Цель урока: научить учащихся понимать сказки коренных народов Севера.
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразием национальных сказок народов Севера.
- пробудить интерес и любовь к сказкам коренных народов Севера;
- воспитывать бережное отношение к людям, окружающим нас;
- формировать литературные знания у учащихся.
Оборудование:
- интерактивная доска SMART;
- мультимедийная презентация "Читаем сказку - изучаем традиции";
- карточки с заданиями;
- картины учащихся.
ХОД УРОКА
Учитель:
Сказка - ЭТО ЗАВЕЩАНИЕ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ ДРУГОМУ.
М.Пришвин.
Счастье. Что это значит?
Это мечта, это удача.
Это мир и душевный покой,
Любимые люди с тобой.
Счастье - тепло в доме твоем,
Счастье, когда хорошо вдвоем,
Счастье, если тебя понимают,
Счастье уже - утром проснуться
И каждому просто улыбнуться.
Счастье в дружбе и любви.
Но понятье о счастье у всех свое.
Счастье можно брать и дарить,
Но главное, просто жизнь любить.
1. Все знают, что счастье-это что-то очень хорошее, к чему стремится человек как к источнику радости. Сегодня мы с вами вновь возьмем и подарим счастье себе и тем, кто сегодня у нас в гостях. Ведь встреча со сказкой - это тоже счастье.
(Сообщение темы урока.) Приложение 1
2. С чем у вас ассоциируется слово СКАЗКА? Составьте ассоциативный ряд.
Обобщение: У каждого свои ассоциации, но никто из вас не будет отрицать, что сказка - один из любимых жанров устного народного творчества. Но ведь сказки не только интересны, но и познавательны. Что может рассказать сказка? Давайте обратимся к таблице, с которой вы работали при изучении сказок.
(Работа с таблицей )
То есть прав Пришвин, утверждая, что сказка-это завещание одного поколения другому.
3. (Работа со слайдом)
Объясните слово ЗАВЕЩАНИЕ с помощью правильно выбранных синонимов.
(Наказ, завет, распоряжение, обещание, поручение, подражание, совет потомкам(тем, кто будет потом).
4. Неужели сказка может нас чему-то научить, дать нам совет? Ведь сказка- ложь, намек. Да и происходило все давно. Сейчас время другое.
Народная сказка- энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.
(Обращение к слайду)
Сегодня на уроке мы почитаем энциклопедию жизни народов Севера, познакомимся с некоторыми традициями народов ханты и манси - коренных народов Югры, узнаем, что завещали предки потомкам, значит и нам, живущим на земле Югорской.
Итак, сказка начинается.
Идет охотник по тайге с богатой добычей. Легко на душе, весело. Но не поется что-то. Да и в тайге положено ходить тихо. О великом, вечном размышляет он сегодня. Небо, звезды: Зачем они.? Почему люди, и звери, и деревья разные. Много их, вопросов, было у человека тысячи лет не знавшего, что такое книга. Ведь что ни шаг- тайна. Безучастно смотрели звезды. Тихо шептались старые, мудрые ели.
Умела земля хранить тайны. " Почему? Зачем?", - спрашивали сыновья из поколения в поколение. Из века в век. Так рождались легенды и сказки.
5. С некоторыми хантыйскими сказками и вы знакомы. Отгадайте сказку.
(Показ слайдов)
В этой сказке объясняется, почему у зайчишки хвостик маленький. ("Хочу не хочу)
Героями этой сказки являются северные животные. Один живет в воде, а огромное животное в воде спасается от комаров и мошек, но уши не топит. ("Лось и выдренок").
"У щуки и мертвой зубы живые"- эта хантыйская поговорка звучит в сказке:.("Как щука себе голову сделала").
В этой хантыйской сказке дано представление о строении мира, а трое богатырей добыли в Верхнем Мире огни для своего народа. ("Северное сияние").
6. Понравились ли вам сказки? О чем они? Что узнали о народе, сочинившем эти сказки?
Итак, ханты, манси завещают потомкам свое понимание мира: что все вокруг нас живое, прекрасное и вечное, если быть хозяином своей земли.
7. А что значит быть хозяином? Попробуем понять, повстречавшись со сказкой "Мальчик- хозяин Лесной Земли".
Обратитесь к названию и выделите ключевое слово. Подберите прилагательные-эпитеты к данному слову. (добрый, заботливый, чуткий, умный, любящий).
Настоящий хозяин должен любить свою землю.
8. В сказке мальчик тоже говорит о том, что он хозяин Лесной земли. А что в его понимании быть хозяином? Давайте обратимся к тексту. На страницах 16-18 диалог бабушки и внука. (чтение по ролям).
1) закончите предложение: По мнению мальчика, быть хозяином Земли - значит, быть:.(сильным, счастливым, щедрым, мужчиной, защитником, кормильцем, трудолюбивым, добрым.)
2) приведите примеры, доказывающие, что мальчик- настоящий хозяин, хотя еще и не велик .(высказывания ребят).
9. А вас не удивляет, что в сказке у мальчика нет имени, да и вообще нет имен ни у одного героя.(объяснения ребят)
Правильно ответить на этот вопрос вам поможет Женя Якушкина (сообщение).
Т.е. называть по родству, а не по имени - это традиция хантов.
10. Мы с вами читаем хантыйскую сказку. Охота, рыбалка - основное занятие хантов в прошлом и в настоящем. Поднимите руку, кто из вас ходил с папой на охоту. Какие способы охоты вы знаете? (ответы учащихся)
1) Мудрые ханты умеют охотиться . Существует много способов добыть пищу. Но несколько из них есть и в сказке. Вы их найдете, а Вася вам поможет. (сообщение Ярошук).
Прочитайте, как отражена эта традиция в сказке.
2) У меня в руках предмет. Кто знает, что это? Как называется? Для чего он предназначен? (манок).
Найдите, что говорится о нем в сказке.
11. Ну и, конечно же, в языке сказки встретились хантыйские слова. (работа со слайдом).
Объясните слова с помощью картинок, расставив правильно цифры.
12. "Прекрасна моя Лесная Земля!"- восклицает маленький хозяин.
А вы замечаете красоту нашей земли Югорской? Расскажите, чем вы восхищаетесь, поделитесь со всеми своим счастьем видеть и радоваться.
13. И хантыйский народ восхищается красотой своей земли. (слайд с текстом)
Подчеркните языковые средства, с помощью которых передана красота северной земли. (работа на доске).
Прекрасна моя Лесная земля!
Чудесная музыка поплыла между деревьями. Ее слушали звери и птицы, леса и воды, тихонько говоря: "Здесь будет звучать музыка доброго хозяина Лесной земли".
14. Что рассказали вам фольклорные хантыйские сказки? Об этом вы расскажите, заполнив таблицу дома (запись домашнего задания).
И задание тем, кто талантлив: напишите о родной земле миниатюру, стихотворение, сказку.
Расскажите дома родителям, о каких традициях народов Севера вы узнали на уроке.