Все зло, которое клеймил в мире,
выжигал он прежде всего в себе (и замечал за собой)
Дмитрий Быков,
поэт, обозреватель о А.И. Солженицыне
Слово учителя. Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из нескольких миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы И. Тургеневым («Стихотворения в прозе», 1878-1882), В. Короленко («Огоньки», 1900), С. Сергеевым-Ценским («Тундра», 1903; «Береговое», 1908) и И. Буниным («Идол», «Первая любовь», «Полдень», «Небо над стеной», 1930). Как и его предшественники, Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его настроение.
Сегодня мы попробуем понять внутренний мир лирического героя произведений А. Солженицына, увидим, что тревожит его, над чем он заставляет задуматься нас. Итак, тема нашего разговора «Уроки А. И. Солженицына».
Вопросы на уточнение восприятия произведения.
– Выскажите свои впечатления после прочтения лирических рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».
– Какие чувства остались у вас после чтения «Крохоток» и с чем они связаны?
– Как вы понимаете смысл заглавия произведения?
– Как бы вы определили жанр этого произведения – лирические миниатюры, стихотворения в прозе, рассказы?
Аналитическая работа над произведением
Учитель. Обратимся к проблемам произведения. Ведь это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблем читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы. Проблему можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению – неповторимый авторский взгляд на мир.
Выделим основные проблемы произведений русской литературы.
- Национально-исторические (проблема сущности национального характера, изображение переломных моментов в истории народа)
- Проблема взаимоотношения власти и человека
- Идейно-нравственные проблемы.
– Какие ключевые проблемы можно выделить в лирических произведениях А.И. Солженицына? (Проблемы взаимоотношения человека и власти, взаимоотношения человека и природы, отношения людей и др.)
– Попробуем, анализируя эти проблемы, выяснить авторское видение этих проблем: о чем предупреждает нас Солженицын?
Работа по группам
Каждой группе даются произведения для анализа, близкие по тематике, и задания.
1-я группа.
Лирические рассказы «Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро», «Колхозный рюкзак».
Все эти произведения можно определить как философские этюды. Описательный материал в них максимально сгущен, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. Толчком к размышлению являются обыкновенные предметы и явления окружающей человека действительности: вода быстро текущего потока, старое, уже никому не нужное ржавое ведро, плетеный короб – традиционный рюкзак русской деревенской женщины-труженицы. В каждой из этих миниатюр мысли повествователя завершаются выводами, неожиданно придающими содержанию метафорический смысл. Например, «Старое ведро» заканчивается размышлением о том, что совместные фронтовые чаяния, все, чем жили «на что надеялись, и самая дружба…бескорыстная – прошло… дымом».
2-я группа
Лирические рассказы «Дыхание», «Гроза в горах», «Утенок», «Приступая ко дню»
Эти лирические миниатюры отличаются четко выдержанной трехчленной структурой. Первая часть, как обычно, содержит описание фона, ситуации, в которой находится повествователь. Потом следует его краткая рефлексия, возникшая по влиянием увиденного, придающая запечатленному эпизоду более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме.
В «Дыхании» автор развивает мысль о заключении как лишении воли, которая, по его мнению, дороже и важнее человеку, чем самая лучшая пища, напитки и даже женская ласка. В миниатюре «Гроза в горах» автор формулирует мысль о человеке как большого мира. В миниатюре «Утенок» Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, чувству прекрасного
3-я группа
Лирические рассказы «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта», «На родине Есенина»
Все они являются плодами Солженицына по России весной и летом 1958 года. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, публицистическими интонациями, придавая повествованию свободный, ассоциативный характер. В миниатюре «Прах поэта» писатель стремится подчеркнуть, что причиной морального падения сограждан является их духовное закабаление, полный разрыв с национальными и религиозными традициями. В миниатюре «Озеро Сегден» автор клеймит людей, захвативших озеро, не пускающих никого в округе.
Задания для групп.
1. Самостоятельно прочитать миниатюры из цикла «Крохотки».
2. Выбрать наиболее яркую, на ваш взгляд, и подготовить ее выразительное чтение.
3. Выделить основную проблему, которую автор поднимает в каждом анализируемом произведении.
4. Определить изобразительно-выразительные средства, помогающие понять идею миниатюр.
5. Записать в тетрадь цитаты-уроки А.И. Солженицына, взятые из лирических рассказов писателя.
Выступления учащихся по группам.
Заключение
– Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Что вы можете сказать о личности писателя, создавшего «Крохотки»?
– О чем предупреждает писатель, повествуя о жизни в своих лирических рассказах «Крохотки»?
– В чем особенности прозы А.И. Солженицына?
Домашнее задание: напишите лирическую миниатюру по проблеме, которая вас особенно волнует сегодня. Перед выполнением задания обязательно перечитайте понравившиеся лирические миниатюры А.И. Солженицына «Крохотки».
Литература
1. Солженицын А.И. Рассказы. – М., 2000.
2. Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына // г. Литература №30/август 1997.