Задача школы - не только сообщение определённой суммы знаний обучающимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока…. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «…ученье, лишённое всякого интереса…убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи:
- Заметно повысить наглядность обучения
- Обеспечить его дифференциацию
- Облегчить контроль знаний
- Повысить интерес к предмету
- Развивать познавательную активность обучающихся.
В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:
- Использование готовых ЦОР
- Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint
- Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).
В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературе. Особое внимание заслуживают мультимедиа-пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. В данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, но и интерактивные тренажеры, с помощью которых происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме. Результаты тестирования каждого обучающегося заносятся в дневник успеваемости и отслеживаются, что позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход.
Помимо готовых ЦОР создаю собственные наглядные методические пособия, пользуясь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением - средой MS PowerPoint.
В результате работы накоплен следующий материал с использованием ИТ:
- Жизнь и творчество писателей и поэтов:
- А.С. Грибоедов
- А.С. Пушкин
- М.Ю. Лермонтов
- Н.В. Гоголь (Приложение 1 Кроссворд по поэме «Мёртвые души»)
- И.С. Тургенев
- Н.А. Некрасов
- А.Н.Островский (Приложение 2)
- Л.Н. Толстой и др.
- Внеклассные мероприятия:
- Устные журналы («В садах Лицея» и др.)
- Литературно-музыкальные гостиные, посвящённые творчеству писателей и поэтов
- Интеллектуально-познавательные игры
- Проекты:
- «Лев Толстой и Ясная Поляна»
- «В.Г. Короленко в Якутии»
- Литературный быт пушкинской поры и др.
Следующее направление моей работы - создание компьютерных тестов. Тестирование с использованием компьютерных средств является очень удобным и эффективным видом контроля.
Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся по разным программам, учебникам.
Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний - лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля - устные и письменные экзамены и собеседования. Применение автоматизированной системы контроля за развитием знаний, умений и навыков учащихся позволяет передать судейские функции от учителя компьютеру, а это снижает уровень накопления у учителя негативных эмоций, связанных с применением карательных мер по отношению к ученику. У ученика же снижается негативное восприятие учителя как человека, от чьего мнения зависит его судьба.
Таким образом, взаимное неудовлетворение ученика и учителя может быть снижено и частично решена проблема «синдрома сгорания учителя» и «синдрома сгорания ученика».
Особую актуальность для преподавателей приобретают программы для создания компьютерных тестов - тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество. В своей работе я использую тестовую оболочку My Test автора А.С. Башлакова и тестовую оболочку «ПоZнание». Каждый учитель может создавать свои тесты с учетом индивидуальных особенностей класса и учащегося в отдельности. С помощью журнала тестирования
В результате работы созданы компьютерные тесты в двух вариантах.
По русскому языку:
- «Имя существительное»
- «Имя прилагательное»
- «Имя числительное»
- «Местоимение»
- «Служебные части речи» и др.
По литературе:
- «Древнерусская литература»
- «Русская литература 18 века»
- «Русская литература 19 века»
- «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова»
- «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»
- «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
- «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»
- «Жизнь и творчество А.Н. Островского» (Приложение 3) и т.д.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное использование ЦОР на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в обучении. Следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету.
Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Это в целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.