Пусть себе утверждается Империя,
закроем свою дверь, поднимемся на
самый верх нашей башни из
слоновой кости, на самую
последнюю площадку,
как можно ближе к нему (небу,
Богу). Правда, там иногда бывает
холодновато. Но не все ли равно?
Там ты видишь сверкающие звезды
и не слышишь индюков.
Г.Флобер
Цель: знакомство с личностью писателя, особенностями его мировоззрения и творчества.
Методический прием: Погружение в эпоху.
Ход урока
- Биография писателя: Мироощущение блудного сына.
- Время Второй империи.
а) Девиз эпохи: Над всем господствует здоровый смысл буржуа (Братья Гонкур).
б) XIX век болен буржуазией. (П. Барбери – фр. литературовед.)
в) М. Горький назвал тех, кто противостоит здоровому смыслу, “блудными детьми эпохи”. - Искусство II половины XIX века.
Наиболее значительное место в развитии западноевропейского реализма принадлежит французскому искусству. И это не случайно. Уже с конца 18 века Франция играла ведущую роль в общественно-политической жизни Европы, а классовая борьба между дворянством, буржуазией и пролетариатом принимала в ней ясные классические формы. Прячась за королевскую и императорскую мантию или утверждая свою власть в неприкрытом виде, буржуазия торжествовала победу. “Промышленность и торговля разрослись в необъятных размерах, – писал К.Маркс о Франции 50–60-х годов, – биржевая спекуляция праздновала свои космополитические оргии; нищета масс резко выступала рядом с нахальным блеском беспутной роскоши, нажитой надувательством и преступлением”.
Обострение общественных противоречий, грандиозные классовые битвы, новые социальные проблемы, вопросы демократического переустройства общества не могли не волновать передовые умы, заставляя анализировать явления действительности, искать новые пути в искусстве. Во Франции, которая дает наиболее отчетливую картину становления и развития основных течений 19 века, подъем реализма наблюдается раньше, чем в других странах, реалистическое направление оказывается наиболее тесно связанным с общественно-политической жизнью, оно выдвигает крупнейших представителей искусства XIX века.
Июльская революция 1830 года явилась существенной вехой на пути развития французского искусства. Под ее влиянием происходит изживание романтических иллюзий, усиливается интерес к социальной тематике, вырабатывается самостоятельная теоретическая программа реализма. Основные требования к новому искусству были сформулированы Лавироном и Гальбаччо в “Салоне 1833 года”. Свое дальнейшее развитие они получили в трудах крупных теоретиков-защитников реализма: Торе-Бюрже, Шанфлери, Дюранти, Кастаньяри и других. Все эти критики – представители поколения 1848 года – выдвигали на первый план вопрос о воспитательной роли искусства. Искусство, утверждали они, должно способствовать развитию общества по пути прогресса, должно быть “учителем жизни”, а для этого ему необходимо быть актуальным, социально насыщенным, понятным народу. Искусство должно помочь людям познать окружающий их мир, разобраться в его противоречиях. Оно сможет сделать это, отбросив в сторону всякую идеализацию, приукрашение жизни. Правдивость изображения выдвигается в качестве одного из необходимых условий творчества – художник пишет то, что он знает, что он видит перед собой. Призыв к отказу от общепринятых образцов и к утверждению жизненной правды в искусстве помогал передовым художникам в освоении новых способов и средств художественной выразительности, открывал широкие перспективы для творческих исканий. Среди предшественников больших художников-реалистов заслуживают упоминания некоторые менее значительные мастера. Французское Искусство Середины и Второй Половины XIX века. Прогрессивная графика 30–40-х годов. (рассказ об искусстве Энгра, Делакруа, Мане, Коро, художников Барбизонской школы, Фрагонара).
- Замысел романа: “Излагать, а не спорить”
- Из путешествия по Востоку в 1850 г. привез замысел романа “Госпожа Бовари”.
- “… чем больше личного в нашем творчестве, тем оно слабее.”
- При создании романа преодолевал отвращение к “посредственности” изображаемого.
- Банальной, даже пошлой истории развратившейся, пустой провинциалки Флобер сумел придать высокий трагизм, строгую красоту, силу.
Д/з: I ч.; ответ на вопросы:
- На какие детали в описании портретов или жизненных историй героев обращает внимание автор?
- Что привлекает Эмму, что кажется ей красивым?
“Провинциальные нравы”
Я всматриваюсь в плесень, покрывающую душу.
Г.Флобер.
Цель: ввести учащихся в мир душевных переживаний героини, раскрыть суть влияния среды на формирование личности.
Методический прием: работа с художественной деталью.
