"Человек в единоборстве с судьбой" (по рассказам Д.Лондона и В.Астафьева). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Мы работаем по программе “Школа “2100”, Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева “Шаг за горизонт”, литература 5 класс. В рамках программы изучаем произведения как русских, так и зарубежных писателей.

В разделе “Экстремальные ситуации” представлены рассказы Дж. Лондона “Любовь к жизни” и Б. Житкова “Механик Салерно”, в которых показаны совершенно разные жизненные ситуации: герою Дж. Лондона приходится думать о спасении собственной жизни, а герою Б. Житкова — о спасении других. Но эти герои — взрослые люди, а хотелось бы, чтобы дети увидели сверстника в экстремальной ситуации, прошли с ним нелегкий путь возвращения домой, почувствовали, как сложно принять верное решение, когда остаешься один и помочь тебе некому...

С этой целью предложили учащимся 5 класса дополнительно прочитать рассказ В.Астафьева “Васюткино озеро”, чтобы сравнить, как находят выход из экстремальной ситуации взрослый и ребенок, какие качества характера они проявляют.

Методическая разработка урока литературы
по теме “Человек в единоборстве с судьбой”
(по рассказам Дж. Лондона “Любовь к жизни” и В. Астафьева “Васюткино озеро”.)

5-й класс

Цель урока: Сравнить, как ведут себя герои рассказов Дж.Лондона “Любовь к жизни” и В.Астафьева “Васюткино озеро”, оказавшиеся в экстремальной ситуации, и выяснить, что им помогает выжить.

Ход урока

  1. Оргмомент: разделить учащихся на 5 групп, в каждой группе выбирается координатор, секретарь, выступающий
  2. Создание проблемной ситуации: Обращаем внимание учащихся на тему урока, записанную на доске, и выясняем, какие ассоциации возникают у них при прочтении темы урока. Ребята предполагают, что разговор будет о человеке, попавшем в сложную жизненную ситуацию и ,возможно, ему придется бороться за жизнь. Формулируется проблемный вопрос: Что помогает человеку выжить в экстремальной ситуации? Сформулированный вопрос учащиеся записывают в тетрадь, а учитель — на доске.
  3. Работа в группах (открытие новых знаний):

Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 20 минут.

Задание 1 группе

  • Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой рассказа Джека Лондона “Любовь к жизни”, является экстремальной.
  • Как это произошло?
  • Какие трудности пришлось преодолеть?
  • Составьте план “хождения по мукам” героя рассказа.

Задание 2 группе.

  • Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой рассказа В.Астафьева “Васюткино озеро”, является экстремальной.
  • Как это произошло?
  • Какие трудности пришлось преодолеть?
  • Составьте план “хождения по мукам” героя рассказа.

Задание 3 группе.

  • Как меняется поведение, настроение. ощущения героя рассказа Дж.Лондона “Любовь к жизни”, попавшего в экстремальную ситуацию?
  • В какой момент герой понимает, что остался один?
  • Что чувствует в этот момент?
  • Какие действия предпринимает герой рассказа, чтобы спастись?

Задание 4 группе.

  • Как меняется поведение, настроение, ощущения героя рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”, попавшего в экстремальную ситуацию?
  • В какой момент герой понимает, что остался один?
  • Что чувствует в этот момент?
  • Какие действия предпринимает герой рассказа, чтобы спастись?
  • Какие знания и умения помогают герою?

Задание 5 группе.

  • Чем похожи и чем отличаются экстремальные ситуации в рассказах Дж. Лондона “Любовь к жизни и В. Астафьева “Васюткино озеро”?
  • Каков возраст героев рассказов?
  • Как они попали в экстремальную ситуацию?
  • Как они себя ведут в сложившейся обстановке?
  • Как удалось спастись?
  • Что движет человеком в единоборстве с судьбой?

По истечении 20 минут учащиеся презентуют свою работу, выводы записываются в тетрадь (можно оформить в виде таблицы, приложение): Героями рассказов, попавшими в экстремальную ситуацию, движет любовь к жизни, которая сильнее одиночества, болезни, страха, поэтому в схватке с дикой природой человек побеждает.

Подведение итогов: ребята оценивают работу каждого в группе, заполняя оценочную карту:

Фамилия имя

баллы

примечания

       
       
       
       
       

Рефлексия: Что для себя открыли нового, работая на сегодняшнем уроке? О чем заставило задуматься поведение героев? Как вы оцениваете свою работу в группе?

Домашнее задание: творческая работа: Какие уроки жизни можно извлечь из рассказов Дж. Лондона “Любовь к жизни” и В. Астафьева “Васюткино озеро”?

Приложение