Цели урока.
Обучающая:
обеспечить расширение читательского диапазона восьмиклассников произведениями о взаимоотношении человека и природы, о нравственных ценностях личности.
Развивающая:
содействовать развитию умений работать с текстом художественного произведения: выдвигать гипотезы, анализировать, делать самостоятельные выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания в соответствии с нормами литературного языка.
Воспитательная:
создавать условия для формирования ценностных установок восьмиклассников по отношению к окружающему миру, к самим себе, к людям; пробудить стремление осмысливать вместе с автором и вслед за ним описываемые события; подвести к выводу, что всё живое вокруг нуждается в защите и бережном отношении к нему каждого из нас; что “человек…должен быть чистым перед мать – природой”. (П.Н. Краснов).
Тип занятия – урок-исследование.
Оборудование.
– Текст анализируемого рассказа.
– Буклет о жизненном и творческом пути П.Н.
Краснова.
– Стенд о собаках разных пород “Наши друзья”.
Эпиграф.
Не бойся врага: в крайнем случае он
может убить тебя. Не бойся
друга: в крайнем случае он может предать тебя.
Бойся равнодушных:
они не предают и не убивают, но только с их
молчаливого согласия
существуют на земле предательство и убийство.
Ричард Эберхарт
Ход урока
1. Завязка
.Чтение учителем финального эпизода рассказа П.Н. Краснова “Шатохи” со слов: “Он поднимает глаза, даже слёз не стыдясь, на людей. Все они, подавшись телами, головами, глазами, подавшись к сараю, смотрят и ждут с каким – то язычески тёмным и жадным интересом – ждут, слушают чью – то песню ненависти и боли…” до конца повествования.
2. Интрига.
Учитель.
Какое озарение о людях случилось у Гришука в этот страшный момент расправы над Лютым?
“Они ж не знают, что делают, совсем не понимают. Как же так?! Я знаю, а они вдруг нет, не знают… как же так?!”
Учитель.
Что же не понимают люди? Что осознал Гришук в эту минуту? Какую мысль хочет донести до нас, читателей, автор?
3. Выдвижение гипотез учениками с последующим обобщением учителя
.- Люди всегда должны оставаться людьми. Они не должны забывать библейскую заповедь “не убий!” В противном случае их души черствеют и опустошаются.
- Собаки становятся “шатохами” по вине людей. Гришук хочет остаться один, без односельчан. И это страшно: он тоже может превратиться в “шатоху”.
- Многие жители села пришли посмотреть на расправу и поучаствовать в ней из любопытства и интереса, не испытывая ни жалости, ни сострадания. Убивать “братьев наших меньших” стало для них привычным делом.
4. Самостоятельная исследовательская работа учеников в группах для
подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.Класс разбивается на три группы, каждая из которых исследует текст рассказа по одной из гипотез и готовится к выступлению. Форму отчёта выбирают сами восьмиклассники. Учитель в этот момент оказывает помощь и поддержку группам, осуществляет коррекцию их работы.
5. Выступления групп по результатам проведённых исследований.
6. Рефлексия.
Продолжите предложение: “Быть чистым перед матерью – природой – это …”
7. Информация о домашнем задании.
На выбор.
– Сочинение-миниатюра “Мой четвероногий
друг”.
– Составить список художественных произведений,
где идёт речь о судьбе собак, для “Уголка
читателя” в кабинет литературы.
– Какую запись мог бы сделать Гришук в своём
дневнике в день расправы над собаками? Сочинение
– миниатюра.
– Напишите письмо от имени Гришука его другу, где
он описывает свои чувства по поводу кровавой
расправы над собаками.
– Напишите письмо своему другу (своей подруге) о
том, какое впечатление произвёл на вас рассказ
П.Н. Краснова “Шатохи”.