Он неспешно оглядывает и обдумывает жизнь, ведет читателя за околицу, за горизонт. Организует интересные встречи с людьми и теми местами, где они живут. Сельский пейзаж у него живет, он неотрывен от быта:

«Из-за куста косуля вышла,
Стоит, мотает головой...»

«Проснулся сторож – у амбара
И посмотрел по сторонам...»

«А жизнь – как поле за деревней.
А в поле – тысячи дорог».

Лирика его многообразна по тематике, но особое место занимают стихи о родном крае, об удивительной сибирской природе.

Ученик Читает стихотворение «Весенний дождь».

Беседа:

  1. Найдите в тексте слова, подтверждающие весеннее буйство природы, («дождь, крутой и теплый», «шальной и светлый», «как парень, весело затопал», «он серебрился и струился», «хмельно качался на ветру», «он будоражил», «улыбайся широко», «налетел» и т.д. – звучит текст).
  2. Утро – начало дня, закат – его завершение... (музыкальный фон). А весна в природе? (Обновление жизни. Пробуждение природы. Весна – символ жизни).
  3. Что вы можете сказать о душевном состоянии человека, написавшего такие стихи? (Он, наверное, счастлив. Радуется жизни. Обращает наше внимание на то, что природа жива, она прекрасна в своем весеннем пробуждении).

Учитель: Мы услышали удивительные стихи о природе. Все они отмечены звуками Родины -светлой и чистой, горькой и радостной музыкой. Когда мы говорим о Родине, то имеем ввиду не только ее бескрайние просторы, но и людей, которые приумножают ее красоту, но, к великому огорчению, часто губят. Любить – значит созидать, а не разрушать. Любить – это умение творить добро, это больше – отдавать, чем потреблять. Не всегда мы об этом помним.

Мы тоже часть природы. И все живое – это тоже природа. Хочу, чтобы вы послушали еще одно стихотворение.

Ученик. Читает стихотворение. Михаил Дудин. «Я жизнь свою в деревне встретил...»

  1. Можете ли вы оправдать поступок связного? (Трудно об этом говорить, но, наверное, он не мог поступить иначе – ведь кругом война!)
  2. Почему бывалого солдата, воина мучают воспоминания? (Убив жеребенка, он в душе своей что-то убил. Что-то доброе, светлое. Вот поэтому и мучается. Даже время не может избавить его от этой боли).
  3. Был ли в вашей жизни случай, когда надо было сделать сложный выбор, подобный тому, что описан в этом стихотворении? (Дети говорят).

Учитель: Ребята, перед вами репродукции картин, какая из них показалась наиболее теплой, полной гармонии и умиротворения? (Поленов «Московский дворик»). Автор нам как бы «подсказывает», что человек счастлив, если он в ладу с самим собой и с миром, природой, которые его окружают. От каждого из нас зависит, будет ли прекрасна наша земля.

«Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо». (М. Пришвин)

Домашнее задание.

  1. Написать эссе по одному из пейзажей (по выбору учащихся).
  2. Или: ответить на вопрос (Что я представляю, когда слышу слово «весна»?)