Обоснование идеи элективного курса (Приложение 1)
Цели и задачи урока:
- Создавать условия для развития духовного мира ученика, его нравственности, эстетической восприимчивости;
- Создавать условия для развития способности быть внимательным читателем, зрителем, слушателем;
- Создавать условия для развития умения вступать в диалог с различными произведениями культуры;
- Создавать условия для формирования основных этических, эстетических и теоретических понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения.
- Помочь в развитии эстетических склонностей и дарований учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей и потенциальных возможностей личности учеников.
- Познакомить учащихся с произведениями художников-новаторов первой половины ХХ века и помочь разобраться в сложном языке современного искусства.
- Помочь ученикам осознать связи между поиском новых путей в искусстве и кризисом европейской цивилизации; установить содержание кризиса европейской цивилизации на рубеже XIX–XX веков и причины его дальнейшего углубления в первой половине XX века; выяснить причины и логику возникновения новаторских течений в искусстве и получить представление об особенностях их развития после Первой мировой войны.
Конспект урока
1. Организационный момент-медитация: Возьмите в руки зеркало. Посмотритесь в него. Вспомните о чем-нибудь хорошем. Закрепите это ощущение. Теперь посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Здравствуйте, я тоже рада вас видеть.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы снова отправляемся в путешествие, и проводником нашим на этом пути и на этот раз будет хорошо знакомый предмет домашнего обихода — зеркало. Как известно, зеркало — один из самых семантически нагруженных предметов — гадания, волшебные зазеркалья, зеркала, ничего не отражающие, и зеркала, отражающие вовсе не то, что находится перед ними. Зеркало опять предстанет перед нами и в прямом своем значении, и как инструмент самопознания, и как символ искусства. Искусство — главное зеркало, в котором человечество запечатлело свой облик. Какие же вопросы задавали этому “зеркалу” люди, жившие в первой половине XX века, и какую правду о себе желали услышать? Сегодня мы побываем в мире кривых и разбитых зеркал и попробуем заглянуть в Зазеркалье.
2. Обоснование темы урока. Постановка проблемы (Регламентированная дискуссия)
На доске репродукции: Ян Ван Эйк “Портрет четы Арнольфини” <Рисунок 1>, Диего Веласкес “Менины” <Рисунок 2>, Альбрехт Дюрер “Автопортрет” (1500) <Рисунок 3>, Леонардо да Винчи “Мона Лиза” <Рисунок 4>, Рембрандт ван Рейн “Автопортрет” (1669) <Рисунок 5>, Винсент Ван Гог “Стул с трубкой” <Рисунок 6>
Рис. 1 |
Рис. 4 |
Рис. 2 |
Рис. 5 |
Рис. 3 |
Рис. 6 |
Вопрос: Как изменялось восприятие художником мира и себя в этом мире?
Слово учителя: Быть может, прав Луи Арагон, рискнувший, раздумывая о загадке Матисса, сделать следующий вывод: “Я не говорю, что время портрета прошло. Я говорю, что есть люди, которые уже стоят по ту сторону портрета”. Большинству мастеров XX в. предстоит так или иначе оказаться “по ту сторону” классического искусства, его жанров, стилистики, техники, а бывает что и “по ту сторону” искусства вообще. Чем ближе подступал XX в., тем наивнее представлялось простое и ясное отношение человека к миру, закрепленное в традициях классической науки и классического искусства.
Этап 1: Треснувшее зеркало начала XX века
1. Повторение-обобщение изученного. Работа в группах:
Естествоиспытатели Какие научные открытия конца XIX — начала XX века перевернули представление человечества о мире? Как изменилась картина мира?
Конец 19–начало 20 вв. — период великих фундаментальных открытий в науке, особенно в физике (рентгеновское излучение и феномен радиации, электроны и микрочастицы, фотоэффект и, что особенно важно в мировоззренческом отношении, — создание квантовой теории и теории относительности и др.) — эти открытия резко поколебали прежние позитивистские представления о строении мира. Кризис прежнего естественнонаучного мышления выразился в ёмкой формуле “материя исчезла”: то, что прежде казалось стабильным, обернулось относительностью, подвижностью, бесконечной изменчивостью. [2]
Вхождение человечества в индустриальную эпоху, череда великих изобретений (телеграф, телефон и радио, воздухоплавание и т.п.), быстрые политические и социальные преобразования, катастрофическое изменение устоев жизни — все это также привело к существенной ломке традиционной картины мира.
