Цель: доказать, что Чацкий своими жизненными принципами, своим мировоззрением близок декабристам.
Задачи:
- Познакомить с декабристским обществом (с личностью декабристов, с их жизненными принципами).
- Помочь увидеть близость жизненных позиций и воззрений Чацкого декабристскому обществу.
- Развивать и поддерживать интерес к русской истории и литературе.
Оборудование: портреты декабристов, подсвечники со свечами, журнальный столик, ширма.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Тема нашего урока: "Чацкий и общество декабристов".
Вопрос классу (для совместной формулировки цели урока): "Как вы думаете, что может объединять литературного героя и исторические личности?" (Все они, скорее всего, имели одинаковые позиции, одинаковые взгляды на жизнь)
Учитель: Действительно, цель нашего урока - доказать, что Александр Андреевич Чацкий своей жизненной позицией близок декабристам.
Для реализации цели мы должны вспомнить, кто такие декабристы; познакомиться с их жизненными позициями, с позицией Александра Андреевича Чацкого.
О тех, кого назвали "декабристами", нам расскажет хранитель времени. (Выступает заранее подготовленный ученик с сообщением о тайных декабристских обществах, о восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года).
Учитель: Перед тем как мы войдем в круг декабристов, я предлагаю вам познакомиться с ними, узнать их судьбу.
Инсценировка (в импровизированный зал выходят заранее подготовленные ученики, исполняющие роли декабристов и А.А.Чацкого, представляют своего героя):
К.Ф.Рылеев (входит в импровизированный зал, зажигает свечу, представляется, занимает свободный стул в зале). Кондратий Федорович Рылеев. Отставной подпоручик. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Воспитывался в первом кадетском корпусе, выпущен прапорщиком. Участник заграничных походов 1814-1815 годов. Уволен со службы подпоручиком. Член Северного общества с осени 1823 года, одно время руководил им.
П.П.Пестель (входит в импровизированный зал, представляется, занимает место позади К.Ф.Рылеева). Павел Петрович Пестель. Полковник, командир вятского пехотного полка. Из дворян Красинского уезда Смоленской губернии. Получил домашнее образование, затем был определен в пажеский корпус, выпущен прапорщиком, участвовал в войне 1812 года (награжден золотой шпагой за храбрость), награжден орденами Святого Владимира, австрийским Леопольда. Член "Союза спасения".
М.С.Лунин (входит в импровизированный зал, зажигает свечу, представляется, занимает место рядом в К.Ф.Рылеевым). Михаил Сергеевич Лунин. Подполковник Гродненского гусарского полка. Родился в Петербурге, получил хорошее домашнее воспитание. В службу вступил юнкером лейб-гвардейского Егерского полка. Участник войны 1805-1807 годов, награжден орденом Святой Анны. Участник войны 1812 года. Член "Союза спасения", "Союза благоденствия".
Н.В.Басаргин (входит в зал с книгой, представляется, остается стоять, перелистывая страницы книги). Николай Васильевич Басаргин. Поручик, старший адъютант Главного штаба второй армии. Из дворян Владимирской губернии. Получил домашнее, а затем специальное образование. За отличия по службе был произведен в подпоручики. Член "Союза благоденствия" и "Южного общества".
С.П.Трубецкой (входит в зал, останавливается рядом с Басаргиным, представляется, после представления беседует с Басаргиным). Сергей Петрович Трубецкой, князь, полковник. Получил домашнее воспитание, продолжил его в Московском университете. Служил в Семеновском полку в чине прапорщика лейб-гвардии. Участник войны 1812 года, награжден орденами Святой Анны, Святого Владимира. Член "Союза спасения", "Союза благоденствия", один из руководителей Северного общества.
А.Е.Розен (входит в импровизированный зал, представляется, занимает свободное место). Андрей Евгеньевич Розен, барин. Поручик лейб-гвардейского Финляндского полка. Из дворян Эстляндской губернии. Членом тайных обществ не был, но присутствовал на собраниях членов Северного общества.
Н.А.Бестужев (входит в импровизированный зал, представляется, тушит зажженные свечи). Николай Александрович Бестужев. Капитан-лейтенант флотского экипажа. Воспитывался в Морском кадетском корпусе. Был награжден орденом Владимира. Член-сотрудник Вольного общества любителей русской словесности. Член Северного общества.
(После представления участники скрываются за ширмой).
Вопрос классу (подвести промежуточный итог, зафиксировать вывод в тетради):
Какая деталь биографии характерна почти для каждого декабриста? (Заслуги перед Отечеством, образованность).
Учитель (читает текст на фоне "Вальса" А.С.Грибоедова): Мы с вами познакомились с людьми, которые являлись гордостью, надеждой России, но нам еще необходимо познакомиться с их мыслями, жизненной позицией.
Перенесемся в вечерний Петербург. На улицах еще встречаются редкие прохожие, в домах зажигаются огни. Пройдем и мы по опустевшим бульварам и переулкам. Наш путь пролегает к небольшому дому, который ничем не выделяется из ряда других домов Американской компании, находящихся у Синего моста.
