Тот факт, что теперь в 9 классе введен устный экзамен по русскому языку, проверяющий умение учащегося бегло, осмысленно, выразительно читать, пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту, а также составлять самостоятельно устное высказывание по предложенной теме (чаще всего, подтверждает наличие проблемы с осмысленным чтением). Организаторы Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов нацеливают на проверку предметных компетентностей, заявленных в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов (ФК ГОС):
- языковой компетенции (умения выявлять соответствие/несоответствие речевой единицы языковой норме, опознавать языковые единицы и классифицировать их);
- лингвистической компетенции (умение анализировать языковой материал, предъявляемый как в виде изолированных языковых примеров, так и на материале текста);
- коммуникативной компетенции (способность понимать высказывание, связно и логично строить собственный текст, практические речевые умения и навыки);
- культуроведческой компетенции (широта кругозора выпускников, общая культура, начитанность).
Но ведь совсем недавно устный экзамен по русскому языку также предполагал, что учащийся не только знает правила орфографии, синтаксиса, пунктуации и других разделов русского языка, но и владеет научной терминологией по предмету, способен выстраивать высказывания в научном стиле, и даже представляет всю систему языка. Тогда как сейчас устный экзамен по родному языку уж очень смахивает на экзамен по иностранному языку. При том, что очень громко заявлены важные и нужные компетенции, по сути на экзамене ученик должен продемонстрировать умение читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы по нему и строить высказывание на свободную тему. О чем это свидетельствует? По моему мнению, формат устного экзамена по русскому языку подтверждает, как плохо обстоят дела с самым важным метапредметным навыком - а именно чтением. Сегодня учащиеся в своей массе с трудом понимают прочитанное, не способны ответить на вопросы, связанные с выявлением основных проблем и понятий, заявленных в тексте, затрудняются пересказать, освещая все микротемы и уж тем более пасуют перед заданием создать спонтанное высказывание на свободную тему.
В связи с этим сейчас очень актуально звучит вопрос: как же заинтересовать обучающихся чтением? Как сделать, чтобы они не только читали, но и перечитывали для ясного понимания смысла.
Принято считать, что существует несколько моделей чтения:
- чтение ради получения информации.
- развивающее чтение, способствующее совершенствованию духовной сферы.
- чтение для развлечения. В школе проблема падения интереса к чтению особенно актуальна.
Едва научившись читать, учащиеся уже утрачивают стимул к этому занятию. В то время как в начальной школе с удовольствием читает по крайней мере большая половина учащихся, то к четырнадцати годам о любви к книге говорят уже не более 15% подростков. Кроме того, многие из опрошенных подростков утверждают, что в их среде чрезмерное увлечение чтением нередко подвергается осмеянию. Исследовав формуляры школьной библиотеки, пришла к выводу, что среди учащихся 1-2 классов регулярно посещают библиотеку - 70%, 5-7 классы - 45%, 9-11 классы - 30%.
Опрос показал, что в начальных классах дети любят читать (70% к числу опрошенных), считают книгу лучшим подарком (65%), будут переживать, если не будут уметь читать (80%). И при этом есть библиотека только у 20% к числу опрошенных, привлекает больше книга, чем телевидение и компьютер 40%.
Учащиеся среднего звена (11-14 лет) уже в полной мере владеют осмысленным чтением. Однако в начале чтения текста учащиеся осознают цель и мотив (60%), легко могут сосредоточиться на тексте (67%), четко представляют структуру текста (88%), (12%). Возвращаются к прочитанному, если не поняли смысла (73%), никогда – 27%. Всегда читают, молча и не проговаривают (67%).
Среди мотивов чтения довольно распространен учебный – чтобы хорошо учиться и больше узнать (80%).
Большинство учащихся в подростковом возрасте теряет интерес к чтению, так как в этом возрасте у них возникают другие приоритеты: общение со сверстниками, общение в сетях, поэтому они обладают низкой техникой чтения, читают мало, относятся к книге только как к источнику информации, авторов они не запоминают.