Историки В чём заключается кризис прежних исторических представлений? Можно ли утверждать, что XIX век закончился в 1913 году? Прокомментируйте высказывание Льва Толстого: “Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей”.
Кризис прежних исторических представлений выразился прежде всего в утрате универсальной точки отсчета, того или иного прочного мировоззренческого фундамента.
Наиболее ёмкой формулой этого кризиса стала констатация, принадлежащая Ф. Ницше: “Бог умер”. Заметим сходство между естественнонаучным и этико-историческим вариантами формулировок: “материя исчезла” и “бог умер” — обе формулы означают исчезновение мировоззренческой почвы под ногами, фиксируют наступление эпохи релятивизма, кризис веры в единство мирового порядка. [2]
Прежде незыблемая модель исторического линейного движения была нарушена. Ощущение “рубежа”, “точки невозврата”, после прохождения которой история человечества неминуемо и кардинально изменится: или произойдёт утрата всех прежних ценностей и падение в пропасть (настроение декаданса), или человечество обретёт новую духовность и новый путь развития.
Огромный прорыв в науке и технике, освоение воздушного пространства, промышленное освоение недр, мечты о полёте в космос, с одной стороны, внушало уверенность, что “умершего” Бога может заменить Человек. Но и чувство одиночества, смятения, покинутости неудивительно.
Первая Мировая война, начавшаяся в 1914 году, стала первым из наиболее кровопролитных (10 млн. убитых солдат, огромные потери среди мирного населения, применение оружия массового поражения) и масштабных (38 государств-участников) конфликтов и разделила мировую историю на “до” и “после”. Впервые в истории человечество оказалось на грани катастрофы.
Философы работают с отрывками из философских трактатов Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера, Макса Нордау, Владимира Соловьёва , Николая Бердяева. (Приложение 2) Какие пути преодоления кризиса веры, кризиса гуманизма предлагают западные и русские философы?
XX столетие началось под знаком нигилизма, отрицания святынь. Конец нового времени, кризис гуманизма, крушение идеалов творчества, рационалистической парадигмы — вот симптомы одного из крупнейших социальных кризисов XX в. — кризиса культуры. Кризисные явления в культурной практике Европы XX века, с точки зрения мыслителей, с отрывками из работ которых знакомятся старшеклассники, носят необратимый характер. Появление философии экзистенциализма, мистических и эзотерических учений — закономерный результат осознания этого кризиса.
Искусствоведы Какие стили и течения возникают в искусстве конца XIX — начала XX века? Каковы взаимоотношения “нового” и “старого” в искусстве?
Огромное количество течений и стилей в искусстве, возникшее в конце XIX века, обусловлено поисками новых форм и нового содержания.
Н.А. Бердяев писал: “Много кризисов искусство пережило за свою историю... Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам”.
Это высказывание проводит резкую грань между “старым” (до конца XIX столетия) искусством и его новыми, ранее неизвестными формами, которые одним казались регрессом в эстетическом развитии человечества, в то время как другим — прогрессом. “Новое” искусство связано прежде всего с двадцатым веком, и все его проявления можно объединить широким термином — модернизм.
Искусство модернизма порывает с традицией и считает формальный эксперимент и поиск новых путей основой своего творческого метода, потому и именуется авангардом.
Однако никакие эксперименты не могут заменить значение самого человека в искусстве. Вот почему часто поиски чистой формы вновь обращают художника к человеку, к жизни, к ее реальным, неисчерпаемо многообразным проблемам.
Вопрос для всех групп: Если воспринимать искусство как зеркало, отражающее облик человечества в различные периоды его существования, то в каких произведениях искусства начала XX века, на ваш взгляд, нашли наиболее яркое отражение те революционные изменения в мировоззрении и мироощущении, которые вы отметили? Можно ли назвать их своеобразными “автопортретами” внутреннего мира художника?
