Устный журнал "Он – Пушкин, и бессмертен он!", посвященный 175-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Действующие лица:

  • Ведущие (1, 2);
  • Чтец;
  • А.С. Пушкин;
  • Н.Н. Гончарова;
  • В.А. Жуковский;
  • В.И. Даль;
  • Онегин;
  • Ленский;
  • Зарецкий;
  • Гильо.

Ход мероприятия

Звучит музыка.

Ведущие (1,2):

Сто семьдесят пять лет со дня смерти Пушкина… “Тогда, сто лет назад, эта смерть ударила по сердцам как народное горе, непоправимая беда, страшная утрата. Она переживалась как ужасная катастрофа, слепой рок, злая бессмыслица, отнявшая у русского народа его высшее достояние.

 Это чувство живо и теперь. И ныне, через сто лет, смерть Пушкина остаётся в русской душе незаживающей раной. Как и тогда, мы стоим перед ней в растерянной безответственности и мучительном недоумении”, – так писал Сергей Булгаков. Трагический день – 27 января – вновь и вновь возвращает нас к роковому выстрелу на Черной речке, когда было, по словам современников, “прострелено сердце нашей поэзии”.

 Сегодня обратиться к последним дням жизни А.С. Пушкина нам поможет такая необычная форма урока, как устный журнал. Перелистывая страницы нашего устного журнала, “мы снова должны до дна испить эту чашу горькой полыни, снова пережить эти три страшных дня, эту смерть во всей её вопиющей бессмыслице: как будто свалившийся с крыши камень поразил насмерть нашего величайшего поэта, и отнял его от нас в цвете творческих сил, на вершине мудрости” (С. Булгаков).

Звучит песня Владимира Качана “Пушкин”.

Чтец:

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем
Их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда оркестр в их честь играет туш,
Актёры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.

Итак, на дворе 27 января 1837 года. Дуэль.

Ведущие (1,2): Дуэль – поединок (обычно двух человек), происходивший по определённым правилам, цель которого – восстановление чести, смывание с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением. Дуэль была привнесена в Россию из Западной Европы и с самого начала (ещё со времён Петра Первого) была запрещена государством, но, невзирая на запреты, получила большое распространение. Пушкин имел репутацию опытного и чрезвычайно опасного дуэлянта. Поэт был инициатором большого числа дуэлей, из которых состоялись 4, а остальные закончились примирением сторон, преимущественно под влиянием друзей Пушкина. Везение не могло продолжаться бесконечно. Пушкин неумолимо приближался к своей гибели. В “Евгении Онегине” Пушкин даёт подробное описание дуэли.

Инсценирование эпизода дуэли из романа “Евгений Онегин”.

Ленский:

Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним…

Онегин:

Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал.

Зарецкий: Но где же, где ваш секундант?

Онегин:

В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть.

Ленский:

Он позволял – не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины
(Что похвалить мы в нем должны).

Онегин:

Мой секундант?
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный.

Гильо:

Зарецкий губу закусил.
Онегин Ленского спросил:

Онегин: “Что ж, начинать?” –

Ленский: Начнем, пожалуй, –

Зарецкий:

И пошли
За мельницу. Пока вдали
Зарецкий наш и честный малой
Вступили в важный договор,

Гильо:

Враги стоят, потупя взор.
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.

Зарецкий:

Вот порох струйкой сероватой
На полок сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.

Гильо:

Зарецкий тридцать два шага
Отмерял с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

Зарецкий: Теперь сходитесь.

Гильо:

Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.

Зарецкий:

Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,

Гильо:

И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет…

Ведущий: Это произведение, написанное А.С. Пушкиным, нельзя считать тождественным жизни самого поэта. Давайте услышим голоса близких Пушкину людей Данзаса и Натальи Николаевны, они расскажут нам об этом страшном и полном боли дне, дне дуэли.

Данзас: Мне, Данзасу, другу Александра Сергеевича, по воле злой усмешки судьбы ставшему его секундантом, больно вспоминать тот страшный и черный день.

Закутавшись в медвежью шубу, Александр Сергеевич сидел на снегу и отрешенно взирал на приготовления. Что было в его душе, одному богу известно. Временами он обнаруживал нетерпение, обращался ко мне: “Все ли, наконец, кончено?” Психологическое состояние противников было разным: Пушкин нервничал, торопился со всем скорее покончить, Дантес был собраннее, хладнокровнее.

Яркая вспышка огня ослепила поэта. Пушкин почувствовал сильный удар в бок и ощущение чего-то горячо стрельнувшего в поясницу. Ноги у него подкосились, и он упал на левый бок лицом в снег, лишь на короткое мгновение потеряв сознание.