Поскольку чтение художественной литературы это не только труд, но и творчество, занятие, требующее значительных затрат времени, умственных усилий, силы воли, это занятие становится востребованным только среди подростков, которые видят в семье личный пример родителей. А читающих родителей сейчас также немного в современной жизни. При опросе учащиеся в большей степени называют литературных героев, авторов и названия произведений, которые изучали недавно на уроках или вообще в детстве, очень редко упоминая произведения, которые они прочли самостоятельно.
Исследования показали, что 90% читателей приходят в библиотеку за деловой (учебной) информацией (если что-то задали) и только 10% берут книги для души.
Но на сегодняшний день преобладает чтение ради развлечения (20%) или добыть какую-либо информацию (68%).
Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развиты учебнопознавательная мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным, нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Как мы работаем над осмыслением текста на уроке? Для меня работа с учебными статьями на уроках литературы выходит на первый план. Знакомясь с биографией и обзором творчества писателя, проводим разноуровневый анализ текста:
- фактологический - понимание текста на уровне содержания - заостряем внимание на фактах жизни писателя ( даты жизни, детство, семья, образование, увлечения, мотивы к творчеству, темы и проблемы и т.п.).
- сопоставительный - обращаем внимание на то, кто был современником писателя, какие исторические события в стране связаны с его жизнью, какому направлению, течению, соответствовало творчество писателя.
- концептуальный - это система взглядов, мыслей и чувств автора текста, которую он отражает в тексте и не всегда выражает словесно (объясните смысл названия статьи, как автор статьи относится к тому, что он изображает, найдите слова и выражения, подчеркивающие это отношение).
Словарная работа - прекрасный метод, в первую очередь работающий на осмысление текста. Здесь имеет место подбор синонимов, обращение к сноскам в учебнике, словарям, а порой и к Интернету. Можно проводить как перед чтением, так и в процессе чтения. Работа со словом на уроках языка и литературы первична, толкование слов - основа понимания смысла прочитанного.
Хорошо зарекомендовал себя прием комментированного чтения с остановками, когда ученику, прочитавшему фрагмент текста, предлагается его прокомментировать, объяснить новые слова, образные выражения, цитаты и т.п.
Пересказ фрагмента текста - старый проверенный метод, развивающий логику, умение последовательно передавать ход событий, способность отделять главное от второстепенного.
Вся работа с текстом художественного произведения: и пересказ, и характеристика образов, и определение проблемы - стимулирует вдумчивое чтение. Большой ценностью являются те вопросы, которые раскрывают проблему. Они вызывают интерес к творческой и исследовательской деятельности.
На уроке учащиеся не только учатся пересказу, но приобретают умение выражать своё отношение к прочитанному, развивают навыки оценки поступков героев, вступают в диалог с автором.
Письменные работы: написание эссе, аннотации любимых книг, составление характеристик героев, - бесспорно, помогают ученику лучше разобраться в событиях, осмыслить проблему произведения. Учимся подбирать цитаты -обоснования из текста. Эта работа заставляет учащихся серьезно опираться на текст, то есть как минимум знать и понимать содержание произведения.
Развитию осмысленного чтения способствует метод защиты иллюстрации к произведению. Учащийся выбирает эпизод и изображает к нему иллюстрацию. Затем он должен объяснить свой выбор: эпизод должен быть значительным , а не проходным (умение выделять главное), иллюстрация отражает, как учащийся видит характер персонажа и осмысливает детали портрета, пейзажа, интерьера.
И конечно, очень важными приемами, способствующими осмысленному чтению, являются такие, как самостоятельное составление плана статьи учебника, тезисов, конспекта.
Процесс, направленный на понимание прочитанного, сложен: составляющими служат внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля и множество других психических особенностей читателя. Самое главное, чтобы этот процесс был непрерывным. С пятого по девятый класс. И тогда, на мой взгляд, специальных занятий по подготовке к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе не потребуется.
Список литературы
- Н. Г. Дубровская. Формирование навыков осмысленного чтения. https://znanio.ru/media/formirovanie_navykov_osmyslennogo_chteniya-83803/100279
- Динерштейн Е.Е.// Формирование навыка осмысленного чтения http://pmedu.ru/res/2013_6_11.pdf
- Немтина М.Ю.// Методы и приёмы смыслового чтения http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialy
- Бабурина М.А. Методические рекомендации для учителя по подготовке к ГИА по русскому языку в 2019 году.