«Я, конечно, вернусь – весь в друзьях
и в мечтах, -
Я, конечно, спою – не пройдёт
и полгода»
Цели урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся представление о творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности.
- Развивающая: развивать у учащихся способность к воображению на основе произведений В. Высоцкого; развивать умение и навыки обобщения и выделения главного в материале урока посредством составления плана-конспекта.
- Предметно-практическая: ввести учащихся в ситуацию исторического действия посредством переживания ими сформированных на занятии художественных образов, формирование умения выражать собственную позицию.
- Воспитательная: подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий «честь», «долг», приобщение к общечеловеческим ценностям.
Тип и вид занятия: урок изучения нового материала, лекция – биография.
Оборудование:
- Портрет и фотографии В. Высоцкого,
- Гитара,
- Бабинный магнитофон,
- Выставка книг,
- Презентация,
- Фрагменты из художественных фильмов.
- Буклет.
Типы учебной деятельности:
- Работа в позиции «читатель»,
- Непосредственно – эмоциональное выслушивание,
- Интерпретация, толкование текста,
- Индивидуальные выступления,
- Выразительное чтение в форме конкурса.
Ход урока:
Сегодняшний урок не совсем обычный. Мы успеем за время урока мысленно побывать во времени и пространстве, в котором жил и творил великий бард и актёр, прекрасный человек Владимир Семёнович Высоцкий.
В мою жизнь он пришёл вместе с этим портретом, написанным одним из Московских художников, который посоветовал мне, шестнадцатилетней девчонке, познакомиться с творчеством Володи и подарил мне тоненькую брошюрку со стихами Высоцкого. С этого всё и началось.
Брошюрку открывало стихотворение «Я не люблю».
Учитель читает 5 строф стихотворения, далее 2 страница презентации с музыкальной записью 3 последних строф.
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью. (Когда весёлых песен не пою)Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу.
Или – когда всё время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу.Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
? Каким вы увидели лирического героя в этом произведении?
«Всё или ничего! Победить или умереть!» - вот девиз Высоцкого. Компромисс был для него не то чтобы неприемлем, физиологически невозможен. Его самовыражение было полным, тотальным и нерасчленимым.
Внешне он никак не выражал неприятия чужого образа мысли и действия. Не спорил и не говорил плохо за спиной. Этот предельно открытый человек был самым скрытным. Всё неугодное ему прятал вовнутрь. Там это варилось и наружу выходило только в песне.
Где же и как рос и формировался это стальной характер?
Так хочется раскрыть тысячи граней этого необыкновенного человека. Его невероятная энергия утомляла всех, но она же позволила ему в течение столь краткой жизни создать около 700 поэтических произведений, сыграть в 30 фильмах и на протяжении 16 лет выходить на театральные подмостки. Посвятив себя без остатка творчеству, Высоцкий заплатил за это слишком высокую цену.
Родился Владимир Высоцкий 25 января 1938 в Москве, на 1-й Мещанской улице в семье военного. Позже семья поселилась в Большом Каретном переулке (д.15, на котором установлена мемориальная доска в память о Высоцком). В 1955 Владимир Высоцкий окончил школу № 186.
Слайд № 3, № 4,№ 5.
К 5 слайду:
Из воспоминаний Давида Карапетяна:
«Почти одногодки, дети одного поколения, мы жили в одном мире, где иллюзии переплетались с реальностью. Ведь, в конечном счёте, все мы вышли из «Трёх мушкетёров» Дюма.
Неудивительно, что именно Высоцкий так ёмко выразил дух нашего отрочества:
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
Он достоверно описал наше ночное чтение:
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших стекая на нас.
Мы были из одного детства, поэтому:
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам – не давали остыть,
И прекраснейших дам – обещали любить.
И, друзей успокоив – и ближних любя,
Мы на роли героев – вводили себя.
Слайд № 6.
В 1955-1956 учился в Московском инженерно-строительном институте имени В. В. Куйбышева,
но новогодняя ночь 1956 года стала «поворотным пунктом» в решении Владимира уйти из вуза.
Из воспоминаний Игоря Кохановского:
«Мы засели у Володи на кухне, чтобы сделать чертежи и сдать их 2 января, к 2 часам закончили чертить и решили выпить по чашечке кофе, я посмотрел на то, что вычертил мой друг. Идиома «как курица лапой», казалось, нашла ещё одну графическую интерпретацию в исполнении Володи. Он засмеялся, но как-то грустно, словно впервые увидел своё творение со стороны. Потом вылил остатки кофе на чертёж.
- Ты что, спятил?
- Я больше в институт не пойду. Мне там неинтересно. Буду готовиться в театральный.
В 1956 Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко на актерское отделение. Первая актерская работа Владимира Высоцкого - роль Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" А. М. Достоевского на сцене Московского дома учителя. В 1960 окончил школу-студию МХАТ, работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Театре миниатюр. В 1964-1980 Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и комедии на Таганке. В 1960-1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу. Так появилась в жизни Высоцкого бардовская песня.
Слайд № 7.
