Уроки прошлого (повесть Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат")

Разделы: Литература


И с грустью тайной и сердечной
Я думал: “Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
М.Ю. Лермонтов

Слово учителя.

Последним произведением Л.Н. Толстого станет повесть “Хаджи-Мурат”. Насчитывается 23 начала повести, 10 редакций произведений, 25 раз Толстой работал или, как говорил, “бился” над главой о Николае 1, сохранилось 2152 черновых страницы повести, тогда как в окончательном своем виде она занимает всего 250 писаных страниц. Но повесть при жизни писателя так и не вышла.

История создания произведения показывает, какое огромное значение придавал Толстой этому произведению. Попробуем сегодня осмыслить повесть “Хаджи-Мурат”, поразмышляем над проблемами, затронутыми в этом произведении, подумаем, о чем предупреждает нас писатель, ведь тема урока определена именно так.

В центре повествования события кавказской войны, год 1851 (автор точно указал); в произведении действует исторические лица. Не будем забывать, что у Толстого был свой взгляд на развитие истории, на роль личности в истории. Но что действительно происходило тогда на Кавказе?

Выступление учащегося об истории войны на Кавказе.

Учитель. К теме Кавказа обращались многие русские писатели, поэты. Каким предстает Кавказ в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова? Попробуем осмыслить: что нового привнес в данную тему Лев Николаевич Толстой.

Чтобы понять, что волновало Толстого, почему он обращается именно к этим события, необходимо обратиться к истории произведения. Слушая историю произведения, постарайтесь понять: почему Толстой не напечатал его при жизни.

Выступление учащегося об истории создания произведения.

(Написанная на 74 –м году его жизни, повесть эта – итог 5-летнего творческого опыта и поэтому одно из совершеннейших произведений. Судьба повести необычна. Еще не написав ее, Толстой решил не опубликовывать повесть при своей жизни. Ни одно свое произведение заранее на это не обрекал. Кроме того, он занимался “Хаджи-Муратом”, как говорил сам, “между делом”, “в минуты досуга”, “для себя”, называя его “пустяком”, “баловством”. Несмотря на это, Толстой работал над повестью чрезвычайно много, добиваясь ее совершенства.

Место действия повести – Кавказ “с его величественной и нежной природой”, который Толстой смолоду очень любил. Повесть “Хаджи-Мурат – до некоторой степени воспоминание писателя о лучшей поре его жизни, проведенной на Кавказе. Один из вариантов повести им и назван: “Воспоминания старого военного” и написан в автобиографической форме.

Впервые Толстой услышал о Хаджи-Мурате в двадцатитрехлетнем возрасте на Кавказе, в 1851 году, в том самом году, который был, как говорит историк Кавказской войны В.А. Потто, “годом величайшей славы Хаджи-Мурата”. К тому же 1851 году относятся строки о Хаджи-Мурате участника Кавказской войны В.А. Полторацкого: “Какие чудеса трубят об этом аварском хвате! Если верить наполовину тому, что воспевают о его безумной отваге и невероятной дерзости, то и тогда приходится удивляться, как аллах спасал его сумасбродную голову. Военная слава Хаджи-Мурата ни в ком не встречает себе соперничества и популярность его гремит от Каспийского до Черного моря. Впоследствии в одном из вариантов своей повести Толстой тоже говорил об этой популярности Хаджи-Мурата. “Людям, не бывавшим на Кавказе во время нашей войны с Шамилем, трудно себе представить то значение, которое имел в то время Хаджи-Мурат в глазах всех кавказцев”. Тем не менее, молодой Толстой ни в своих письмах, ни в дневнике за первые месяцы пребывания на Кавказе не упоминает имени Хаджи-Мурата.

15 ноября 1851 года в газете “Кавказ”, в Тифлисе, где находился в те дни Толстой, было напечатано сообщение о “важном раздоре между Шамилем и Хаджи-Муратом”, а 11 декабря 1851 года сообщалось, что в результате этого раздора Хаджи-Мурат бежал от Шамиля и перешел к русским. После перехода к русским Хаджи-Мурат приехал в Тифлис. Его принимали здесь “с большим триумфом, ласкали…увеселяли балами и лезгинками…” Хаджи-Мурат часто появлялся на улицах, и “все привыкли его видеть”, “всякому хотелось взглянуть на это смирившееся, наконец, чудовище”. Но Толстой тогда не видел Хаджи-Мурата (был болен). К тому же он отрицательно относился к Хаджи-Мурату, о чем писал брату Сергею Николаевичу 23 декабря 1851 года: “Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался Русскому правительству. Это был первый лихач и молодец во всей Чечне, а сделал подлость”.

Не дают основания для предположения встречи Толстого с Хаджи-Муратом и его слова в прологе к повести: “Мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел…” Безусловно, тут речь идет не о Хаджи-Мурате, а о ряде эпизодов Кавказской войны, свидетелем которой был Толстой, и некоторых персонажах повести, как Воронцов, Полторацкий, Козловский, Барятинский и др., с которыми Толстой встречался в молодости на Кавказе.

Несомненно, наиболее пленительна в Хаджи-Мурате для Толстого была его воля к борьбе, непреклонность, несокрушимость, бесстрашие в борьбе – “один, а не сдается”.

