Уроки по книге Гюстава Флобера "Госпожа Бовари". Г.Флобер (1821–1880). Жизнь и творчество. "Госпожа Бовари" — "строго реалистический роман"

Разделы: Литература


Пусть себе утверждается Империя,
закроем свою дверь, поднимемся на
самый верх нашей башни из
слоновой кости, на самую
последнюю площадку,
как можно ближе к нему (небу,
Богу). Правда, там иногда бывает
холодновато. Но не все ли равно?
Там ты видишь сверкающие звезды
и не слышишь индюков.
Г.Флобер

Цель: знакомство с личностью писателя, особенностями его мировоззрения и творчества.

Методический прием: Погружение в эпоху.

Ход урока

  1. Биография писателя: Мироощущение блудного сына.
  2. Время Второй империи.
    а) Девиз эпохи: Над всем господствует здоровый смысл буржуа (Братья Гонкур).
    б) XIX век болен буржуазией. (П. Барбери – фр. литературовед.)
    в) М. Горький назвал тех, кто противостоит здоровому смыслу, “блудными детьми эпохи”.
  3. Искусство II половины XIX века.

Наиболее значительное место в развитии западноевропейского реализма принадлежит французскому искусству. И это не случайно. Уже с конца 18 века Франция играла ведущую роль в общественно-политической жизни Европы, а классовая борьба между дворянством, буржуазией и пролетариатом принимала в ней ясные классические формы. Прячась за королевскую и императорскую мантию или утверждая свою власть в неприкрытом виде, буржуазия торжествовала победу. “Промышленность и торговля разрослись в необъятных размерах, – писал К.Маркс о Франции 50–60-х годов, – биржевая спекуляция праздновала свои космополитические оргии; нищета масс резко выступала рядом с нахальным блеском беспутной роскоши, нажитой надувательством и преступлением”.

Обострение общественных противоречий, грандиозные классовые битвы, новые социальные проблемы, вопросы демократического переустройства общества не могли не волновать передовые умы, заставляя анализировать явления действительности, искать новые пути в искусстве. Во Франции, которая дает наиболее отчетливую картину становления и развития основных течений 19 века, подъем реализма наблюдается раньше, чем в других странах, реалистическое направление оказывается наиболее тесно связанным с общественно-политической жизнью, оно выдвигает крупнейших представителей искусства XIX века.

Июльская революция 1830 года явилась существенной вехой на пути развития французского искусства. Под ее влиянием происходит изживание романтических иллюзий, усиливается интерес к социальной тематике, вырабатывается самостоятельная теоретическая программа реализма. Основные требования к новому искусству были сформулированы Лавироном и Гальбаччо в “Салоне 1833 года”. Свое дальнейшее развитие они получили в трудах крупных теоретиков-защитников реализма: Торе-Бюрже, Шанфлери, Дюранти, Кастаньяри и других. Все эти критики – представители поколения 1848 года – выдвигали на первый план вопрос о воспитательной роли искусства. Искусство, утверждали они, должно способствовать развитию общества по пути прогресса, должно быть “учителем жизни”, а для этого ему необходимо быть актуальным, социально насыщенным, понятным народу. Искусство должно помочь людям познать окружающий их мир, разобраться в его противоречиях. Оно сможет сделать это, отбросив в сторону всякую идеализацию, приукрашение жизни. Правдивость изображения выдвигается в качестве одного из необходимых условий творчества – художник пишет то, что он знает, что он видит перед собой. Призыв к отказу от общепринятых образцов и к утверждению жизненной правды в искусстве помогал передовым художникам в освоении новых способов и средств художественной выразительности, открывал широкие перспективы для творческих исканий. Среди предшественников больших художников-реалистов заслуживают упоминания некоторые менее значительные мастера. Французское Искусство Середины и Второй Половины XIX века. Прогрессивная графика 30–40-х годов. (рассказ об искусстве Энгра, Делакруа, Мане, Коро, художников Барбизонской школы, Фрагонара).

  1. Замысел романа: “Излагать, а не спорить”
  • Из путешествия по Востоку в 1850 г. привез замысел романа “Госпожа Бовари”.
  • “… чем больше личного в нашем творчестве, тем оно слабее.”
  • При создании романа преодолевал отвращение к “посредственности” изображаемого.
  • Банальной, даже пошлой истории развратившейся, пустой провинциалки Флобер сумел придать высокий трагизм, строгую красоту, силу.

Д/з: I ч.; ответ на вопросы:

  • На какие детали в описании портретов или жизненных историй героев обращает внимание автор?
  • Что привлекает Эмму, что кажется ей красивым?

“Провинциальные нравы”

Я всматриваюсь в плесень, покрывающую душу.
Г.Флобер.