Не спеша, за разговорами, мы подошли к интересующему нас дому. В одной из квартир проживает Кондратий Федорович Рылеев. Давайте поднимемся в нее. (Отодвигается ширма, участники инсценировки оказываются перед зрителями).
В одной из комнат мы видим собравшихся людей, которые беседуют между собой. Вглядимся в эти лица и узнаем Рылеева, Пестеля, Лунина, Басаргина, Сергея Трубецкого, Розена и Николая Бестужева. Все они принадлежат к декабристскому обществу.
Инсценировка "В кругу декабристов".
Басаргин: Друзья, мы снова с вами вместе и имеем прекрасную возможность обсудить произошедшие события, поговорить о политических вопросах и вообще поделиться между собою сведениями и мыслями.
Пестель: Но прежде чем обсудить наши дела, нам следует подождать Александра
Андреевича Чацкого. Он прибыл из путешествия и обещал вечером непременно быть. А вот и он! (Из-за двери быстрым шагом появляется Чацкий)
Бестужев:
Ну, как вы добрались?
Как встретила столица?
Чацкий (занимает свободное место):
Когда ж постранствуешь,
Воротишься домой,
И дым Отечества нам
Сладок и приятен.
Рылеев (поднимаясь со своего стула, приветствует Чацкого):
Мы рады видеть вас, мой друг. Но следует приступить к делам. В наше общество вливается все больше и больше молодых людей, желающих своими действиями изменить политический быт России. А многие ли из них знают, что главной формой воздействия нам служит слово, ведь именно оно обладает обличительной силой.
Трубецкой: А еще можно добавить, что обличать нужно везде, пусть ты даже находишься на балу. Поступать так, как Федор Глинка. Бестужев, пожалуйста, расскажи нам об этом случае.
Бестужев: Собрался Федор однажды на бал и произвел следующую запись в своей книжке: порицать: 1) Аракчеева и Долгорукова, 2) военные поселения, 3) рабство и палки, 4) леность вельмож, 5) слепую доверенность к правителям канцелярии: Вот с такой программой пришел Федор на бал, а вообще танцы, волокитство, карты ни к чему!!! (Присутствующие одобрительно кивают, поддерживают Бестужева)
Розен: Друзья, хочу поведать вам свою историю о страсти к карточной игре и о том, как от нее я излечился навсегда.
В полку, где я служил, единственным развлечением была карточная игра. Сначала я выигрывал - и незаметным образом сделался страстным игроком. Не жажда к деньгам влекла меня, а легкое занятие, развлечение в бесцеремонном кругу. Но, встретившись с вами, друзья мои, я пообещал себе оставить игру. Сердце твердило мне, что человек может сдержать свое слово, стоит только захотеть: Решив это, я избавился от пагубной привычки.
Согласен, все это ни к чему.
Лунин: Все это хорошо, друзья, но не следует забывать, что каждый декабрист в душе своей рыцарь. Он готов совершить поступок, который докажет его рыцарскую черту.
Вот один мой знакомый, например, назовем его князь N., беседовал однажды на балконе третьего этажа с известной красавицей Валесской. Разговаривали они об исчезновении в мужчинах рыцарства. Валесская убеждала князя в том, что теперь уже ни один из мужчин не бросится с балкона по приказу своей красавицы.
Поверьте: князь N. был равнодушен к Валесской, но, по его словам, он не мог отказаться от ощущения некоторой опасности.
N. смело и ловко бросился с балкона и благополучно достиг земли, а все почему, да потому, что улицы были не мощены.
Чацкий: С тобой согласен Лунин я. Ведь сколько раз я готов был для любимой "в огонь
идти как на обет". Да, рыцарство отличает нас от других. Мы так галантны, обходительны, но в то же время отличаемся и резкостью суждений, избегаем светских условностей. Высказываем без обиняков свое мнение, не признаем правила светского речевого поведения. Мы уже ломаем эти нормы. Был у меня разговор с Павлом Афанасьевичем Фамусовым. (С возмущением в голосе) Ну с ним совсем невозможно разговаривать, он пытался соединить несоединимо: "век нынешний" и "век минувший". Таков ему был мой ответ:
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши,
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом:
Да послужить меня он отправлял, на это я ему сказал: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".
Бестужев: Да, Чацкий, поведал ты нам историю. (Произносит дальнейшие слова утвердительно). А ведь своими речами ты совершил поступок. Для нас поступок только тогда поступок, когда он заканчивается словом. Ведь СЛОВО и начало, и венец, и высший смысл.
Чацкий:
Еще хотел добавить я, что
Нынче смех страшит и держит стыд в узде,
Не даром жалуют их скупо государи.
Так Фамусов прозвал меня: "Карбонари!" (Все собравшиеся возмущенно переговаривают друг с другом).
