Цель: научить анализу лирического произведения.
Задачи:
1. Углубить знания по теории литературы (лирический герой, тема, идея, композиция, ритм, размер, рифма, кольцевая композиция). Формировать умение анализировать лирическое стихотворение, выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества поэта.
2. Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтического текста. Развитие ассоциативного мышления учащихся.
3. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Б.Пастернака. Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Тип урока: урок-исследование.
Методы и формы:
По источнику получения знаний Словесно-иллюстративный По уровню активности познавательной деятельности Исследовательская работа в группах, репродуктивный анализ По технике Коллективная мыследеятельность По функциям Моделирование, преобразование языкового материала
Наглядность и оборудование урока: портрет Б.Л.Пастернака, материал для рисования, карточки-задания, информационно-справочный материал (Мифологический словарь. – М.,1985, Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Локид, 1999), репродукция картины А.Саврасова “Грачи прилетели”. Аудиозапись лирической музыки.
Примечание: Готовясь к уроку, ребята заранее распределяются по группам, назначаются руководители групп, выбирается экспертная группа.
Ход урока
1. Актуализация темы.
Задание-загадка. Написать пятистишье на тему “Февраль”. (На столах у ребят лежит памятка.)
Памятка.
- Существительное.
- 2 – 3 прилагательных.
- 3 глагола.
- 1 предложение, высказывание по данной теме.
- Ассоциация.
Учитель: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний разговор? (Произвольные ответы учащихся).
Учитель открывает тему урока. Совместно с учителем определяются задачи урока.
2. Работа по теме. Стихотворение звучит в исполнении учителя.
I. 1. Февраль. Достать чернил и плакать! | III. 9. Где, как обугленные груши, |
2. Писать о феврале навзрыд, | 10. С деревьев тысячи грачей |
3. Пока грохочущая слякоть | 11. Сорвутся в лужи и обрушат |
4. Весною черною горит. | 12. Сухую грусть на дно очей. |
II. 5. Достать пролетку. За шесть гривен. | IV. 13. Под ней проталины чернеют, |
6. Чрез благовест, чрез клик колес | 14. И ветер криками изрыт, |
7. Перенестись туда, где ливень | 15. И чем случайней, тем вернее |
8. Еще шумней чернил и слез. | 16. Слагаются стихи навзрыд. |
Беседа с классом.
Учитель: Это стихотворение написал один из самых “загадочных” поэтов ХХ века Б.Л.Пастернак. “Загадочных”, потому что любил поиграть с читателем, зашифровывая информацию придумывая “чудаковатые” образы, наполняя слова новым смыслом. Давайте мы с вами включимся в эту игру и попробуем понять, о чем это стихотворение.
- Как вы поняли содержание стихотворения? О чем оно?
- Какова тема этого стихотворения? (Это стихотворение о рождении поэзии).
- Есть ли в этом стихотворении лирический герой? Выражено ли его присутствие словесно?
- Что или кто выдвигается в стихотворении на первый план (лирический герой или действие, состояние)?
- Каково, на ваш взгляд, настроение стихотворения?
Учитель: Стихотворение “Февраль…” имеет три варианта, датированных 1912, 1928 и 1945 годом. Мы с вами анализируем второй, знаменитый вариант 1928 года. Литературоведы считают, что в лирике Б.Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения я. Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Таким путем стираются грани между лирическим “я” и миром.
Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга”. (Учитель открывает запись высказывания на доске для актуализации зрительного и слухового восприятия). Итак, сегодня мы с вами попытаемся доказать, что формальная организация стихотворения осуществляется таким образом, что она уже несет в себе идею двойственности на всех уровнях (ритмика, звук, лексика, синтаксис, композиция, образная система).
Исследовательская работа в группах.
1 группа.
1. Определите, каким размером написано стихотворение. Воспроизведите ритмический рисунок текста. Прокомментируйте.
2. Выпишите из стихотворения рифмопары. Определите способ рифмовки. Подтверждают ли рифмы тезис урока.
3. Проследите звуковую организацию стихотворения.
В результате работы появляются следующие наблюдения.
Стихотворение написано Я4. В ритмической структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками ударений – ПЯПЯ (И чем случайней, тем вернее), отличающийся неопределенностью значения. 2, 6, 16 строки имеют общую ритмику ЯПЯЯ. Здесь наблюдается движение от человеческого мира (Писать о феврале навзрыд), через зарождение идеи двойственности в 6 стихе (Чрез благовест, чрез клик колес), к финалу, обретающему обобщенность (Слагаются стихи навзрыд). Повтор в начале и в конце стихотворения оказывается качественно другим.
Б.Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд – горит, изрыт – навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность (относятся к миру природы и к миру человека).
Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих (ч, з, щ, ш, ж), разные варианты сочетаний со звуком Р (ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри), все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Их звуковые аналогии:
Слякоть – Слез – Случайней – СорвуТСя – СлагаюТСя
доСТать – шеСТь – благовеСТ – перенеСТись – груСТь – Стихи. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне.
2 группа.
1. По Словарям проследить значение слов февраль, Водолей, благовест, благовещение.
2. Дать интерпретацию этих слов в контексте стихотворения.
3. Создают ли данные слова единое подтекстовое символическое поле?
Наблюдения: Благовест – это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. В нем тоже можно усмотреть двойственность, так как его звон соединяет небо и землю. Также в нем улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении ею Иисуса Христа. Рождение Иисуса связано с двойственностью отцовства: наличием отца земного – Иосифа и отца божественного. Двойственность в рождении поэзии близка двойственности в рождении Иисуса Христа.
Дважды в стихотворении повторяется слово “февраль”, с которого начинается текст. Февраль – месяц очищения. В античности был связан с магией плодородия. К этому слову можно подобрать следующие контекстуальные синонимы: слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Очень многое связывается с весной и водой. Зодиакальным знаком февраля является Водолей, олицетворяющий универсальность и отношение к искусству. Символ Водолея – вода. Две извилистые линии - знак Водолея – означают двух змей мудрости: интуицию и рацио. Уже в самом понятии февраль содержится идея двойственности, а также образ воды, которая, как и звон, является символом поэтического творчества. То есть, февраль и благовест создают единое подтекстовое символическое поле. Да и самого Б. Пастернака можно считать человеком, воплотившимся из воды (он родился 10 февраля по новому стилю под знаком Водолея).
Таким образом, в стихотворении мир человека и мир природы взаимосвязаны. Интересно заметить, что в тексте предложения, относящиеся к миру человека, односоставные, инфинитивные: “Достать чернил и плакать!”, “Писать о феврале навзрыд”, “Достать пролетку”. А предложения о природе – двусоставные, в них присутствует и субъект действия: “Слякоть горит”, “Тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат…”, “Проталины чернеют и ветер криками изрыт”.
3 группа.
- Подберите контекстуальные синонимы к слову февраль.
- Проследите, связана ли со словом черный двойственность.
- Проанализируйте лексический ряд слов, относящихся к слову навзрыд.
Наблюдения: Контекстуальные синонимы к слову февраль – слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Весна зарождается в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии.
С понятием “черный” связана открытая двойственность. Дважды повторенное слово чернила является частью такого понятия, как “поэзия”. Чернила относятся к миру человека. Однокоренные с ним слова черною, чернеют, а также образы, содержащие в себе черный цвет, (слякоть, обугленные груши, тысячи грачей) – к миру природы.
“Главное значение черного – это тьма и зарождение во тьме. Символический ряд включает в себя комплекс идей: материнство - плодородие – тайна – смерть. Черное отражает начальное зародышевое состояние всех процессов” (ЭЗСЭ 1999: 532 – 533). Благодаря этой богатой символике черного цвета можно предполагать, что рождение поэзии – процесс, происходящий и в мире природы, и в мире человека.
Между двумя мирами постоянны смысловые переклички. В кольце между начальным и конечным навзрыд, во тьме черного эти миры движутся, действуют, полные звуков и влаги. Здесь зарождается поэзия.
Навзрыд
(человек) | (природа) |
Февраль | февраль |
Достать | грохочущие |
Чернил | слякоть |
Плакать | горит |
Пролетка | ливень |
Благовест | шумней |
Клик | сорвутся |
Колес | лужи |
Шумней | обрушат |
Слез | проталины |
Криками | чернеют |
Изрыт | ветер |
Навзрыд
Само понятие навзрыд тоже двойственно. Осуществление подобного процесса возможно только при одновременном участии голоса (звука) и слез из глаз (воды):
Навзрыд
Грохочущая | февраль |
Благовест | чернил |
Клик | слякоть |
Шумней | ливень |
Криками | слез |
Тысячи грачей | лужи |
очей | |
проталины |
4 группа.
Изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения.
Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с картиной А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.
Наблюдения. Любопытен анализ слова “черный” в стихотворении. С одной стороны, в тексте очень много черного цвета. Причем в этом понятии присутствует некая двойственность: черный относится и к миру человека (чернила) и к миру природы (весною черною горит, проталины чернеют, тысячи грачей, как обугленные груши). Но, несмотря на обилие черного цвета в стихотворении, произведение не выглядит мрачным. Цветовая картина текста – светлая. Если нарисовать стихотворение в цвете, то это будет плавный переход от ярко-синего цвета к розовому и зеленому.
Презентация исследований.
Оценка экспертной группы.
Экспертная группа дает полный анализ стихотворения.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: письменный анализ стихотворения Б.Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать!”.