Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания историко-литературных процессов и явлений.
Форма урока: урок-беседа.
Цели и задачи:
- на примере судьбы Варлама Шаламова познакомить с одной из трагических страниц истории страны – временем репрессий;
- определить основные мотивы «Колымских рассказов» – мотив запредельности существования человека в сталинских лагерях и мотив внутреннего сопротивления системе;
- обозначить особенности шаламовской прозы: документальность, отсутствие авторской оценки;
- развивать навыки анализа текста и навыки ведения диалога;
- пробуждать в учащихся чувство сопричастности судьбе своей страны, чувство ответственности за свой выбор, за будущее.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Методы и технологии урока:
- использование аудиозаписи,
- словесные.
Предварительная работа: учащиеся заранее прочитали «Колымские рассказы» В. Шаламова.
Оборудование урока:
- портрет В. Шаламова; фотодокументы (рукописи его рассказов);
- выполненная учащимися карта СССР;
- графический рисунок;
- магнитофон.
Эпиграф к уроку: Душу я не сдам. (В. Шаламов)
Ход урока
Запись темы урока в тетрадь: «Наказание – преступление».
Звучит аудиозапись колокольного звона из коллекции кижских звонарей И. Архипова и И. Хуттера.
Учитель:Что вам напомнил этот колокольный звон? Что вы представляли себе, слушая его? Определите свои чувства, ассоциации одним-двумя словами.
Ответы учащихся:
- Боль, одиночество, холод, печаль.
- Страдание, скорбь, тревога, лагерь…
Учитель:Обратили внимание на дисгармоничный звук, напоминающий удары о рельс? Как будто сзывают в лагере на работу… Это не просто удары колокола. Это голос Памяти, который стучится в душу каждого из нас. Сегодня он напоминает о времени «большого террора», о жертвах сталинских лагерей, лагерей, разбросанных по всей нашей огромной стране. А зачем это сегодня нам? Нужно ли ворошить прошлое? Не проще ли перелистнуть эту жуткую страницу нашей недавней истории?
Учащиеся дают свои варианты ответов.
Учитель:Узнать, что происходило во времена ГУЛАГа, мы можем из учебников истории. Понять, что происходило с человеком в ГУЛАГе, мы можем, благодаря книгам А. Солженицына, Е. Гинзбург, А. Жигулина, В. Шаламова. Они в художественной форме свидетельствовали против тоталитаризма и репрессий, потому что сами были жертвами «большого террора». У каждого из них свои лагеря, свои истории, свои жизненные пути, но всё вместе это сливается в Реквием по миллионам замученных, безвестно лежащих в мерзлоте и ждущих. Чего? Наверное, того, что вспомнят?
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да список отняли, и негде узнать…
Память о многих сохранена в «Колымских рассказах» Варлама Тихоновича Шаламова, человека удивительной судьбы. Как много она вместила в себя! Что вам больше всего запомнилось в судьбе Шаламова? Что удивило? Что поразило?
Учащиеся предлагают варианты ответов.
Учитель:17 лет лагерей… За что? Известно, что наказания не бывает без преступления. А в данном случае? А в этой судьбе что увидели?
Ответ учащихся:не только Шаламов, но и многие политзаключенные просто не знали, за что наказаны.
Учитель:Давайте снова обратимся к теме урока и исправим нашу запись: «Наказание без преступления».Но в жизни, в судьбе Шаламова это было, и вы сами только что рассказали об этом. Что говорил Шаламов о лагерном опыте? Чем этот опыт был для него?
Ответ учащихся:Свидетельство Шаламова: «Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает. Можно лгать – и жить. Он приучается ненавидеть людей. Он раздавлен морально. Его представления о нравственности изменились, и он сам не замечает этого. Возвращаясь на волю, он видит, что он не только не вырос за время лагеря, но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми».
Учитель:Но именно о лагерном опыте поведает нам Шаламов в «Колымских рассказах». Они связаны неразрывным единством: это судьба, душа самого автора, мысли его. Вы познакомились с некоторыми рассказами Варлама Шаламова. Определите ваше впечатление от них одним-двумя словами.
Ответы учащихся:
- Боль, ужас, одинокое страдание.
- Неоправданная жестокость, гнев, стыд…
Учитель:Как удается автору создать зримую картину? Какими средствами? Что лежит в основе его рассказов?
Ответы учащихся:
- В основе рассказов Шаламова лежит документальность. Сам писатель назвал это «новой прозой». Документальность, как это ни парадоксально, часто является единственным подтверждением подлинности описанного.
- То, что написал Шаламов, – это вызов времени, вызов сталинизму как худшему из проявлений тирании.
- Эти рассказы, эти колымские были – последнее оправдание человека, ибо повествуют о той грани человеческого существования, когда человек, человеческое в нем подвергается последнему испытанию.
Учитель:Обратимся к рассказу «Ночью». Какая деталь показывает, что такое выдумать нельзя? О чем заставляет этот рассказ задуматься?
Ответы учащихся: Становится понятным, насколько страшна система, в которой вынужден жить человек.
Учитель:Можно ли понять, как автор относится к этому поступку? Осуждает героев? Сочувствует им?
Ответы учащихся.
Учитель:Писатель никогда ничего не оценивает. Он утверждает, что в его рассказах «изображены люди в крайне важном, не описанном ещё состоянии, когда человек приближается к состоянию за-человечности». Это с одной стороны. С другой стороны, Шаламов писал, что это «фиксация того немногого, что в человеке сохранилось». В его сборнике мы найдем рассказы, в которых человек, поставленный в немыслимую ситуацию, всё-таки способен не переступить эту грань. Как это утверждение реализуется в рассказе «На представку»?
