Предмет – литературное чтение
Класс – 3
Тип урока – ознакомление с новым материалом
На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.
Цели урока:
- обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
- учить составлять план произведения при помощи моделирования.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
- познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
- выявлять художественные особенности былин;
Развивающие:
- развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
- формировать литературоведческие представления
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности
Планируемые достижения учащихся на уроке:
- называть правильно былины и выделять их особенности
- сравнивать героев – положительных и отрицательных
- пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды
- читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
- сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).
Оборудование:
- компьютер, презентация урока
- CD- диск “Шедевры русской живописи”
- магнитофон с записью былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
- репродукции картин В. М. Васнецова
Зрительный ряд:
- подборка иллюстраций художника Н. Воробьева к былинам
- интерактивная экскурсия с использованием CD- диска “Шедевры русской живописи”
- художественный фильм “Илья Муромец и Соловей-разбойник” (отрывок)
Звуковой ряд:
- А. Муравлев “Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина
- Р. Глиэр “Симфония №3” “Илья Муромец”
Ход урока
І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. )
Необходимо восстановить недостающий элемент – былины.
Слайд №1.
Таким образом, мы подводим детей к теме урока – былины.
На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.
2. Звучит “Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина А. Муравлева с целью создания эмоционального настроя и подготовки к восприятию темы.
3. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово “былина”? (ответы детей).
После этого идет работа со слайдом.
ІІ. Изучение нового материала.
1. Слайд №2.
Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
2. Слайд №3 (изображение богатыря)
Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.
3. Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
(слушание аудиокассеты с былиной)
4. Анализ текста былины, ответы на вопросы:
- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?
- Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?
Слайд №4
Словарная работа на уроке.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын - забор
Палаты княжеские – большое богатое помещение
Кафтан – верхняя одежда мужчин
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина - княжеское войско в Древней Руси
5. - Чтение былины детьми по цепочке после учителя.
- Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)
1 группа (слабая) | 2 группа (средняя) | 3 группа (сильная) |
Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника | Найти и прочитать описание поединка | Моделирование плана былины |
Проверка: чтение отрывка детьми | Проверка: чтение отрывка детьми | Показ составленной модели всему классу |
Индивидуальное задание ученику:
- Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому
6. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:
- Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?
- В чем вы увидели разницу?
Просмотр отрывка из к/ф “Илья Муромец” (бой Ильи Муромца и соловья-разбойника)
ІІІ. Выполнение заданий в тетради (задания даются дифференцированно)
1 группа (слабая)
Перечитай первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.
Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.
2 группа (средняя)
2) Обрати внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запиши
3 группа (сильная)
3) Найди в тексте и прочитай абзац и подчеркни слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.
Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.
Работа со всем классом.
4) Найди абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.
Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполненных работ.
8. Кроссворд
1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)
2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)
3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)
4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)
5) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)
9. Литературный диктант
Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная
IV. Итог урока. Интерактивная экскурсия. Слайд№5
Мю Задание на дом:
- художественный пересказ былины
- нарисовать богатырские доспехи