Мы бросились к нему, но, когда Дантес намеревался сделать то же самое, Пушкин крикнул по-французски: “Подождите, у меня еще достаточно силы, чтобы сделать свой выстрел!” Дантес остановился у барьера. Раненый Пушкин нашел в себе силы приподняться, сесть и потребовал заменить пистолет, так как при падении дуло забилось снегом. Опершись левой рукой, он, страдая и превозмогая физическую боль, долго прицеливался, бледный, вероятно, с затуманенным взором. Ярко-красное пятно медленно расплывалось по его одежде, кровь просачивалась сквозь ткань и алой тонкой струйкой стекала на снег. Пушкин спустил курок и, увидев падающего Дантеса, воскликнул: “Браво!” – и вновь потерял сознание, сейчас уже на несколько минут, упав на шинель, обозначавшую барьер.

А.С. Пушкин получил ранение незадолго до 17 часов 27 января, после чего он жил еще около 46 часов.

Наталья Николаевна: В шесть часов вечера я сидела в своей комнате с сестрой Александрой. Был накрыт стол. Ждали хозяина. Уже в восьмом часу вечера в комнату неожиданно вошел без доклада Данзас и сообщил, что Пушкин дрался на дуэли и легко ранен. Он добавил, что это поручил ему передать от своего имени Пушкин. По выражению лица Данзаса было видно, что случилось нечто страшное и непоправимое.

Я побледнела и бросилась в прихожую. В это время камердинер Никита Козлов принял из кареты тяжело раненного Пушкина, взял его, как ребенка, на руки и нес по лестнице.

- Грустно тебе нести меня? – спросил Пушкин.

Увидев меня, муж начал успокаивать меня, сказал, что ранен в ногу и рана не опасна. Просил не заходить к нему, пока не разденется и не приведет себя в порядок.

Меня впустили только тогда, когда его вымыли и одели в чистое белье. Увидев меня, он сказал:

- Как я рад, что еще вижу тебя и могу обнять. Что бы ни случилось, ты ни в чем не виновата и не должна упрекать себя, моя милая!

Для Александра Сергеевича это были мучительные часы тяжелых физических и душевных страданий. Но он вел себя очень мужественно. Несмотря на сильные боли, он старался подавить в себе стоны, не кричать, беспокоился за судьбу Данзаса и просил лейб-медика Арендта заступиться за своего секунданта перед царем; благородно отнесся даже к врагу – Дантесу, убеждая друзей не мстить ему.

Ведущие (1,2): 28 января. День прощания с близкими.

Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться взволнованные друзья Пушкина: поэт В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, супруги Вяземские, М.Ю. Виельгорский, П.А. Плетнев, которые до самой смерти Александра Сергеевича находились в его доме, отлучаясь на самое короткое время. Александр Сергеевич чувствовал себя настолько плохо, что решил попрощаться со всеми. Он попросил к себе жену, детей и свояченицу Александру Николаевну.

Наталья Николаевна: С воплем горести я бросилась к страдающему мужу. На глазах у присутствующих появились слезы. Малышек, полусонных, в одеялах, приносили к нему. Александр Сергеевич не мог говорить и прощался только взглядом и движением руки. Он молча по одному благословлял детей и движением руки отсылал от себя. Затем он также поочередно стал прощаться с друзьями – Жуковским, Тургеневым, Вяземским, Карамзиной, Виельгорским. Выглядел Александр Сергеевич очень плохо. Кожа была бледна “как полотно”, руки холодные, пульс едва прощупывался. Говорил он редко, едва слышно. Рядом с мужем всегда был и друг, и врач в одном лице – В.И. Даль.

В.И. Даль: Днем 28 января весть о ранении горячо любимого народом поэта быстро разнеслась по столице. С раннего утра встревоженные горестною вестью люди начали стекаться на набережную Мойки, к дому поэта. Передняя и зала в квартире в течение всей болезни Александра Сергеевича постоянно были заполнены знакомыми Пушкину и совершенно незнакомыми людьми. Они были искренне взволнованы ранением поэта. Несмотря на мороз и сильный пронизывающий ветер, густая масса людей загораживала на большом расстоянии все пространство на улице перед домом Пушкина, к крыльцу было невозможно протиснуться. В вестибюле стали вывешивать сочиненные Жуковским бюллетени – “скорбные листы” – о состоянии здоровья поэта. Пушкин беспрестанно спрашивал, кто из друзей и знакомых у него в доме. К полудню 28 января Пушкину стало несколько легче, он развеселился, шутил и, приветливо встретив меня, сказал: “Мне приятно вас видеть не только как врача, но и как родного мне человека по общему нашему литературному ремеслу”.