Аналитическая работа над текстом

– Выскажите свои впечатления после прочтения повести Л.Н. Толстого “Хаджи-Мурат”?

– Это другой Толстой – автор романа “Война и мир”? Какой новой гранью своего творчества предстал писатель в повести “Хаджи-Мурат”?

– Обратимся к проблемам произведения. Ведь это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблем читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы. Проблему можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению – неповторимый авторский взгляд на мир.

Выделим основные проблемы произведений русской литературы.

  1. Национально-исторические (проблема сущности национального характера, изображение переломных моментов в истории народа).
  2. Проблема взаимоотношения власти и человека.
  3. Идейно-нравственные проблемы.

– Какие ключевые проблемы можно выделить в повести Л.Н. Толстого?

(Проблемы взаимоотношения человека и власти и проблемы войны, что заставляет человека воевать?)

– Попробуем, анализируя эти проблемы, выяснить авторское видение этих проблем: о чем предупреждает нас Толстой?

– В центре повествования образ главного героя Хаджи-Мурата. (Работа с эпиграфом.)

– Каким предстает в повести Хаджи – Мурат? Что движет им в его поступках?

(Желание власти. Толстой понимает, что все не так просто в характере Хаджи-Мурата, в его настроениях, целях. Откровенно корыстолюбиво решение героя перейти на сторону русский, с тем, чтобы пойти на Шамиля, захватить его в плен и тем самым отомстить ему, за что “русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечней, которая покорится ему”.

Хаджи-Мурат – безжалостный к своим врагам воин. Именно об этом толкуют солдаты: “Сколько душ загубил, проклятый…”.

Но трагедия героя Толстого в том, что он как бы попал в расщелину между двумя деспотическими мирами и их правителями – Николаем и Шамилем).

– Обратимся к анализу этих образов. Каждому из них Толстой посвящает почти одинаковое количество страниц.

Над образом Николая писатель “бился”, просил книг о нем, читал все подряд. Почему не получался образ Николая?

(Толстой позже писал: “Он был нужен как иллюстрация моего понимания власти”)

– А каково было это понимание?

(Власть для Толстого всегда была чужой человеку, говорил ли он о Наполеоне, Николае, Чернышове, Воронцове. Николай особенно вышел карикатурен:

“О том, что распутство женатого человека было нехорошо, ему и не приходило в голову, и он очень удивился бы, если бы кто-нибудь осудил его за это… Он стал думать о том, что всегда успокаивало его: о том, какой он великий человек”.

– Найдите в тексте ключевые слова, наиболее ярко раскрывающие деспотизм Николая 1, его самовлюбленность

– Что важно подчеркнуть в портрете Николая 1?

(И Шамиль, и Хаджи-Мурат были противоположностью Николаю и Воронцову, как азиатская ветвь того же деспотизма. Но написаны они были ярче, мужественнее, прямее, и, может быть, помимо воли художника вызывали симпатию читателя.)

– Что роднит Шамиля и Николая 1. Как это подчеркнуто в описании портрета героя.

(Ни один из них не задумывается о мире на земле, о человеческом братстве, напротив, в неудержимом стремлении узурпировать власть они идут по крови собственного и чужого народа. Ими обоими движет маниакальная идея величия власти. Шамиль разжигает братоубийственную войну. Царь приказывает уничтожить аул Махкет.)

– О чем предупреждает нас Л.Н. Толстой, рисуя образы Николая 1 и Шамиля?

(Любая жестокость порождает жестокость. Люди, принимающие на себя ответственность за судьбу целого народа, должны нести эту ответственность).

– Неограниченная власть, деспотизм порождает такое страшное явление как война. Мы знаем отношение Толстого к войне, как событию противоестественному роду человеческому. Какие ключевые эпизоды повести особенно ярко подчеркиваю неприятие Толстым войны.

(г. 7, 8, отношение Авдеева к чеченцам, слова Марьи Дмитриевны о Хаджи-Мурате, сожженный аул, семья Авдеевых)

– О чем предупреждает писатель, рисуя страшные картины войны?

(Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру. Любовь и добро могут противостоять ненависти и смерти. Поэтому продолжает светится и на мертвом лице Хаджи-Мурата детская добрая улыбка. Поэтому не существует никаких оправданий тому, что разъединяет людей, превращая их в чудовищ. “Война! – вскрикнула Марья Дмитриевна. – Какая война? Живорезы, вот и все…”)

– Понять концепцию взаимоотношения человека и мира в повести помогает композиция повести. В чем необычность? И как она помогла нам осмыслить проблемы, обсуждаемые нами?

(Кольцевая, рассказ в рассказе, элементы композиции: письмо, сказка, донесения, песня).

– Подводя итог, можно сказать, что суть повести “Хаджи-Мурат” не только в отрицании зла, насилия, жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня.

Приложение

Литература

  1. Ващенко В.Я., Полякова Т.М. Предупреждение писателя. Л.Н. Толстой. “Хаджи-Мурат” Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР //. – 1990. – № 3.
  2. Курбатов В. Азбука Правды. “Кавказский пленник” и “Хаджи-Мурат” Л. Толстого // Литература в школе. – 1999. – № 7.