Урок №1
Читательская конференция в 5 классе.
Тема: “Одиссея Робинзона Крузо”
Цели урока.
1.Обсудить книгу Д. Дефо “ Робинзон Крузо”.
2. Выявить знание текста учащимися.
3. Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
4. Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.
пятиклассников к чтению зарубежной литературы.
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.
3. Выставка рисунков учащихся.
4. Словарь незнакомых слов, нужных для урока.
5. Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря.
6. Необычно оформленная доска (эскиз прилагается).
7. Карточки с названием 5 видов зерновых культур.
Обязательное условие к уроку: дети должны в течение 3 четверти в качестве внеклассного чтения прочитать книгу “Робинзон Крузо”.
План урока:
- Обыгрывание темы урока.
- Знакомство с биографией писателя (Инсценировка образа писателя).
- Беседа по прочитанному материалу.
- Работа с текстом.
- Лирическая страничка.
- Лексическая работа: гуманный, гуманист, одиссея, конференция.
- Юмористическая миниатюра.
- Итоги урока, выводы, оценки.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Эпиграф.
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте,
и,
Может быть, не хотите.
Власть книги огромна.
Н.П. Смирнов-Сокольский.
2. Обыгрывание темы урока.
Вступительное слово учителя:
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-праздник. А так как он у нас необычный , то и начнем мы его тоже не совсем обычно.
Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма).
Учитель:
–Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны?
Ученики:
– Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно.
Учитель:
– Какую роль сыграло море в жизни героя?
Ученики:
– Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.
Учитель:
– Совершенно верно. Сегодня впервые мы проведём с вами читательскую конференцию по книге Д. Дефо “ Робинзон Крузо”, тема нашего урока:
“Одиссея Робинзона Крузо”.
– А кто знает лексическое значение слов конференция и одиссея? (После ответов учащихся учитель открывает запись на доске)
Конференция – это собрание совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп. Конференции бывают международные, научные, партийные, читательские.
Одиссея – богатые событиями странствия, похождения.
(Учащиеся записывают понятия в тетрадь).
3. Знакомство с биографией писателя.
Учитель:
– Поднимите, пожалуйста, руку те, кто до конца прочитал роман. Молодцы. В конце урока, дети, вы должны будете ответить на проблемный вопрос:
Какие человеческие качества помогли Робинзону выжить на острове ?
Чтобы правильно понять и оценить поступки нашего героя в течение 28 летнего пребывания на необитаемом острове, неплохо бы узнать об авторе, который создал этот роман. Мой помощник (имя ученика называется) расскажет вам об авторе и об истории создания этого романа. А вы, читатели, записывайте в тетрадь по литературе то, что считаете важным из жизни автора.
(Под звук фонограммы, на “театральной” сцене появляется сам Д. Дефо. На нём одета шкура зверя, оборванные джинсы, соломенная шляпа , корзинка с едой…Он садится в кресло на морском побережье и задумчиво смотрит вдаль Вдруг, оторвавшись от своих мыслей, он начинает свой рассказ).
– Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.
Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.
4. Беседа по прочитанному материалу.
Учитель (благодарит Даниэля Дефо за рассказ и обращает внимание класса на книгу писателя):
– Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге.
– Какие эпизоды из книги вам больше всего понравились? Расскажите о них. (2-3 примера).
– Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).
– Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).
Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном. Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.
– О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).
- Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море. (1 сентября 1651 года в Лондон.).
5. Лирическая страничка.
Учитель:
–Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения К. Батюшкова “Тень друга”. Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове ?
Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….
Ученики:
– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.
Учитель:
– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?
Ученики:
– Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.
Учитель:
– Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?
Ученики:
– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.
Учитель:
– Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?
Ученики:
– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.
Учитель:
– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.
– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?
Ученики:
– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.
Учитель:
– Какие ремёсла освоил Робинзон на острове?
Ученики:
– Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра.
Учитель:
–Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?
Ученики:
– Положительного.
Учитель:
– Можем ли мы назвать его героем и почему?
Ученики:
– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.
Учитель:
– Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:
Все ли качества Робинзона всё же положительные?
– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.
Ученики:
– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.
Учитель:
– Кто заменял Робинзону общество человека на острове ?
Ученики:
– Собаки, кошки, попугай.
Учитель:
– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Изменилась ли жизнь главного героя после этого? (Свой ответ учащиеся должны подтвердить примерами из текста).
Ученики:
– Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.
Учитель:
– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.
После озвученных примеров из текста учитель напоминает ученикам о том, что Д. Дефо всегда выступал против рабства и тирании. Д. Дефо – великий гуманист. Учитель знакомит учащихся с лексическим значением слов, записанных на доске:
Гуманист – деятель или сторонник гуманизма.
Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
(Ребята записывают понятия в тетрадь)
Учитель:
– Вспомните, как проявил себя Робинзон по отношению к приговорённым пиратам? Какие черты характера проявляются в этом поступке? Как по-вашему, повлияли ли взгляды автора на характер своего героя?
Ученики:
– Робинзон – это мудрый и добрый человек. Он даже к врагам своим проявляет милосердие.
Учитель:
– Как же закончилась эта история?
Ученики:
–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.
Учитель:
– Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.
– Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?
Ученики:
– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.
Учитель:
– Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:
1. Каким был герой в начале романа?
2. Изменился ли взгляд на жизнь героя книги в
конце произведения?
3. Что повлияло на это? Что помогло Робинзону
выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?
(Ученики высказывают свои суждения)
Учитель:
– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге , помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона.
А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос :
Как вы думаете, пригодиться лично вам эта книга?
7. Юмористическая миниатюра
Учитель:
– Чтобы закончить наш сегодняшний разговор не на грустной ноте, мы хотим предложить вам (называется имя ученицы, которая будет читать наизусть стихотворение) шуточное стихотворение английского поэта Роберта Грейвза “Робинзон Крузо”.
Один-одинёшенек жил Робинзон
На острове необитаемом.
Бродил по безлюдному острову он
И был его полным хозяином.
Он шил себе платье из козьих шкур,
Питался одною козлятиной
И был чрезвычайно печален и хмур
От этой еды обязательной.
Бывало, весь день на скале он сидит,
Тоскует и с места не сдвинется,
Ворчит, что пропал аппетит и твердит
Своей длиннохвостой любимице:
- Ах, милая кошечка, я изнемог.
Пойми, мой дружок полосатенький,
Так хочется мне хоть разок, хоть разок
Потешить себя поросятинкой!
8. Подведение итога урока и конкурса на лучший рисунок.
9. Домашнее задание.
В тетради по литературе написать небольшой рассказ на тему : “Моя одиссея”, главным героем которой будет каждый из вас. Подумайте, как бы вы повели себя, оказавшись на необитаемом острове.
Урок № 2
Внеклассное мероприятие “Остров Везения”
Цели мероприятия:
1. Выявить умения участников творческой группы
принимать мнения других, согласовывать свои
действия.
2. Выявить лидеров и ведомых.
3. Формировать установку на сотрудничество.
Оборудование:
Большие листы ватмана, фломастеры, краски.
ХОД УРОКА
Класс делится на 2 группы (в зависимости от количества детей) и выполняет за 60 минут творческое задание.
Инструкция:
– Представьте, что каждая группа – это 2 экипажа корабля, которые вышли в открытое море. Неожиданно началась буря, и ваши корабли потерпели кораблекрушение. К счастью, вся команда спаслась, и вы выбрались на необитаемый остров. Вам предстоит прожить на нём не менее 20 лет. Обживите его, создайте все условия, чтобы вам было приятно там жить и создайте все условия для жизни. Дайте имя своему острову. Выработайте правила, по которым вы будете жить и общаться.
После отведённого времени , представители каждой команды показывают свой остров и рассказывают о правилах, по которым они на этом острове будут жить (время для защиты - 7 минут).
Анализ:
– Как чувствовали себя в процессе игры.
Затем задача ведущего соединить листы ватмана вместе.
– Нравится ли остров?
– Хотели бы вы на этот остров по-настоящему?
Интерпретация:
1. Из наблюдения за ходом работы выявляем лидирующих детей; детей-организаторов; детей-исполнителей, детей, подающих идеи.
2. Выявляем детей, умеющих принимать чужое мнение, отстаивать своё.
3. Правила позволяют выявить критерии внутренней жизни группы.
4. Обсуждение может помочь скорректировать некоторые установки детей.
Урок № 3
Урок- экспедиция
Цели урока:
1. Проверить на практике понятия, которые учащиеся почерпнули из книги Д. Дефо “ Робинзон Крузо”
2. В неформальной обстановке проанализировать межличностные отношения учащихся.
3. Укрепить связь “ семья-школа”.
4. Провести наблюдение за личными качествами характера каждого ребёнка.
5. Через игру привить любовь к чтению зарубежной литературы.
Урок провожу во внеурочное время. Назвала его так: “Путешествие на необитаемый остров современных робинзонов”.
Урок рассчитан на 3 часа. Провожу его в лесном распадке за городом в мае месяце.
Оборудование:
Большая поляна, которую окружают косогоры с вечнозелёными елями и лиственными деревьями, ниже – небольшое болотце с зарослями камыша и вербы. Это место и стало “классом”.
Гости:
В качестве гостей и членов жюри выступают родители.