Но впустить всех знакомых в кабинет, где умирал поэт, было просто невозможно. Приглашали, конечно, самых близких, но и их было много.

Ведущий: Перевернем страницу. 29 января. День скорби, день смерти поэта.

У постели умирающего неотлучно находятся В.А. Жуковский Н.Н. Гончарова.

Жуковский: Больной находится в весьма опасном положении.

Ведущий: Этот бюллетень оказался последним. Наиболее близкие друзья поэта – В.А. Жуковский, П.А. Вяземский со своей женой, А.И. Тургенев, М.Ю. Виельгорский – собрались у смертного одра. От умирающего не отходили доктора Е.И. Андреевский, В.И. Даль и И.Т. Спасский. Несколько раз Александр Сергеевич звал Наталью Николаевну, но говорить много не мог, отсылал ее от себя.

Наталья Николаевна: Около 14 часов Александру Сергеевичу захотелось морошки. Он с нетерпением ждал, когда ее принесут, и попросил меня покормить его из своих рук. Он съел 2-3 ягодки и с наслаждением выпил несколько ложечек сока, подаваемых женой, говоря: “Ах, как это хорошо!”. В состоянии глубокой тоски, я опустилась на колени у изголовья умирающего мужа и приникла лицом к нему, а он гладил меня ласково по голове и тихо, едва слышно, шептал слова любви и утешения. Безмятежное спокойствие разлилось по его лицу.

Ведущий: Пушкин потухающим взором обвел шкафы своей библиотеки и, имея в виду своих самых лучших и верных друзей – книги, прошептал: “Прощайте, прощайте”. Спасский и Даль и Жуковский исполнили последнюю просьбу умирающего, чуть повернув его на бок и слегка приподняв. Александр Сергеевич вдруг широко открыл глаза, лицо его прояснилось. Последними словами поэта были: “Жизнь кончена… Тяжело дышать, давит…”. Отрывистое частое дыхание сменилось на медленное, тихое, протяжное, и вот уже слабый, едва заметный, последний вздох. Дыхание остановилось.

Звучит стихотворение В.А. Жуковского “Он лежал без движенья…”

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив; голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза.
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем. В жизни такого
Мы не видали на этом лице: не горел вдохновения
Пламень на нем; не сиял острой иронией ум!
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним; и спросить мне хотелось: „Что видишь?“

Ведущий: В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть. Закрыл глаза умершему доктор Е.И. Андреевский.

Ведущий: “Таков был конец нашего Пушкина” (В.А. Жуковский).

Однако у великих людей не бывает даты смерти. Они уходят из жизни – в бессмертие. В толковом словаре В.И. Даля мы можем прочесть: “Бессмертие – непричастность смерти, свойство, качество неумирающего, вечно сущего, живущего, жизнь духовная, бесконечная. Всегдашняя память о человеке на земле, по заслугам или по делам его. Незабвенный, вечнопамятный”. Вот почему День памяти А.С.Пушкина мы отмечаем как светлый праздник.

Чтение стихотворения М. Кузмина “Пушкин”.

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мед.
Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова…
Как наши выдумки докучны,
И новизна как не нова!
Но в совершенства хладный камень
Его черты нельзя замкнуть:
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь,
Он – жрец, и он веселый малый,
Пророк и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег.
Москва и лик Петра победный,
Деревня, Моцарт и Жуан,
И мрачный Герман, Всадник Медный,
И наше солнце, нам туман!
Романтик, классик, старый, новый!
Он – Пушкин, и бессмертен он!
К чему же школьные оковы
Тому, кто сам себе закон?
Из стран, откуда нет возврата,
Через года он бросил мост,
И если в нем признаем брата,
Он не обидится: он прост.
И он живой. Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места.
Так полон голос милой жизни,
Такою прелестью живим,
Что слышим мы в печальной тризне
Дыханье светлых именин.

Пушкин:

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…

Ведущий: Заканчивая наш устный журнал, мы можем сказать, что Пушкин целиком принадлежит нам, нашему времени, он живой и долго еще будет жить в будущих поколениях. Пушкин – слава и гордость великого русского народа – бессмертен через свои творения, а значит, не умрет никогда.

Романс “Приметы”.

Музыка И. Шварца, слова А.С. Пушкина.

Песня Вадима Егорова “Тени на Мойке”.