ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Список источников
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
- Федоров А.И. Устаревшая лексика и фразеология в современном русском литературном языке. Институт филологии СО РАН, Новосибирск
- Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2.
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/489966-otkrytoe-uchebnoe-zanjatie-po-predmetu-rodnoj
Устаревшие слова - общее название для историзмов и архаизмов, это пассивный слой лексики, который, однако, часто используется в художественных произведениях для создания исторического колорита и атмосферы описываемого времени. Такие слова характеризуются
1) низкой частотностью употребления в современном общелитературном русском языке;
2) ограниченной сферой употребления;
3) периферийной позицией в словаре. [3]
В текстах русской художественной литературы XVIII-XX веков не все читатели нашего времени правильно понимают содержание устаревших слов и фразеологических оборотов, что зависит от многих причин, субъективных и объективных. Уровень понимания названных языковых единиц определяется также культурой читателя: при неторопливом вдумчивом чтении текстов литературы XVIII-XX веков любознательный читатель, если не понимает содержания архаичных слов и фразеологизмов, обращается к комментариям, историческим словарям, энциклопедиям (хотя в них он не всегда может найти интересующие его сведения). Работая со школьниками, надо помнить, что любое непонимание слова приводит к тому, что дети охладевают к чтению и литературе в целом. Чтобы не допустить этого, анализ текста со стороны его лексического значения должен занимать значительное место на уроках литературы. [2]
Уже на этом этапе возникает необходимость повышения уровня читательской грамотности. Как это сделать, если современные дети не хотят читать? Не только читать, но и думать, трудиться. Да и нужны ли им эти устаревшие слова? Засоряют или обогащают они нашу речь? Рассмотрим эту проблему на примере понимания детьми-читателями устаревших слов.
В русском языке устаревшая лексика подразделятся на две группы:
1) историзмы - слова, которые указывают на классы исчезнувших предметов, видов деятельности, на устаревшие процессы труда, понятия духовной и материальной культуры, обычаи и т.д.
2) архаизмы - слова, которые в отличие от историзмов, как языковые знаки утратили только одну свою сторону, обозначающее значение, а обозначаемое их получило другое наименование.
В текстах художественной литературы, как уже было сказано выше, часто встречаются устаревшие слова. Так, например, в первой половине XIX века, как показывает «Словарь современного русского литературного языка» (в 17-ти томах), слово «дерзновенный» употреблялось преимущественно в высокой поэтической речи: «И рукою дерзновенной хвать за вражеский венец» (М.Ю.Лермонтов. Два великана). В прозаических текстах в авторской речи это слово употреблялось в той же стилистической функции: «Последние происшествия обратили уже не на шутку внимание правительства на дерзновенные разбои Дубровского» (А.С.Пушкин. Дубровский). В названном словаре значение этого слова определено «грубый, непочтительный», что вызывает сомнение: это слово имеет другое значение: «смелый, рискованный, исполненный дерзания». [1]
Для того, чтобы устаревшие слова вошли в активный словарь учащихся, необходимо научить включать их в связную речь. С этой целью полезно предлагать в качестве задания составление текстов по опорным словам.
Словарь к картине В.М.Васнецова «Богатыри»
Витязь - в древней Руси: отважный, доблестный воин.
Кольчуга - старинное воинское снаряжение в виде рубашки из металлических колец,
Копье - старинное колющее оружие на длинном древке.
Палица - тяжелая дубинка с утолщенным концом.
Шлем - старинный металлический воинский головной убор, защищавший от ударов.
Словарь к рассказу К. Паустовского «Тёплый хлеб»
Ватник - тёплая зимняя одежда
Картуз - фуражка с козырьком
Треух - тёплая шапка с тремя опускными деталями на бока и на затылок, иногда ещё с узким передником вроде козырька.
Застреха - нижний край кровли, навес под крышей. [4]
Выполняя подобные задания, которые ведут к глубокому пониманию текстов с историзмами и архаизмами, можно дать однозначный ответ: устаревшие слова играют очень важную роль, и они ни в коей мере не засоряют речь наших детей, а, наоборот, обогащают её, помогают сохранить нашу историю, воздать дань нашим предкам.
https://mcoip.ru/blog/2022/10/17/ustarevshaya-leksika/