Необходимые требования:
Класс делится на три группы. В каждой есть мэр, его помощник, картограф, летописец. Вся местность разбита на 3 сектора, флажками обозначены границы. Предупреждаю ребят, что контакты между ними запрещены. Это сразу вносит в занятие элемент состязательности.
На стыке границ трёх секторов располагается консультационный пункт: учитель, родители. Каждой группе вручается пакет с заданиями и инструкция по их выполнению. Ребятам предлагается внимательно прочитать все задания, затем распределить обязанности по их выполнению.
Задания:
- Осмотрите всю поляну. Где, на ваш взгляд, Робинзон Крузо лучше всего мог построить жилище? Докажите это. Попробуйте построить жилище, используя подручные средства, которые мог бы использовать для этого Робинзон Крузо. Необходимо сделать маленькую модель жилища.
- Вам необходимо самостоятельно приготовить пищу на костре. (В лесу на деревьях родители развесили пачки с сосисками и куриные окорочка. Их для начала нужно было найти по карте).
- Сделайте “ холодильник”. Докажите, что он охлаждает.
- Сделайте всё необходимое для загонной охоты. Если это на вашем участке невозможно, докажите почему.
- Сделайте маленький макет костра (это задание выполняется на время) из подручного природного материала и разожгите его. (Родитель-консультант следит за тем, чтобы жерди для костра были одинаковой длины. Затем привязывает х/б нитку, соединяя обе части. Участнику каждой команды выдается зажигалка, с помощью которой они должны разжечь костер. Чья нитка быстрее перегорит, та команда и победит).
- Перед вами деревянная доска. Сделайте из неё посуду. Нагрейте в ней воду, используя настоящий костер. (К этому моменту родители уже приготовят настоящий костер для приготовления пищи). Нагревание воды проводите до возникновения пара. Для оценки результата пригласите консультанта.
- Используя природный материал, изготовьте любую одежду и обувь.
- Сделайте ёмкость для хранения воды.
- Изготовьте ёмкость для сбора шишек и желудей.
- Изготовьте лук и стрелы (разрешается пользоваться для изготовления тетивы шнурком).
- Придумать и создать сигнал бедствия, чтобы его видно было с воздуха.
- Пользуясь природным материалом, написать нестираемое письмо и закупорить его в пластмассовую бутылку, чтобы потом пустить по воде (в реку бросать ничего нельзя, только приготовить всё необходимое для этого. Прежде, чем закупорить письмо в бутылку, его, без подсказок участников, должны легко прочитать члены жюри).
Инструкция:
- Сначала построить жилище.
- Приготовить и разжечь костёр.
- Придумать сигнал бедствия и т.д.
В творческих группах ребята выполняли по желанию разные виды деятельности. Одни занимались “ холодильником” и изготовлением ёмкости для воды. Костровой готовил пищу и нагревал воду. Ещё одна группа готовила “ ловушку для загонной охоты” и одежду. Остальные участники путешествия мастерили ёмкости для воды, сбора еды, а также лук и стрелы, изготавливали посуду, сочиняли и писали письмо.
Анализ:
Такой урок открывает огромные возможности для наблюдения за детьми в неформальной обстановке: как они общаются, готовы ли прийти на помощь, что умеют, как находят выход из сложных ситуаций. По истечению отведённого времени консультанты вместе с учителем обходят группы, и летописцы докладывают о выполнении заданий, на это отводится 5 минут.
Первая заслушанная группа отправляется ко второй, а потом к третьей, т.о. третью группу слушают все. Учитель комментирует ответы каждой группы, отмечает наиболее удачное выполнение заданий, интересуется, кто подал ту или иную идею. Когда весь класс соберется на “пункте” , неожиданно даётся задание:
– Представьте, Пятнице стало плохо, нужна вода, до реки 100 метров, нести больного нельзя. Найдите природную ёмкость и принесите воды. (Ребята ещё не знают, какой подвох приготовило им жюри. У жюри приготовлены одинаковые мерные прозрачные стаканчики. Участники не только быстро должны выполнить это задание, но и принести, как можно больше, питьевой воды.)
Практика показала, что соревновательный дух позволяет очень быстро находить решения, проявлять изобретательность, ловкость, фантазию. Это поиск, радость, удовольствие и практический жизненный опыт! Остаётся восхищаться тем, как много нужных предметов было в житейском обиходе Робинзона.
И ещё один удивительный итог дал этот урок: ребята по-другому посмотрели на тех, кто на уроках не отличался успехами по математике или русскому языку, но здорово мастерил жилище и – надо же – придумал принести воду в корзинке из листьев лопуха!
Оценку уроку дали сами ребята:
– Когда мы ещё пойдем в лес?
– Давайте пойдем в следующее воскресенье, только, чтобы потруднее было.