Трубецкой: Все это хорошо: и смех, и ирония, но мы же не шутим. Недаром Тургенев сказал: "Мы не затем принимаем либеральные правила, чтобы нравиться хамам. Они нас любить не могут. Мы же их всегда презирать будем".
Пестель: Друзья, нужно серьезно отнестись к нашему языку. Речь наша должна отличаться книжностью.
Чацкий: Да, господа, господствует еще смешенье языков: "французского с с нижегородским", но, несмотря на это из него можно скроить один "по крайней мере ненадутый".
Розен: Без языка, конечно, никак, но свое внимание нужно уделить и культуре словесной игры. Вот мне Жуковский передал послание Милонова (вынимает из кармана), и оно как раз подходит к данной минуте. Позвольте зачитать?
Рылеев: Конечно, Александр Евгеньевич. Мы рады будем Вас послушать.
Розен (держит в руках записку): Благодарю! Итак, останемся мы каждый при своем -
С галиматьею ты, а я с парнасским жалом;
Зовись ты Шиллером, зовусь я Ювеналом;
Потомство судит нас, а не твои друзья,
А Блудов, кажется, меж нами не судья:
Надеюсь, всем стало ясно, кто и где изображен, старался Милонов ненапрасно.
Рылеев (восторженно): Стихотворение остро, ярко, отменно. Чтобы творенья создавать, чтоб за собой вести, меть увлечь людей, нам надобно немного поучиться.
Басаргин: Молодежь наша уже вовсю читает, даже "в полках стали заводиться библиотеки, появляются книги - сочинения Франклина и Филанджиери, в книгах американского и итальянского просветителей осуждались феодальные порядки, рабство, утверждалось право народа на восстание в случае нарушения свободы собственности". С огромным трудом доставались билеты, так что в охотниках просвещения недостатка нет!
Пестель: По этому поводу Александр Пушкин создал небольшое стихотворение. Я даже помню на память небольшую часть (припоминая):
: модный круг совсем теперь не в моде.
Мы, знаешь, милая, все нынче на свободе.
Не ездим в общество, не знаем наших дам,
Мы их оставили на жертву старикам.
Любезным баловням осьмнадцатого века.
Чацкий (разгоряченно): Да, мы не одиноки. На балу у Фамусова я слышал о ком-то было сказано:
Профессоры! - у них учился наш родня,
И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерья.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник:
Лунин: Ну, это похоже наш человек. Отвергать чины, ведь это же - геройское поведение. Именно такие люди нам нужны.
Чацкий:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
И прослывет у них мечтателем опасным!!!
Рылеев: Друзья мои, вы правы, такие люди нам очень нужны. Но уже утро над городом, и я приглашаю Вас на русский завтрак. Пусть наш завтрак не похож на пиры, пусть он ближе к спартанской еде, но зато он для нас самый дорогой. Ведь именно такие "русские завтраки" и вечера сближают нас духовно. (Учащиеся, исполнявшие роли, поднимаются, Чацкий и Басаргин тушат свечи и скрываются за ширмой).
Учитель: Ну что ж, ребята, мы только что побывали на тайном собрании общества декабристов.
Вопрос классу: Как вы думаете, почему союзы декабристов назывались обществами? (Объединение людей)
Учитель: Наш хранитель истории даст более точное толкование слова "общество".
Выступление "хранителя истории": Общество - организация, объединение людей, ставящих перед собой какие-нибудь задачи.
Учитель: Любое общество должно существовать по определенным правилам и законам.
Вопросы классу:
Какие законы существовали в среде декабристов? (Ответы учащихся фиксируются на доске). (Обличать словом, быть рыцарем, порицать общество, совершать поступки).
К чему стремились декабристы? (Преобразовать современное им общество, изменить политический строй России).
Как вы думаете, почему Александр Андреевич Чацкий - литературный герой, оказывается в кругу декабристов? (Единая цель - преобразование).
Откуда он прибыл? (Из заграницы, из дальнего путешествия, из Москвы).
Что привело Чацкого сюда? (Близость взглядов на жизнь).
Какова жизненная позиция Чацкого, каковы были его взгляды (на просвещение; отношение к службе; отношение к народу и крепостному праву; к любви, браку, семейному счастью)? (Работа с текстом комедии "Горе от ума").
Совпадают ли жизненные взгляды Чацкого с позицией декабристов? К чему стремятся декабристы и герой комедии А.С.Грибоедова? (К преобразованиям, стремление к лучшей жизни для народа).
Учитель: Чацкий и общество декабристов. Можем ли мы с уверенностью сказать, что Чацкий мог бы быть декабристом? (Чацкий своими воззрениями близок декабристам, поэтому справедливо считать, что можно поставить знак равенства между словами Чацкий = декабрист).
Использованная литература:
- Декабристы: Биографический справочник. - М., 1988
- Лунин М.С. Общественное движение в России. Письма из Сибири. - М.-Л., 1989
- Нечкина М. В. Декабристы. - М., "Наука", 1984.
- Розен А.Е. Записки декабриста. - Иркутск, 1984
- Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. - М., 1956