Ответы учащихся.
Учитель:Почему герой рассказа не отдал свитер? Ведь это всего лишь вещь?
Ответы учащихся.
Учитель:Это не просто свитер. Это напоминание о свободе. Это уважение к самому себе, чувство собственного достоинства. Это связь с собой. Это – «Я». Отдашь свитер – и ты потеряешь себя, станешь рабом, и ты уже не человек, а существо.
Когда вода под горлом,
Когда беда под сердцем,
Когда под руку голод
Идет с тобой по сенцам,
Когда кричат: «Спасите!»,
Когда молчат: «Убейте!»,
Тогда свой крест несите,
Тогда терпеть умейте!
Когда з/к я звался,
В воде стоял осокой,
Тогда образовался
Во мне мой свет высокий!
Виктор Боков
Вот с каким светом не захотел расстаться герой рассказа – светом собственной души. Рассказ убеждает нас в том, что есть человек и есть обстоятельства. Но только от человека зависит, каким он выйдет из этих обстоятельств. «Колымские рассказы» – это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями», – писал Шаламов.
Но остаться человеком – это очень многое. Биография Шаламова убеждает нас в этом. Мне кажется, что логично было бы продолжить наш разговор, обратившись к небольшому рассказу Шаламова «По снегу». Попробуйте определить символическое значение его.
Ответы учащихся:
- Снег… Как напоминает он белую страницу… Шаги людей по целине – это строки, их следы – это буквы. Люди не ступают в чужой след – только рядом. Так и настоящий писатель никогда не будет рассказывать о том, о чем рассказывали до него. «Даже самый маленький, самый слабый должен ступить на кусочек снежной целины» – даже самый незаметный должен внести что-то новое, своё в этот мир.
«А на тракторах и лошадях ездят… читатели…» Действительно, читатели идут по уже проложенному следу, часто не задумываясь, каково первому прокладывать путь, каких неимоверных усилий и труда это требует. - Снег. Глубокий, белый, холодный. Увязание в снегу – как увязание в жизни застойной, бессмысленной… Но нет: «человек сам намечает себе ориентиры», а за ним идут другие – «дорога пробита». Важно, чтобы эти ориентиры были действительно выбраны верно, чтобы «тропка», «стежка», «дорога» не завела в тупик.
- Воздух неподвижен, тишина повсюду – природа замерла, видно, и она сочувствует этим людям. Там, где только что курил человек, «махорочный дым стелется синим облачком над белым блестящим снегом», но скоро и оно исчезнет. Так и жизнь человека – его надежды, мечты – здесь ничего не значат. Более того, эти люди тратят свои силы, свою жизнь на прокладывание дороги … для машин. Рассказ В. Шаламова «По снегу» в очередной раз заставил меня почувствовать холодное дыхание того времени, когда человеческая жизнь была совершенно обесценена.
- Рассказ заканчивается неожиданно: «А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели». Именно эта строчка заставляет нас иначе рассмотреть трудный путь людей (заключенных?) по снежной целине. Теперь для меня белый снег ассоциируется с чистым листом бумаги, на котором писатель так же, как эти люди, оставляет следы… Он старается задеть хотя бы маленький кусочек целины, чтобы протоптать «тропку» к своему ориентиру, а уж следом за ним к этому ориентиру пойдут читатели.
Учитель:Трудно быть первым. А Шаламов верил, что не напрасно пишет. Что правду о пережитом нужно оставить, что его голос не будет одиноким. И вот я держу в руках несколько журналов. Это номера «Юности» за 1987, 1988, 1989 годы. Вам, наверное, трудно понять, почему я сохранила их. Для моего поколения эти журналы были голосом неслыханной прежде Правды, голосом Истории, которую мы в школе не изучали. И в том, что до нас дошла эта правда, есть заслуга и Шаламова, а значит, есть надежда, что их крестный путь, их наказание без преступления, послужит нам уроком.
И каждый, прокладывая в жизни свою дорогу, должен помнить, что легкого пути нет, не бывает; что преступными средствами не достичь поставленной цели; что каждая душа драгоценна и должна охраняться от зла и растления. Об этом книга Шаламова.
А теперь посмотрите на рисунок и попытайтесь в контексте сегодняшнего разговора определить, что он обозначает.
Ответы учащихся.
Учитель:Как сквозь камни холодной колымской земли пробивается хрупкий цветок, так в сердца тех, кто не прошел гулаговский ад, должно пробиться шаламовское слово о том, что нельзя благополучно идти вперед и вперед, оставив забытыми безымянные могилы в Вишере, Воркуте, в Норильске…
Литература:
- Васильев В. «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова // Русская литература ХХ века. – СПб.: РГПУ, 2000.
- Волков О. Незаурядный талант // Литература в школе. – 1994. – № 1.
- Воробьева Л. Эхо в веках // Литература. – 1998. – № 29.
- Ерёмина Т. Мастерские по литературе. 11-й класс. – СПб., 2004.
- Крупина Н., Соснина Н. Сопричастность времени. – М., 1992.
- Старкова В. Изучение творчества Варлама Шаламова в школе // Литература. – 2004. – № 35.
- Сухих И. Двадцать книг ХХ века. – СПб., 2004.
- Федоров С. Человек в эпоху сталинизма. В. Шаламов // Литература. Русский язык. – СПб.: РГПУ, 2002.
- Ячменева Т. Лагерная проза в русской литературе (А.И. Солженицын и В.Т. Шаламов) // Литература. – 1996. – № 3.