"Человек дела" и "деловой человек" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Цели: помочь учащимся понять античеловеческую сущность теории Раскольникова, дать возможность увидеть, что Лужин – один из целого ряда героев русской литературы, раскрыть его принципиальное отличие от “человека дела”; развивать умение видеть в тексте художественные детали и интерпретировать их, вовлечь учащихся в разговор о нравственной ответственности человека за свой выбор.

Ход урока

I. Творческая “разминка”.

У И. С. Тургенева есть стихотворение в прозе “Порог”. Перечитаем и подумаем, о каком пороге идет речь.

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

— О, ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?

— Знаю,— отвечает девушка.

— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

— Знаю.

— Отчуждение полное, одиночество?

— Знаю... Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

— Да... и от них.

— Хорошо. Ты готова на жертву?

— Да.

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!..

— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

— Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову...

— И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

— Знаешь ли ты,— заговорил он, наконец,— что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

— Войди!

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.

— Дура!— проскрежетал кто-то сзади.

— Святая!— принеслось откуда-то в ответ.

Май 1878

II. Установление связи с изученным.

Можно, пожалуй, сказать, что в любом произведении русской классики герои оказываются “на пороге”, то есть перед нравственным выбором. Не случайно русская литература любит молодых героев: юность – пора выбора. Не является исключением и роман “Преступление и наказание”.

1. Обратимся к тексту. Откройте конец 6 главы 1 части романа. В каком смысле можно сказать, что Раскольников находится на пороге?

2. Что привело его к этому порогу?

3. Как же связана теория Раскольникова с убийством старухи-процентщицы?

Обобщение учителя.

Раскольников в своей теории не сомневается, проверять он идет не идею, а себя: “Тварь я дрожащая или право имею?” Достоевский видит преступную сущность этой теории и понимает, что ее надо разоблачить. Как? Теория стала частью самого Раскольникова, он ее со стороны не видит. Значит, надо дать ему “зеркало”, в котором отразится истинная сущность его идеи. Функцию такого “зеркала” выполняет в романе деловой человек Лужин. Сам Раскольников содеянное называет делом. Если доказать связь его дела с воззрениями и деяниями делового человека, это скомпрометирует теорию Раскольникова.

III. Сообщение темы, цели урока. Запись темы и плана.

План обсуждения проблемы.

1. “Деловые люди” на страницах русской классики.

2. Поиск “человека дела” в русской литературе. Какой аспект этой проблемы волнует Достоевского?

3. Петр Петрович Лужин в системе образов романа “Преступление и наказание”.

Синонимичны ли эти выражения: “человек дела” и “деловой человек”?

4. Роль “делового человека” в разоблачении преступной сущности теории Раскольникова

IV. Словарная работа.

Речь пойдет о сложных философских, этических проблемах. Постарайтесь в ходе обсуждения использовать соответствующую лексику: общественное благо, гуманизм, антигуманная сущность, эгоцентризм, индивидуализм, эгоизм, рационализм, “нравственный компас”…

V. Обсуждение домашнего задания – миниатюры “Мое представление о деловом человеке”.

Комментарий учителя.

Слово “деловой” нынче в ходу: деловые отношения, деловая встреча, деловой костюм… По отношению к человеку это слово часто употребляется в одобрительном смысле: деловой, с ним можно иметь дело. И все же… Вот типичная сценка из жизни шестиклассников: на перемене мальчишка воспользовался отсутствием соседки и поспешно списывает из ее тетрадки. Возмущенная хозяйка тетрадки с криком “Вот деловой!” выхватывает свое имущество из-под носа злоумышленника. Негативная окраска слова “деловой” в данной ситуации несомненна. Откуда она? Язык сохранил в одном из значений отрицательное отношение к “деловому человеку”, сложившееся в русской литературе XIX века, которая четко различала два понятия: человек дела и деловой человек.

VI. Работа по записанному плану.

1. Кого из перечисленных героев вы отнесете к “деловым людям”?  (Обломов, Чичиков, Чацкий, Паратов, Рудин, Молчалин, Судьбинский)

2. Разные герои разных произведений. Что их объединяет?

Сравним подробнее двух героев – Молчалина из комедии “Горе от ума” и Судьбинского из романа “Обломов”. Сделайте выводы на основе предложенных цитат.

Фамусов:

Один Молчалин мне не свой.
И то затем, что деловой.

Чацкий:

Он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных

Молчалин:

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Судьбинский (рассказывает Обломову):

…Целый чемодан везу к докладу…Сколько дела – ужас! С восьми до двенадцати часов дома, с двенадцати до пяти в канцелярии, да вечером занимаюсь. К четвергу надо подготовить доклад – адская работа!

…С таким человеком, как Фома Фомич приятно служить… Обещал выдумать командировку нарочно для меня…получу прогоны на пять лошадей, суточных рубля три в сутки, а потом награду…

3. Что же отличает “человека дела” от “делового человека”?

