Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ;
- научить их выразительному чтению;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: экран, проектор, магнитофон, картины о Великой Отечественной войне. На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация (см. в отдельном файле Презентация)
Эпиграф:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А. Ахматова
Ход урока
Организационный момент, запись темы урока. (Слайды 1, 2, 3). Презентация
Вступительное слово учителя. На фоне песни “Священная война”. (Слайд 4)
О Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.О.Шираз
Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первые послевоенные сообщение об итогах войны было таким: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот иная цифра: 20 миллионов. А вот совсем недавно официально уже названо 27 миллионов! А сколько искалеченных судеб, сколько изломанных жизней, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества. Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день. Давайте вспомним некоторые из них. Какие произведения о войне вы можете сейчас назвать?
Ответы учащихся.
Вопрос. В самом начале появились поэтические произведения. А почему? Как вы думаете?
Ответы.
- В стихотворения лучше можно выразить мысль, чувства.
- Легче воспринимаются.
- Они эмоциональны.
Учитель. Только что прозвучала песня. Вы узнали ее? Как она называется? Кто ее автор? Это песня Лебедева-Кумача “Священная война”.
А сейчас я хочу, чтобы вы вслушались в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой “Мужество”. Строки из него мы сделали эпиграфом нашего урока. (Слайд 5)
Чтение стихотворения “Мужество” наизусть.
Имя следующего поэта вам знакомо. Это Константин Симонов. (Слайд 6)
Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.
Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора.
В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. (Слайд 7)
Чтение стихотворения. Звучит песня “На безымянной высоте”.
Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..
Вопрос: О какой высоте говорит здесь автор?
- Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.
Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.
Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины”. Послушайте его. (Слайд 8)
- Чтение стихотворения. Слово об авторе.
Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.
До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А.Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.
Вопрос. А какое значение стихов о войне в наше мирное время?
Ответ. Стихи о войне – школа мужества.
Учитель. А как жил наш город во времена Вов? (Выступление Рябининой Тани). (Слайд 9)
Учитель. О нашем земляке, писателе Сергее Афоньшине расскажет Акулина Настя. (Слайды 10-12)
Учитель. О своих родственниках расскажут Самарина Алёна и Коршунова Катя. (Слайды 13-22)
Слово учителя. На фоне песни “День Победы”. (Слайд 23)
Дня победы все ждали с нетерпением. Спустя 4 года войны он наступил. Это был без сомнения самый радостный день, но и в этот день люди помнили о тех, кто остался на поле битвы, о всех бедах, горестях, которые принесла война.
Слово учителя. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.
Река времени всё и дальше и дальше уносит от нас события той страшной войны. Но память колючей льдинкой живет у нас под сердцем.
И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.
И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.
3вучит песня “День Победы”.
Д/з. (Слайд 24)
1) Стихотворение наизусть (по выбору учащихся).
2) Сочинение-рассуждение “Что такое мужество?”.
3) Инд. задание: сообщение о поэтах-земляках.
Приложение 1
Список используемой литературы (Слайд 25)
- Avtorskimgolosom.ru
- saint.mp3
- Den_pobedy.mp3
- Материалы газеты “Семёновский вестник”
- С. Афоньшин “Заволжские родники”
- urok.1sept.ru
- Стихи русских поэтов о Вов
- in_height.mp3
Приложение 2
А это одна из творческих работ ученика 7
класса Вороновича Даниила.
Эссе “Памяти павших будем достойны…”
Война… Какое страшное слово… А что я про это знаю? 66 лет прошло с того Великого Дня Победы. А мне всего 13. Достойны ли мы, тинэйджеры XXI века своих дедов, а вернее прадедов?
Воин Степан (дед моего отца) погиб в первые дни войны. Воин Стефан (дед моей мамы) мобилизован летом 1941 года, пропал без вести… Воин Болислав (другой дед моего отца) – командир партизанского отряда в Белоруссии – расстрелян фашистами… Как немного я знаю о них. Но ведь именно они вели к Победе нашу страну. Да, не довелось им услышать долгожданного ликования, но услышали другие и донесли до нас имена тех, кто не дошёл.
65 лет мира, спокойствия, счастья. Но какой ценой? Мне сейчас, наверное, не понять, что значит провожать отца на фронт в 7 лет, как мой дед Евгений (по материнской линии) провожал и не думал, что видит батьку в последний раз. Что значит остаться в доме с сёстрами и братом и везти всё домашнее хозяйство на себе: запасти дров, ухаживать за скотиной, выращивать огород. Ведь мамка, как и все женщины деревни, – в поле (всё для фронта, всё для Победы!). Что должны чувствовать люди, когда в их хату приходят солдаты, говорящие на непонятном языке? А ведь было и такое с моим дедом Анатолием (по линии отца), которому было всего 2 года, когда Белорусская ССР была оккупирована фашистами, а его сестрёнке Лёде было несколько месяцев. Как давно это было, но ведь было! И я не вправе забывать об этом, если хочу быть достойным внуком своих дедов, ели ношу их фамилию.
Скоро 9 Мая. День Победы. Праздник, со слезами на глазах. Что можем мы сделать для тех, кто остался в живых, чем можем помочь? Подарить цветы? Выразить благодарность? Расколоть дрова? Да, это в наших силах. Но что мы можем сделать для тех, кто не дожил? Придти к памятнику Неизвестного солдата? Помолиться об упокоении? Возложить цветы? Да. Но главное – сделать всё для того, чтобы помнили, чтобы не забывали ни на минуту, какой ценой завоёвано наше настоящее и будущее! Помнить для того, чтобы никогда не повторить.
66 лет… Как давно и как совсем недавно это было. Но я-то помню, я не вправе забывать, потому что и во мне течёт кровь тех, чьей ценой завоёвана Победа!
Воин Степан, воин Стефан, воин Болислав… Слышите ли вы меня? Я о вас знаю, я вас помню, я вам говорю cпасибо за моих дедов, за моих родителей, за свою жизнь. Вечная вам память! Вечная память всем, кто ковал это прекрасное слово победа!