Тип урока – интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки.
Цели:
- Обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения, умению видеть особенности художественного мышления мастеров живописи, слова, музыки.
- Развивать умение отбирать и анализировать информацию, сопоставлять произведения разных видов искусства; развивать навыки речевого общения;
- Способствовать воспитанию духовных, нравственных представлений о ценностях человеческого бытия; воспитывать культуру чтения.
Оформление урока:
Презентация с репродукциями картин Брейгеля Старшего, Менгса, Греко, Веронезе, Корреджо, Дюрера. Музыкальный файл с музыкой П.И.Чайковского.
Опережающее домашнее задание:
- прочитать стихотворение Б.Пастернака, принести текст;
- индивидуальные сообщения о картинах и их создателях.
Ход урока
Всего три слова: ночь под Рождество.
Казалось бы, вмещается в них много ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной Божество.
(И.Северянин)
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Б.Пастернака “Рождественская звезда”. Постараемся постичь замысел автора, разгадать образную структуру стихотворения. Для этого нам необходимо познакомиться с творчеством других Мастеров, обращавшихся к вечному библейскому сюжету – рождению Спасителя.
Рассмотрим картины Э.Греко, П.Веронезе, А.Корреджо, А. Менгса, А.Дюрера, П.Брейгеля. Они жили в разных странах, творили в разные эпохи, у каждого свое видение мира, а сюжет их картин один и тот же – поклонение пастухов или волхвов родившемуся Младенцу.
2. Беседа:
- Рассмотрите репродукции картин этих художников;
- Какая из них вам понравилась? Почему?
- Какие чувства вызвала эта картина?
- Какое цветовое решение вам более близко? Можете ли вы определить, за счет какого цветового решения художнику удается раскрыть идею своего творения?
- Как вам кажется, какова общая идея этих произведений?
После короткого обсуждения учащиеся приходят к следующему выводу: рождение Младенца – Чудо вопреки обыденности, рутине жизни.
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Вынашивая идею создания стихотворения “Рождественская звезда”, Б.Пастернак часто упоминал Питера Брейгеля Старшего. Постараемся понять, почему. Рассмотрите картину “Поклонение волхвов”.
- Кто изображен на первом плане картины? Как показаны фигуры солдат, крестьян?
- Какое событие вы видите на полотне?
- Почему изображенный пейзаж и фигуры людей намеренно огрублены, приземлены?
- Как вы думаете, в какой стране автор поместил своих героев? Это Вифлеем?
- Как изображена Мария? (Она еще не привыкла к пророчеству свыше, смущена многолюдством).
Сделаем первые выводы. Питер Брейгель намеренно “приземляет” фигуры солдат, крестьян, просто зевак. Лица их напряжены, один опустился на колени, другой застыл в полупоклоне, третий задумался. Они только сейчас осознают, что стали свидетелями и участниками великого события: на их глазах происходит рождение Чуда. Художник поместил героев не в Вифлеем, а в Нидерланды, так как считал, что история рождения Спасителя повторяется вновь и вновь в разных странах и континентах.
4. Слово учителя о замысле Б.Пастернака.
Сын знаменитого художника, Борис Леонидович в доме отца с детства общался с многими известными русскими художниками начала ХХ века. Среди них был Николай Ге, чьи картины “Голгофа” и “Что есть истина?” поразили будущего поэта новым видением библейских сюжетов.
Став взрослым, Пастернак увлекся школой живописи старых голландцев. В частности, хорошо знал картины “Охотники на снегу”, “Перепись в Вифлееме”, “Поклонение волхвов” Питера Брейгеля. Последнее полотно навеяло настроение, чувства, мысли, которые он записал в своем дневнике: “Хотелось написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом”.
5. Выразительное чтение стихотворения Пастернака “Рождественская звезда” (звучит музыка Чайковского из цикла “Времена года”).
6. Анализ стихотворения.
- Какому событию посвящено стихотворение?
- Найдите черты русского пейзажа в стихотворении.
- Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский?
Учитель добавляет, что тому, кому посчастливилось побывать в загадочном доме Б.Пастернака в Переделкино, узнает в этих строчках до боли знакомый пейзаж, видимый из окна дома поэта.
- Кроме пейзажа там еще есть приметы русского быта. Найдите их (“запахнув кожухи”, “вели за хибарку босые следы”, “хутор в огне”, “пожар не гумне”). Каково их назначение в тексте?
- Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов).
- В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества).
- О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).
- С помощью каких сравнений поэт приблизил божественные события к земной жизни?
- С помощью каких олицетворений, метафор картина становится более яркой и выразительной и приглашает нас присутствовать при этом событии?
- Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака “Рождественская звезда” и картину П.Брейгеля “Поклонение волхвов” (Среди обыденности и суеты вдруг происходит Чудо – рождается Спаситель. Обыденный план изображения подчеркивает мысль, что Спасителем может стать каждый пришедший в этот мир человек).
7. Вывод.
Как вариант заключения урока предлагается следующее слово учителя:
Б.Пастернаку в стихотворении “Рождественская звезда” удалось показать рождение Чуда на русской почве. Идея его проста и гениальна одновременно: на русской земле жили и творили А.Пушкин, Н.Гоголь, А.Блок, Д.Менделеев, П.Чайковский…Приход каждого человека в этот мир, его рождение – это Чудо. Среди вас, сидящих сейчас передо мной, будущие ученые, музыканты, строители… Надо помнить о своем предназначении на земле. Чувства, пережитые Поэтом в тишине переделкинского дома, донесены до читателей в Слове, побуждающем нас постигать чудо жизни.