Бардовская песня – это язык сердца, души. Исполнитель должен донести, прежде всего, смысл песни, её чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво, этому способствует аккомпанемент гитары, доверительная интонация, высокий уровень стихов, образность песни.
Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.
Фрагмент творческого вечера В.С. Высоцкого («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»)
Слайд № 8.
Первой песней была «Татуировка». В начале творческого пути у него преобладала «блатная» романтика, но к 1965 году она ему надоела, он вырос до серьёзных песен. Высоцкий сам назвал эти песни «прежними» и больше их не сочинял:
За то, что я нарушил тишину…
За то, что мне неймётся и не спится,
За то, что в передачах заграница
Передаёт блатную старину,
Считаю своим долгом извиниться.
Слайд № 9.
Истинную же популярность Высоцкому принесли песни философского плана, песни военные, песни чуткой гражданской и общественной направленности. Высоцкий сумел создать «поэтическую энциклопедию русской жизни», героями его песен становятся солдат, альпинист, спортсмен, подводник, космонавт, милиционер. Автору интересны люди, рискующие жизнью, находящиеся в ситуации решающего жизненного выбора.
Высоцкий обычно вёл поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь на столько сильного эффекта подлинности, что поэта отождествляли с его персонажами.
У него каждая песня – как маленький спектакль.
Его песни записывали на магнитофон, затем много раз перезаписывали, так они расходились по всей стране. Их искренне любили, ведь они выражали настроения и чаяния миллионов людей.
Очень точно подметил Александр Митта:
«Высоцкий осуществил мечту каждого человека выразиться полностью, всем существом сразу, и умом, и сердцем, и телом, и голосом, и мыслью, и страстью»
Слайд № 10
Особое место в творчестве Владимира Семёновича Высоцкого заняла военная тема. В одном из своих интервью он сказал: «Я отношусь к послевоенному поколению, но меня мучает чувство вины за то, что я «опоздал» родиться, и своим творчеством я как бы «довоёвываю». В его проникновенных песнях невольно ощущаешь причастность поэта к фронтовым событиям. Военные стихи Высоцкого трагичны, но вместе с тем в них нет безысходности, они полны оптимизма, в котором слышна глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь к Родине.
Слайд № 11
Кинематограф Высоцкий чувствовал необыкновенно ярко и остро, казалось, ощущал его кожей, нервами и часто огорчался, что мало снимается, что большинство ролей, которые предлагают, бедны и плоски, и там нечего играть.
Высоцкий выделялся, прежде всего, естественностью существования в условной стихии фильма, а ещё – творческой щедростью в работе с партнёрами. Высоцкий приносил с собой на съёмочную площадку страстную, всеобъемлющую заинтересованность.
? Вы посмотрели фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», какое впечатление произвёл на вас Высоцкий – актёр?
Слайд № 12
В кино первым прикосновением актера к роли обычно являются фото или кинопробы. Пробы, они и есть пробы, утверждение на роль за ними следует отнюдь не всегда. Так было и с Владимиром.
Для руководства Высоцкий был, прежде всего, автором блатных песен, поэтому многие роли прошли мимо него.
Слайд № 13
Любви Высоцкого хватало на всех.
В нём существовало одновременно несколько людей, и среди них, как равный с поэтом, мастером, авантюристом, мудрецом и лицедеем, жил ребёнок, доверчивый, ранимый, дерзкий и застенчивый. Он был любим и дорог многим, сам влюблялся, был трижды женат.
А следующие строки как нельзя ярче и точнее выражают его отношение к любви.
«Я поля влюблённым постелю,Иза и Люся были женщинами такого склада души, которые любят только однажды – беззаветно, глобально, но не безоговорочно. Им бы только чуточку чуткости, капельку кротости – и цены им бы не было. А так…
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу – и, значит, я люблю!
Я люблю, и, значит, я живу!
Увы, истории любви не имеют сослагательных наклонений. Какие высокие, яркие замки рушатся средь бела дня от башенок до фундамента, превращаясь в горстку серого пепла…
Слайд № 14
Величайшим счастьем и благом для поэта оказалась любовь к французской актрисе, русской по происхождению – Марине Влади.
Самоотверженная любовь Марины Влади к Высоцкому – запоздалый, но сокрушительный реванш за своё поруганное прошлое. Эта любовь не вписывается в безбожную концепцию «принципа наслаждения» и «уклонения от страданий» как лейтмотива человеческого существования.
Если бы даже с математической точностью оказалось возможным вычислить процент страданий и наслаждений за 12 лет совместной жизни Влади и Высоцкого, то соотношение оказалось бы наверняка не в пользу последних. Марина любила Высоцкого отнюдь не по-европейски, а по-русски – широко и безоглядно.
Слайд № 15
У него о дружбе были самые романтические представления. Как он пел в песнях, так и дружил.
Он готов был помочь каждому, ну а другу в первую очередь.
Из книги М. Влади «Владимир, или прерванный полёт» (1987 г.)
«Среди людей, которых ты любишь, есть один, нежность к которому у тебя безгранична. Это Енгибаров. Он тоже поэт на свой лад, ибо заставляет смеяться до слёз зрителей от четырёх до девяноста лет. Мы часто встречаемся в цирке в компании добряка Никулина, старейшины клоунов. Я чувствую, что вы взаимно восхищаетесь друг другом.
