"Человек должен быть чистым перед матерью-природой". Урок внеклассного чтения по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи", 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока.

Обучающая:

обеспечить расширение читательского диапазона восьмиклассников произведениями о взаимоотношении человека и природы, о нравственных ценностях личности.

Развивающая:

содействовать развитию умений работать с текстом художественного произведения: выдвигать гипотезы, анализировать, делать самостоятельные выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания в соответствии с нормами литературного языка.

Воспитательная:

создавать условия для формирования ценностных установок восьмиклассников по отношению к окружающему миру, к самим себе, к людям; пробудить стремление осмысливать вместе с автором и вслед за ним описываемые события; подвести к выводу, что всё живое вокруг нуждается в защите и бережном отношении к нему каждого из нас; что “человек…должен быть чистым перед мать – природой”. (П.Н. Краснов).

Тип занятия – урок-исследование.

Оборудование.

– Текст анализируемого рассказа.
– Буклет о жизненном и творческом пути П.Н. Краснова.
– Стенд о собаках разных пород “Наши друзья”.

Эпиграф.

Не бойся врага: в крайнем случае он может убить тебя. Не бойся
друга: в крайнем случае он может предать тебя. Бойся равнодушных:
они не предают и не убивают, но только с их молчаливого согласия
существуют на земле предательство и убийство.

Ричард Эберхарт

Ход урока

1. Завязка.

Чтение учителем финального эпизода рассказа П.Н. Краснова “Шатохи” со слов: “Он поднимает глаза, даже слёз не стыдясь, на людей. Все они, подавшись телами, головами, глазами, подавшись к сараю, смотрят и ждут с каким – то язычески тёмным и жадным интересом – ждут, слушают чью – то песню ненависти и боли…” до конца повествования.

2. Интрига.

Учитель.

Какое озарение о людях случилось у Гришука в этот страшный момент расправы над Лютым?

“Они ж не знают, что делают, совсем не понимают. Как же так?! Я знаю,  а они вдруг нет, не знают… как же так?!”

Учитель.

Что же не понимают люди? Что осознал Гришук в эту минуту? Какую мысль хочет донести до нас, читателей, автор?

3. Выдвижение гипотез учениками с последующим обобщением учителя.

- Люди всегда должны оставаться людьми. Они не должны забывать библейскую заповедь “не убий!” В противном случае их души черствеют и опустошаются.

- Собаки становятся “шатохами” по вине людей. Гришук хочет остаться один, без односельчан. И это страшно: он тоже может превратиться в “шатоху”.

- Многие жители села пришли посмотреть на расправу и поучаствовать в ней из любопытства и интереса, не испытывая ни жалости, ни сострадания. Убивать “братьев наших меньших” стало для них привычным делом.

4. Самостоятельная исследовательская работа учеников в группах для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.

Класс разбивается на три группы, каждая из которых исследует текст рассказа по одной из гипотез и готовится к выступлению. Форму отчёта выбирают сами восьмиклассники. Учитель в этот момент оказывает помощь и поддержку группам, осуществляет коррекцию их работы.

5. Выступления групп по результатам проведённых исследований.

6. Рефлексия.

Продолжите предложение: “Быть чистым перед матерью – природой – это …”

7. Информация о домашнем задании.

На выбор.

– Сочинение-миниатюра “Мой четвероногий друг”.
– Составить список художественных произведений, где идёт речь о судьбе собак, для “Уголка читателя” в кабинет литературы.
– Какую запись мог бы сделать Гришук в своём дневнике в день расправы над собаками? Сочинение – миниатюра.
– Напишите письмо от имени Гришука его другу, где он описывает свои чувства по поводу кровавой расправы над собаками.
– Напишите письмо своему другу (своей подруге) о том, какое впечатление произвёл на вас рассказ П.Н. Краснова “Шатохи”.

Приложение