Слово учителя: В XX веке “автопортрет” становится не только главным жанром, он становится сущностью всего искусства, неважно — автопортрет это или любой другой жанр. “Художник ослеп для внешнего мира и повернул свой зрачок вовнутрь, в сторону внутренних субъективных пейзажей”, — писал А. Глёз, теоретик кубизма. Никогда ещё человек не заглядывал в себя так глубоко. Вспомните, поэма Сергея Есенина “Чёрный человек” заканчивается трагическим: “Я один — и разбитое зеркало”. Слишком тонкой стала плёнка, отделяющая внутренний мир от внешнего. Человек заглянул в бездну своей души и ужаснулся. Есенин написал поэму в 1925 году, через несколько месяцев его не станет.
Этап 2: Разбитые зеркала XX века
Так не в твоём ли пространстве несытом
Неописуемый смысл затаён;
Зеркало, ты представляешься ситом,
В чьих ячеях промежутки времён [...]
Живописью не брезгуешь ты,
Но для одних твои бездны магниты,
А для других — стена пустоты.
Р.М. Рильке (1922, перевод В. Микушевича)
Слово учителя: Первая мировая война послужила катализатором глобального изменения политического мироустройства и ещё больше углубила кризис цивилизации. Европейский кризис превратился в мировой: Февральская революция, затем большевистский переворот в России, революция в Германии, затем победное шествие тоталитарных режимов — СССР, Германия, Испания, Италия. Новые боги, вернее, кумиры, массовый психоз, массовое искусство, штамповка “новых людей”, безликих служителей идеи. Переживая эпоху внутри себя, художник выражает своё переживание через акт творчества. Художники-новаторы продолжают искать новые пути “выражения невыразимого”.
1. Работа с фрагментами поэмы “Распад атома”, название опущено. (Приложение 3)
Комментарий для учителя: Когда говорят о первом этапе перехода от модернизма к постмодернизму в русской литературе, обычно упоминают тот период творчества Георгия Иванова, который считается своего рода мостом из Серебряного века к современным поэтическим экспериментам. Речь идет о 30–50-х годах, когда в произведениях поэта, и в частности в его поэме “Распад атома” (1938), появляются ноты, явно предвосхищающие эпоху постмодернизма.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему это произведение названо поэмой? (ср. “Мёртвые души”)
- Можно ли назвать текст “потоком сознания”? Или это “жизнь души”?
- Есть ли сюжет, или можно сложить отрывки в любом порядке?
- Какие чувства испытывает герой?
- Найдите фрагменты, в которых лирический герой рассуждает об искусстве. С чем вы не согласны?
- Какие краски преобладают? Какие звуки?
- Приведите примеры метафор. Какие образы-символы увидели? Какой образ можно назвать лейтмотивом?
- Поможет ли вам лучше понять настроение лирического героя высказывание жены Г. Иванова, поэтессы Ирины Одоевцевой, о писателях русского зарубежья: “Более, чем хлеба, им не хватало любви читателя, и они задыхались в вольном воздухе чужих стран”.
- Опишите ваши ощущения от прочитанного. Предложите своё название.
- Понятнее вам станет содержание, если вы узнаете, что поэма называется “Распад атома”?
2. Демонстрируется видеоряд. Названия картин опущены:
Рене Магритт “Репродуцирование запрещено” (1937) <Рисунок 7>, Сальвадор Дали “Предчувствие гражданской войны в Испании”(1936<Рисунок 8>), Пабло Пикассо “Герника” (1937) <Рисунок 9>, Павел Филонов “Композиция (После набега)” (1938) <Рисунок 10>
Рис. 7 |
Рис. 10 |
Рис. 8 |
|
Рис. 9 |
Вопросы: Что видите на картине? Какие ассоциации возникли? Запишите ряд ассоциаций. Найдите в тексте поэмы Георгия Иванова строки или отрывки, перекликающиеся с произведениями его современников-живописцев.
Вывешиваем репродукции на доску, записываем на доске рядом ассоциативные ряды. Повторяющиеся подчёркиваем. Читаем строки из поэмы. Раскрываем названия картин. Есть ли совпадения? Удалось ли вам почувствовать, что волновало, тревожило художника и его современников?