Однажды тебе звонят, твоё лицо становится серым, ты вешаешь трубку и плачешь, как ребёнок всхлипывая. Я обнимаю тебя, и ты кричишь:
- Енгибаров умер. Утром на улице. У него был сердечный приступ, никто не помог ему, люди решили, что он пьян.
А позже ты написал стихотворение «Енгибарову от зрителей»
«Шут был вор, он воровал минуты,
Грустные минуты тут и там.
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.Ну, а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал, -
Горе наше брал он на себя.
Только балагуря, тараторя,
Всё грустнее становился мим,
Потому что груз чужого горя
Из упрямства он считал своим.В сотнях тысяч ламп погасли свечи,
Барабана дробь…. и тишина.
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего. И сломана спина.Зрители, и люди между нами,
Думали: «Вот пьяница упал».
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался и переиграл.Он застыл не где-то, не за морем,
Возле нас, как бы прилёг, устав.
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.
1972 – 1974.
Он, к сожалению, терял друзей, такие потери ранили в самое сердце, от этой нестерпимой боли и утраты рождалась песня – реквием, напоминавшая крик души.
Высоцкий был необыкновенным человеком во всех отношениях.
У него как будто была кнопка на полное включение для любого дела. Поэтому он так много успевал. Он был невероятно продуктивен. Нигде не халтурил, всегда был чем-то занят. А если отдыхал, то полностью переключается на то, что делает: ест - как зверь, слушает кого-то – будто ест глазами. Взял гитару в руки – закрыл глаза и уплыл куда-то в свою страну. Пел только то, что сам хотел.
Слайд № 16
Пел только то, что сам хотел. Высоцкий выдумал себе манеру исполнения с длящимися, но жёсткими согласными, раскатистым «р», открыто и ясно звучащими гласными. В жизни он говорил совершенно не так – тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. А в театре его голос достигал последних рядов балкона.
Слайд № 17
Высоцкий предпочитал не афишировать свою личную жизнь, поэтому вокруг его имени постоянно ходили слухи, именно поэтому вначале появилась песня «Слухи».
«Закалённые во многих заварухах,А позже, когда появились слухи о том, что Высоцкий покинул Россию, укатил в Париж к красавице жене, он написал песню «Нет меня – я покинул Росею».
Слухи ширятся, не ведая преград.
Ходят сплетни, что не будет больше слухов совершенно,
Ходят сплетни, будто сплетни запретят»
Слайд № 18
Жизнь. Смерть. Владимир был накоротке с обеими. Не расшаркивался перед жизнью, не лебезил перед смертью. Кто ещё так безоглядно любил жизнь, кто ещё так бесстрашно врезался в её упоительную круговерть?
25 июня 1980 года от инфаркта умер Владимир Высоцкий. Смерть всегда приходит не вовремя, но с Владимиром она поступила слишком предательски.
Мы успели, в гости к Богу
Не бывает опозданий…Лёд подо мною, надломись и тресни.
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека, сорок с лишним,
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним.
Сегодня о Высоцком много пишут, выходят его книги, диски. Альпинисты называют его именем труднодоступные горные вершины. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, кинолентах, а главное в памяти людей.
Знакомство с творчеством Высоцкого состоялось, говорить о нем, слушать его песни можно не один урок, но мне хочется надеяться, что теперь каждый из вас обретёт «своего Высоцкого», выберет те произведения, которые будут нравиться больше других, потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.
В песнях Высоцкого есть то, что нужно в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души.
В завершении нашего сегодняшнего разговора прошу вас прочитать стихи, посвящённые В.С. Высоцкому:
Никита Высоцкийиюль--август 1980 г. Москва
Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла и совесть.
Он больше не споет нам ни о чем,
И можно жить, совсем не беспокоясь.
Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучаться и думать.
Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце разорвалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер! Да! И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.
Неизвестный автор
Смотрите, люди на такси!
Смотрите, проезжая мимо!
Так чтут поэтов на Руси,
И так порою ненавидят.Склонились у ног его боги и бесы,
Ведь даже они не поверили смерти.
Гитара под утро озябнет без песни.
Согрейте ее - бога ради! Согрейте!
начало августа 1980 г.
В завершении урока звучит песня «Кони привередливые».Неизвестный автор
Лучше в церковь бы пойти - поклониться.
Люди просто не стоят, люди требуют,
Чтобы память не ушла с катафалками,
Чтоб глядел он из окна добрым гением...
Вот о чем кричат над Таганкою.
Умер лучший человек в государстве.
Душу болью не трави - может статься,
Впереди еще и беды, и мытарства...
Умер главный человек государства.
Домашнее задание:
- Почитать сборник стихов В.С. Высоцкого, выбрать наиболее понравившиеся, подготовить для выразительного чтения. Одно из стихотворений проанализировать.
- Перспективное задание: начать сбор материала к сочинению по творчеству В.С. Высоцкого «Жизнь как песня».