Мы работаем по программе “Школа “2100”, Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева “Шаг за горизонт”, литература 5 класс. В рамках программы изучаем произведения как русских, так и зарубежных писателей.
В разделе “Экстремальные ситуации” представлены рассказы Дж. Лондона “Любовь к жизни” и Б. Житкова “Механик Салерно”, в которых показаны совершенно разные жизненные ситуации: герою Дж. Лондона приходится думать о спасении собственной жизни, а герою Б. Житкова — о спасении других. Но эти герои — взрослые люди, а хотелось бы, чтобы дети увидели сверстника в экстремальной ситуации, прошли с ним нелегкий путь возвращения домой, почувствовали, как сложно принять верное решение, когда остаешься один и помочь тебе некому...
С этой целью предложили учащимся 5 класса дополнительно прочитать рассказ В.Астафьева “Васюткино озеро”, чтобы сравнить, как находят выход из экстремальной ситуации взрослый и ребенок, какие качества характера они проявляют.
Методическая разработка урока
литературы
по теме “Человек в единоборстве с судьбой”
(по рассказам Дж. Лондона “Любовь к жизни” и В.
Астафьева “Васюткино озеро”.)
5-й класс
Цель урока: Сравнить, как ведут себя герои рассказов Дж.Лондона “Любовь к жизни” и В.Астафьева “Васюткино озеро”, оказавшиеся в экстремальной ситуации, и выяснить, что им помогает выжить.
Ход урока
- Оргмомент: разделить учащихся на 5 групп, в каждой группе выбирается координатор, секретарь, выступающий
- Создание проблемной ситуации: Обращаем внимание учащихся на тему урока, записанную на доске, и выясняем, какие ассоциации возникают у них при прочтении темы урока. Ребята предполагают, что разговор будет о человеке, попавшем в сложную жизненную ситуацию и ,возможно, ему придется бороться за жизнь. Формулируется проблемный вопрос: Что помогает человеку выжить в экстремальной ситуации? Сформулированный вопрос учащиеся записывают в тетрадь, а учитель — на доске.
- Работа в группах (открытие новых знаний):
Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 20 минут.
Задание 1 группе
- Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой рассказа Джека Лондона “Любовь к жизни”, является экстремальной.
- Как это произошло?
- Какие трудности пришлось преодолеть?
- Составьте план “хождения по мукам” героя рассказа.
Задание 2 группе.
- Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой рассказа В.Астафьева “Васюткино озеро”, является экстремальной.
- Как это произошло?
- Какие трудности пришлось преодолеть?
- Составьте план “хождения по мукам” героя рассказа.
Задание 3 группе.
Задание 4 группе.
- Как меняется поведение, настроение, ощущения героя рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”, попавшего в экстремальную ситуацию?
- В какой момент герой понимает, что остался один?
- Что чувствует в этот момент?
- Какие действия предпринимает герой рассказа, чтобы спастись?
- Какие знания и умения помогают герою?
Задание 5 группе.
- Чем похожи и чем отличаются экстремальные ситуации в рассказах Дж. Лондона “Любовь к жизни и В. Астафьева “Васюткино озеро”?
- Каков возраст героев рассказов?
- Как они попали в экстремальную ситуацию?
- Как они себя ведут в сложившейся обстановке?
- Как удалось спастись?
- Что движет человеком в единоборстве с судьбой?
По истечении 20 минут учащиеся презентуют свою работу, выводы записываются в тетрадь (можно оформить в виде таблицы, приложение): Героями рассказов, попавшими в экстремальную ситуацию, движет любовь к жизни, которая сильнее одиночества, болезни, страха, поэтому в схватке с дикой природой человек побеждает.
Подведение итогов: ребята оценивают работу каждого в группе, заполняя оценочную карту:
№ |
Фамилия имя |
баллы |
примечания |
Рефлексия: Что для себя открыли нового, работая на сегодняшнем уроке? О чем заставило задуматься поведение героев? Как вы оцениваете свою работу в группе?
Домашнее задание: творческая работа: Какие уроки жизни можно извлечь из рассказов Дж. Лондона “Любовь к жизни” и В. Астафьева “Васюткино озеро”?