В «Методических рекомендациях для учителя» Е.С.Баровой на знакомство с повестью «Слепой музыкант отводится два часа. В гимназии на уроки литературы выделяется больше часов, 3 часа вместо 2 в неделю по программе. Это дает возможность посвятить изучению повести не 2 часа, а 4 часа.
План занятий
1) Первый урок посвящен знакомству с фактами биографии В.Г. Короленко, анализу статьи учебника и составлению приблизительного плана повести.
2) Второй урок подводит учащихся к мысли, что знакомство с Эвелиной совпадает с переходом Петра из отрочества к юности и более глубокому осознанию трагедии слепоты.
3) Третий урок посвящен подробному анализу 5 и 6 главы повести. Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и целей урока. Учащиеся в конце урока приходит к выводу, что, только познав истинное горе, Петр выходит из душевного кризиса и его музыка начинает звучать иначе.
4) Вместе с учащимися учитель подводит итоги урока и даёт домашнее задание к четвертому уроку.
Ход уроков
Первый урок посвящен чтению и обсуждению дневниковой записи Алексея от 18 октября по тем вопросам, которые предлагает автор «Методических рекомендаций». Учащиеся вспоминают факты биографии писателя, прочитанное в 5 классе произведение. На этом же уроке составляется примерный план повести.
- Детство Петра (1-4 главы)
- Отрочество (1-4 главы)
- Юность (5-6 главы)
- Зрелость (7 гл. и эпилог)
Второй урок посвящен разбору первых четырех глав, т.е. тем, где говорится о процессе познания жизни в период детства и отрочества Петра. Важно подвести учащихся к мысли, что знакомством с Эвелиной заканчивается стихийный, неосознанный Петром период познания окружающего мира и самого себя. Именно в разговоре с девочкой Петр впервые произносит фразу: «Я слепой». «Чувство горечи, обиды на судьбу, на жизнь, обошедшуюся с ним так сурово», теперь не покидает героя повести. На этапе юности он осознает свою ущербность. На этом же уроке можно познакомить учащихся с содержанием оперы П.И.Чайковского «Иоланта», где мотив тоски по чему-то неведомому (по свету) прекрасно выражен в арии Иоланты. («Неужели глаза даны затем, чтоб только плакать».)
В качестве домашнего задания учащимся предлагается прочитать 5 и 6 главу повести, а также вспомнить пьесу Метерлинка «Синяя птица» и устно ответить на вопрос: «Есть ли какие-то Блаженства в жизни Петра?»
5 и 6 главы повести – предмет вдумчивого чтения и анализа всего, что происходит в душе Петра.
Третий урок начинается с воспоминаний о прошедших уроках, т.к. важно не упустить нить предыдущих размышлений.
Учащимся предлагается подумать над следующими вопросами:
1. С чего начинается 5 глава?
2. Чем заканчивается 6 глава?
Учащиеся без труда находят ключевые слова начала 5 главы: «…душа ее сына дремлет в каком-то заколдованном полусне, искусственном, но спокойном». И в конце 6 главы читают: «… в сумерки фортепиано звучало новыми мелодиям, каких никто не слышал у него раньше…»
3. Что же нам предстоит понять, когда мы будем читать 5 и 6 главы?
Ответы самостоятельные или с подсказкой учителя будут примерно одинаковые. Мы станем свидетелями того, как будет пробуждаться душа Петра.
4. Следовательно, какова тема урока?
Варианты будут разные, но учитель подведет к наиболее правильному:
На пути к пробуждению.
5. На какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть заданную тему?
Ответы учащихся:
- Кто будет способствовать пробуждению?
- Как будет происходить этот процесс?
- Через какие этапы он будет проходить?
6. Какими способами мы сможем найти ответ на эти вопросы?
Совершенно очевидно, что в начале урока учащиеся самостоятельно сформулировали тему, определили круг вопросов, ответы на которые помогут раскрыть тему, наметили и пути достижения цели.