Обобщение учителя.

Русская литература искала героя, для которого на первом месте стояло бы общественное благо, а не личный интерес. Появляются тургеневские герои: Рудин – достойного дела он не нашел, но способен погибнуть на чужих баррикадах, Инсаров – он нашел смысл жизни в национально-освободительной борьбе; появляются “разумные эгоисты” Чернышевского, предлагающие конкретные ответы на вопрос “что делать?”… Но Достоевский вовремя заметил опасность: да, “человек дела” думает о благе общества. Но каков путь к этому благу? Все ли средства хороши? Раскольников своей теорией отвечает утвердительно, допуская в качестве платы за достижение великой цели даже человеческую жизнь. “Человек дела” вступил на опасный путь. Его теорию надо разоблачить, пока она не овладела умами многих.

4. В романе “Преступление и наказание” деловым человеком прямо назван Лужин.

Составим программу исследования этого образа, опираясь на собственный опыт. Вспомним, как раскрывается характер Печорина в романе “Герой нашего времени”, и используем тот же план.

Ключевые эпизоды для анализа:

а) письмо матери Раскольникова – Лужин показан глазами другого героя (3 глава 1 части).

В ходе анализа интерпретируем художественные детали. Как много уже достиг Лужин: “Он уже надворный советник (чин 7 класса)… Служит в двух местах и уже имеет свой капитал…”. Похоже, как и Молчалин, “дойдет до степеней известных”. А нравственные качества? “Он умный и, кажется, добрый…”. О видимости доброты свидетельствует его признание, почему он хочет жениться на бесприданнице: чтобы жена видела в нем благодетеля! Очень добрый поступок – взял на себя заботу о сундуке, а невеста и ее мать пусть добираются в Петербург третьим классом! В Петербурге его ждут “большие дела”. Какие? Хочет открыть адвокатскую контору. Как видим, его дела очень далеки от общественного блага.

б) Авторский психологический портрет героя (5 глава 2 части).

Обратим внимание на детали. “Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией…” А в описании внешнего вида героя вдруг появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы: хорошенький летний пиджак, жилетка, галстучек… Впечатление маскарада усиливается другими деталями: прелестные сиреневые перчатки он не надевает, а только носит в руках для парада. Щегольскую шляпу он осторожно держит в руках. Эти и другие детали подведут к выводу, что маскарад призван скрыть истинную сущность героя. Какую? Он выдаст ее сам.

в) Монолог Лужина о “кафтане” (там же).

Достоевский, несомненно, пародирует теорию разумного эгоизма Чернышевского и видит в ней связь с теорией Раскольникова. Сам Раскольников заявляет: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…”.

Понятно, почему Лужин так не нравится Раскольникову. Он компрометирует взлелеянную им идею.

г) Поступки Лужина. Особое внимание обратим на попытку обвинить Соню в воровстве, чтобы скомпрометировать Раскольникова. К Соне никаких личных чувств у Лужина нет: она для него только средство достижения цели. Это теория Лужина в действии.

5. Удалось ли разоблачить в глазах Раскольникова преступную сущность его теории?

Не удалось. Путь героя к прозрению еще очень долог. Но Достоевский решил очень важную задачу – разоблачил теорию Раскольникова в глазах читателей.

6. Лужин лишен каких-либо человеческих достоинств, поскольку у него особая роль в романе: он “зеркало”, в котором в полной мере должна отразиться преступная теория Раскольникова. Но Достоевский не забывает о слове “человек” в словосочетании “деловой человек”. Посмотрим на другую ипостась этого героя.

Введение нового понятия.

Ипостась (греч.) – сущность, основание.

Это философский термин, связанный с христианскими понятиями: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух – три ипостаси Бога единого. Но он употребляется и в более широком смысле. Так, портреты Достоевского раскрывают разные ипостаси его личности. Их создали художники Перов, Глазунов, скульптор Коненков.

7. Вот и у “делового человека” есть другая, человеческая ипостась.

Можно ли старуху-процентщицу причислить к деловым людям?

Старуха-процентщица – “деловой человек”, ее сестру Лизавету можно отнести к “маленьким людям”. Но вспомним сцену убийства. После убийства старухи все отрицательные эпитеты исчезают. Убит человек. И у “делового человека”, и у “маленького человека” одна кровь – человеческая. Для Достоевского слово “человек” всегда было главным.

Обобщение учителя.

Раскольников, пролив кровь, переступил через человека в самом себе. Пять частей романа (из шести) – это не только разоблачение теории Раскольникова, но и спасение человека в нем.

VII. Домашнее задание.

Следователь Порфирий Петрович – “деловой человек” или “человек дела”? Три его встречи с Раскольниковым. Ваши читательские наблюдения.