Этап 3. Шаг в Зазеркалье
Работа с отрывками из романа Владимира Набокова “Приглашение на казнь”. (1935) (Приложение 4)
Анализируем рассказ о “нетках”. Конструируем ситуацию проникновения в Зазеркалье и попытки обретения иных форм и смыслов. Для лучшего понимания ситуации можно принести на урок калейдоскоп и разобрать его, высыпав стекляшки на ладонь. Вопрос: Что перед нами — описание очередного своевольного зеркала, ставшего живым персонажем произведения Набокова? Его надо приручать (бесполезно, но так хочется попробовать!); кормить — в том числе самим собой, — ведь портрет “проявлялся” только тогда, когда зеркало “съедало” вашу руку; его надо беречь — иначе кто сможет найти вас в той “кошмарной каше”, какой вы, собственно, и являетесь?
Анализируем финал романа. Вопрос: Что это — уход в другой, “настоящий” мир, где живут такие же, как Цинциннат, “непрозрачные” люди, или смерть как избавление от ирреального, антигуманного, пошлого и противоестественно уродливого мира? Как спастись от него? Может быть, уйти в мир снов, фантазий, иллюзий? Уйти в зазеркалье — внутрь себя самого? Может быть там другая, лучшая жизнь, полная любви, гармонии и надежды на счастье. Может быть, именно там человечество сможет обрести “потерянный рай”?
Набоков, как обычно, оставляет вопрос открытым.
Звучит стихотворение Георгия Иванова из цикла “Портрет без сходства”
1
Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья.
Я верю не в непобедимость зла,
А только в неизбежность пораженья.
Не в музыку, что жизнь мою сожгла,
А в пепел, что остался от сожженья.
2
Игра судьбы. Игра добра и зла.
Игра ума. Игра воображенья.
“Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья...”
Мне говорят — ты выиграл игру!
Но все равно. Я больше не играю.
Допустим, как поэт я не умру,
Зато как человек я умираю.
Лирический герой Георгия Иванова — это прежде всего человек, потому что высшее творчество — это жизнь, а искусство — лишь её мёртвое отражение, игра. Отражённые друг в друге зеркала — это метафорическое представление поэта о реальном мире как о бесконечной череде отражений-искажений, раскладывающих на атомы и молекулы живую человеческую душу, её гармонию.
Слово учителя: Художник XX в. не раз испытает чувство страха, озадаченности, неуверенности в себе перед великой загадкой жизни и прежде всего — человеческой души. И облечёт это чувство в образ. Современное искусство вообще можно назвать зеркалом смятения человека.
Но, как писал философ Хорхе Анхель Ливрага, в каждом из нас, будь то художник или обычный человек, есть внутреннее зеркало, способное менять свое положение. Если зеркало направлено вниз, в нем отражаются грязь и камни. Если его чуть приподнять — в него попадают светлеющие горизонты и множество интересных существ и предметов. А если поднять внутреннее зеркало вверх, то “мудрость покажет истинные чудеса и двигатели всех вещей”.
Мы не будем брать в руки зеркало. Мы посмотрим друг на друга.
Домашнее задание:
Найти примеры цитирования (напр. в картине Магритта — книга, лежащая перед зеркалом, ср. “Алиса в Зазеркалье” Льюиса Кэрролла; в поэме Георгия Иванова — скрытые и явные цитаты из классических произведений). Этот приём становится важнейшим для художников постмодернизма, произведения которых мы будем рассматривать на следующем уроке. На следующее занятие принесите по три примера-цитаты из произведений различных видов искусства, неважно — мысль, содержание или форма цитируются.
Список использованной литературы
1. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо. — М., 1996.
2. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии./ Пособие для учителей. — М.: Новая школа, 1996.
3. Конев В.А. Человек в мире культуры (Человек, культура, образование). / Пособие по спецкурсу. — Самара, 1999.
4. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). Т. 3 . Ч. 2. — М., 1999. С. 42–46.
5. Лихина Н.Е. Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм. — Калининград, 2000.
6. Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. / Научно-методический сборник. — СПб., 2006.
7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. — М., 1987.
8. Колосова С.Н. Игра Георгия Иванова в стихотворении “Друг друга отражают зеркала” // Русская речь. № 6. 2010. С. 17–20.
9. http://www.countries.ru
10. https://art.1sept.ru