Мы будем читать, анализировать прочитанное, т.е. обращать внимание на наиболее яркие эпизоды 5 и 6 главы, на то, как автор раскрывает душевное состояние героя.
Далее учитель предлагает учащимся выделить наиболее яркие эпизоды, которые помогут представить жизнь души героя. Список получится таким:
- Споры и беседы молодых людей, приглашенных в усадьбу Максимом.
- Осознание Петром того, что ему нет места в этой жизни.
- Объяснение в любви около старой мельницы.
- Новое звучание старой итальянской пьесы и душевный подъем.
- Легенда о Юрке-бандуристе и слова Петра по этому поводу.
- Встреча со слепыми монахами-звонарями Романом и Егорием.
- Впечатление от этих встреч и болезнь Петра.
- Путешествие со слепыми (Роль Максима и Кандыбы).
- Возвращение в усадьбу.
Рассмотрение первого и второго эпизодов помогают понять, что встреча с молодыми людьми, их разговоры о жизни, искусстве, их мечты сначала вызывают у Петра интерес. Но очень скоро он понимает, что ему нет места среди этих молодых людей. Объяснение в любви, признание Эвелины у заброшенной мельницы как будто окрыляют Петра. Его игра старой, известной всем итальянской пьесы вызывает восторг слушателей. Петр на время обретает веру в себя.
Обращая внимание на описание старой мельницы, учитель может задать несколько вопросов:
- Почему это место стало любимым для героя?
- Почему раньше таким любимым был небольш8ой холм на берегу реки?
- Как описание старой плотины помогает понять, что происходило с душой Петра до объяснения с Эвелиной?
На следующем этапе урока учитель предлагает подумать над тем, как происходящее с душой Петра можно представить зрительно: может быть, нарисовать картинки, или ступени лестницы, или еще как-то. Обсудив разные предложения, класс приходит к выводу, что на графике можно показать моменты эмоционального переживания Петра. На горизонтальной оси координат обозначаем выделенные в начале урока яркие эпизоды (их 9), а вертикальная ось отразит положительный или отрицательный отклик в душе Петра.
Когда первые два эпизода рассмотрены, учащиеся самостоятельно находят, вычитывают необходимую информацию и вычерчивают график. Всем становится очевидна глубина духовного кризиса, который переживает Петр после встречи с монахом-звонарем Егорием. Рассматривая эпизоды, связанные с этим событием, учитель напомнит учащимся недавно прочитанную повесть М.Горького «Детство». На тех уроках говорили о том, как по-разному проживали обиду, трудности бабушка и дед Каширины.
Об этом говорим, сравнивая слепых монахов (Романа и Егория).
Наконец, учитель обращается к классу с вопросом: «Прав ли Петр, когда говорит Эвелине о бессмысленности жизни слепого? Разве нет у него того, что в пьесе Метерлинка «Синяя птица» названо Блаженствами?
Обратим внимание учащихся на слова Максима: «Если бы ты мог понять, что на свете есть горе во сто раз больше твоего, такое горе, в сравнении с которым твоя жизнь, обеспеченная и окруженная участием, может быть названа блаженством…» Конечно, ребята легко называют Блаженство быть любимым, Блаженство быть окруженным заботой, участием, Блаженство быть талантливым музыкантом и т.п.
«Что пришлось испытать Петру, когда он присоединился к группе слепых обездоленных странников, возглавляемых Кандыбой?» - спрашивает учитель.
Учащиеся говорят о нужде, холоде, голоде, унижении, т.е. о настоящем горе.
Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.
Заканчивая урок, учитель задает вопрос:
- Ребята, какова была тема урока?
- Мы ответили на поставленные вопросы?
- В чем же истинная слепота?
Получив приблизительный ответ учащихся, учитель дает домашнее задание: прочитать 7 главу и эпилог. Вопрос 5 стр.147 (письм.)