Цель: ввести учащихся в мир душевных переживаний героини, раскрыть суть влияния среды на формирование личности.

Методический прием: работа с художественной деталью.

Ход урока

I. Концепция искусства у Флобера:

Главный принцип – принцип безличного, объективного искусства. Должна быть правдивость в изображении связей личности и обстоятельств. Форма произведения должна быть совершенной.

II. “Нет провинции – есть только Франция.”

Мишле (историк)

Но для Флобера сама Франция стала провинцией. В романе он развивает принципы Бальзака; история главной героини, по имени которой называется произведение, дает возможность увидеть зависимость ее характера от воззрений и обычаев среды, а также саму среду, имеющую в романе не меньшее значение. То, что это роман о нравах, подтверждает и композиция; начавшись с рассказа о Ш. Бовари, он закончил рассказом об аптекаре Оме. Эмма появляется только во II главе, а после ее смерти еще III главы, где автор рисует лицемерие церковников, самодовольство и карьеризм аптекаря Оме, а Ш. Бовари возвышается над всеми искренним умением любить и глубоко страдать.

Роман “напоминает чертеж – в такой мере он сделан при помощи циркуля, кропотливо, рассчитанно, обдуманно.” (Дюранти).

III. Анализ романа (по вопросам предыдущего урока).

Д/з: II ч. Проследить, как изменяется Эмма внешне и внутренне.

Индивидуальное задание: наблюдение над использованием писателем символов-обобщений (нищий и его песенка) – (их смысл: выявляется сущность трагедии Эммы, движение ее жизни от мечты о красоте и любви к низким обманам, нравственному падению).

“Плод пристальных наблюдений” (Сент-Бев)

История Эммы Бовари.

Цель: высветить образ главной героини; раскрыть психологические мотивы поведения Эммы; воспитывать уважение к личности.

Методический прием: Работа с термином: натурализм.

Ход урока

  1. Экскурсия “Вместе с Эммой”. “Посещение” мест, куда хочется попасть Эмме.
  2. Наблюдение над эволюцией образа. Изменить портрет – изменить духовную сущность.
    а) Несовпадение мечты и действительности. (т.е. вещи, внешнее (занавески, мягкие сапоги, борзая), не могут заменить чувств, духовного содержания).
    б) Портреты – характеристики (через восприятие другими героями): Шарль – “удивительна и простодушна”, Леон – “романтична”, Родольф – “физически притягательна и провинциальна.”
  3. Обобщения и выводы.

Неестественная изоляция (монастырское воспитание) от реальной жизни развила в этой здоровой жизнерадостной девушке мистическую томность, романтическую меланхолию. (Эжен Сю)

Вся жизнь Эммы подчинена стремлению подтянуться до внешней формы (смерть матери – нет переживаний).

Стремясь к любви, как в романах, она путает понятия: любить и иметь любовника.

В начале романа: “открытый, смелый, доверчивый” взгляд Эммы.

В конце: “вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, магией, наслаждением.”

Ее трагедия в том, что пошлой жизни она противопоставляет пошлые идеалы, не понимая их пошлости.

Ключевое слово к пониманию образа Эммы – пошлость.

Д/з: III ч. Ответить на вопрос: В чем трагедия героини?

“Художник должен уметь все взвесить…” (Флобер)

Обобщающий урок.

Цель: Сделать выводы и обобщения: как понимают счастье героиня и автор.

Счастье – обман, поиски которого
причиняют все житейские бедствия, но
зато есть безмятежный покой, который
похож на счастье, даже лучше него.
Г.Флобер

Ход урока

I. Аналитический роман нового типа.

1. С
Ю “почти
Ж невидим”
Е
Т
Ф совершенен
О “чертеж”
Р “кропотливо, рассчитанно,
М обдуманно”.
А

1. Система образов романа:

Эволюция героя.

Эмма полна жизни, удивительна, простодушна. => Дом отца

“Скука одолевала ее” => Дом Шарля

Ищет любви с Леоном, романтична, разочарование => Ноквиль

Любовная связь с Родольфо, => Руан-“Вся жизнь превратилась в сплошную ложь”.

II. Психологизм Флобера (отражение мировоззрения писателя в романе).

Эмма погибает, осознавая “убогость” своего счастья. Флобер “осужден” одним из журналов “за оскорбление морали… и добрых нравов”. Может быть, поэтому он видит счастье в покое. А как думаете вы?

Д/з: подготовка к письменной работе: “В чем, по-вашему, состоит человеческое счастье?”

Литература:

  1. Зенкин С. Французская литература XIX века.
  2. Луначарский А.В. “Флобер. Общая характеристика”.
  3. Ремизов А. Французский роман XIX в.
  4. Фадеев А.А. “О Флобере”.
  5. Фрид Я. Гюстав Флобер.