Ход урока
I. Концепция искусства у Флобера:
Главный принцип – принцип безличного, объективного искусства. Должна быть правдивость в изображении связей личности и обстоятельств. Форма произведения должна быть совершенной.
II. “Нет провинции – есть только Франция.”
Мишле (историк)
Но для Флобера сама Франция стала провинцией. В романе он развивает принципы Бальзака; история главной героини, по имени которой называется произведение, дает возможность увидеть зависимость ее характера от воззрений и обычаев среды, а также саму среду, имеющую в романе не меньшее значение. То, что это роман о нравах, подтверждает и композиция; начавшись с рассказа о Ш. Бовари, он закончил рассказом об аптекаре Оме. Эмма появляется только во II главе, а после ее смерти еще III главы, где автор рисует лицемерие церковников, самодовольство и карьеризм аптекаря Оме, а Ш. Бовари возвышается над всеми искренним умением любить и глубоко страдать.
Роман “напоминает чертеж – в такой мере он сделан при помощи циркуля, кропотливо, рассчитанно, обдуманно.” (Дюранти).
III. Анализ романа (по вопросам предыдущего урока).
Д/з: II ч. Проследить, как изменяется Эмма внешне и внутренне.
Индивидуальное задание: наблюдение над использованием писателем символов-обобщений (нищий и его песенка) – (их смысл: выявляется сущность трагедии Эммы, движение ее жизни от мечты о красоте и любви к низким обманам, нравственному падению).
“Плод пристальных наблюдений” (Сент-Бев)
История Эммы Бовари.
Цель: высветить образ главной героини; раскрыть психологические мотивы поведения Эммы; воспитывать уважение к личности.
Методический прием: Работа с термином: натурализм.
Ход урока
- Экскурсия “Вместе с Эммой”. “Посещение” мест, куда хочется попасть Эмме.
- Наблюдение над эволюцией образа. Изменить
портрет – изменить духовную сущность.
а) Несовпадение мечты и действительности. (т.е. вещи, внешнее (занавески, мягкие сапоги, борзая), не могут заменить чувств, духовного содержания).
б) Портреты – характеристики (через восприятие другими героями): Шарль – “удивительна и простодушна”, Леон – “романтична”, Родольф – “физически притягательна и провинциальна.” - Обобщения и выводы.
Неестественная изоляция (монастырское воспитание) от реальной жизни развила в этой здоровой жизнерадостной девушке мистическую томность, романтическую меланхолию. (Эжен Сю)
Вся жизнь Эммы подчинена стремлению подтянуться до внешней формы (смерть матери – нет переживаний).
Стремясь к любви, как в романах, она путает понятия: любить и иметь любовника.
В начале романа: “открытый, смелый, доверчивый” взгляд Эммы.
В конце: “вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, магией, наслаждением.”
Ее трагедия в том, что пошлой жизни она противопоставляет пошлые идеалы, не понимая их пошлости.
Ключевое слово к пониманию образа Эммы – пошлость.
Д/з: III ч. Ответить на вопрос: В чем трагедия героини?
“Художник должен уметь все взвесить…” (Флобер)
Обобщающий урок.
Цель: Сделать выводы и обобщения: как понимают счастье героиня и автор.
Счастье – обман, поиски которого
причиняют все житейские бедствия, но
зато есть безмятежный покой, который
похож на счастье, даже лучше него.
Г.Флобер
Ход урока
I. Аналитический роман нового типа.
1. С Ю “почти Ж невидим” Е Т |
Ф совершенен О “чертеж” Р “кропотливо, рассчитанно, М обдуманно”. А |
1. Система образов романа:
Эволюция героя.
Эмма полна жизни, удивительна, простодушна. => Дом отца
“Скука одолевала ее” => Дом Шарля
Ищет любви с Леоном, романтична, разочарование => Ноквиль
Любовная связь с Родольфо, => Руан-“Вся жизнь превратилась в сплошную ложь”.
II. Психологизм Флобера (отражение мировоззрения писателя в романе).
Эмма погибает, осознавая “убогость” своего счастья. Флобер “осужден” одним из журналов “за оскорбление морали… и добрых нравов”. Может быть, поэтому он видит счастье в покое. А как думаете вы?
Д/з: подготовка к письменной работе: “В чем, по-вашему, состоит человеческое счастье?”
Литература:
- Зенкин С. Французская литература XIX века.
- Луначарский А.В. “Флобер. Общая характеристика”.
- Ремизов А. Французский роман XIX в.
- Фадеев А.А. “О Флобере”.
- Фрид Я. Гюстав Флобер.