Цели:
- обобщить и систематизировать ранее изученный материал по сказкам А.С.Пушкина;
- развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки выразительного чтения, умения анализировать и делать выводы; продолжить развивать творческие способности учащихся;
- воспитать любовь к тому русскому, национальному, чем наполнены сказки Пушкина, к русским традициям.
Ход урока
1. Организационный момент (1–2 мин).
2. Основное содержание урока.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем бродить по неведомым дорожкам сказок А.С.Пушкина.
(Звучит музыка)
Звуки музыки, таинственный свет свечи… просто необходимо, чтобы сейчас прозвучали какие-нибудь волшебные слова, может быть вот эти:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью…
И днем, и ночью…
(Делаю вид, что забыла стихи)
Кот (возмущенно): И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Что с вами, Марина Викторовна?
Учитель: Мне стыдно за мою забывчивость. Вы меня извините, пожалуйста. Ребята, кто сможет продолжить начатые мною строки?
(2 учащихся читают наизусть)
– Из какого произведения эти строки?
– Молодцы, правильно! Давайте дальше продолжим наше путешествие по стране Пушкинских сказок.
(Появляется старуха)
Старуха: Чего там продолжим! Ничего не продолжим! Теперича я здесь командовать праздником буду! Все за всех решать! Всю жизнь об этом мечтала!
Кот: Ой, бабуся, а вы кто?
Старуха: А ты брысь отседова, тебя вообще никто не спрашивает! Царица я теперича!
Кот: А зовут-то вас как?
Старуха: Да нет у меня никакого имечка! А это все Пушкин ваш виноват, Александр Сергеевич. И характер он мне придумал тяжелый, и без имени оставил. То старухой кликал, то бабой.
1-й ученик: Ребята, а вы догадались из какой она сказки? (“Сказка о рыбаке и рыбке”.) А у нас зачем появилась?
Старуха: Чтобы отомстить Александру Сергеевичу Пушкину! Радовал он меня, радовал всю сказку, а потом на тебе оставил опять с корытом.
Кот: Так ты сама виновата, слишком уж много у тебя желаний было.
Старуха: Ну, ничего, я колдовать тоже немного научилась, вот у вашей Марины Викторовны память отшибло, это я постаралась!
2-й ученик: Старуха, мы тебя не будем обижать, верни только М.В. память на стихи обратно.
(Старуха колдует, но у нее ничего не получается)
Старуха: Нужно рыбку золотую позвать. Милостивая государыня рыбка!
(Появляется золотая рыбка)
Рыбка: Ах, кто меня разбудил? Что тебе, старуха, надобно?
Старуха: Выполни мое последнее желание, пожалуйста. сделай так, чтобы у М.В. память на сказки Пушкина вернулась.
Рыбка: А кто это Александр Сергеевич Пушкин? Вы мне расскажите, а я верну.
(2 учащихся представляют презентацию о А.С.Пушкине, здесь же выставка книг.)
(Появляется бесенок)
Бесенок: Вот здорово! Аж дух захватывает! Скорее бы попасть в эти сказки!
Кот: А ты откуда взялся?
Бесенок: Мне надоело сидеть в море, дедушка отпустил меня с вами путешествовать.
Учитель: Наше путешествие продолжается! (Звучит музыка)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир…”
(Инсценирование отрывка)
(Выходит Царевна-Лебедь)
Бесенок: Вот это да! Ты кто такая? Это мы в какую сказку попали?
Царевна-Лебедь: А вот отгадайте:
Стоит на острове Буяне
Красивый город – лучше нет…
1-й ученик: Мы в сказке о царе Салтане.
Царевна-Лебедь: Я принимаю ваш ответ. (Вопрос классу) А вы читали сказку о царе Салтане? Назовите ее героев. Расскажите о чудесах. Молодцы, вы хорошо знаете мою сказку. Отправляйтесь же путешествовать дальше, узнавать новое, неизведанное.
Инсценирование отрывка из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Обращения Елисея к силам природы.
Царевна: Ребята, вы хорошо знаете нашу сказку? Тогда ответьте на наши вопросы.
– Чей это портрет:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
– Чем занимались семь богатырей? (Охотой и охраной государства)
– Кто дал Царевне отравленное яблоко? (Чернавка)
– Молодцы. Ребята! Счастливого вам пути!
Бесенок: Скорее бы попасть в мою сказку. Уж очень сильно я по Балде соскучился. Ребята, помогите мне попасть туда, кто вспомнит, как начинается сказка?
(Ответы учащихся)
(Входит Балда)
Балда: Молодцы, ребята! А ты что здесь делаешь?
Бесенок: Я помогаю М.В. и ребятам путешествовать по сказкам Пушкина.
Балда: А ты их знаешь?
Бесенок: Конечно, мы уже были в “Сказке о рыбаке и рыбке”, “Сказке о царе Салтане”, ““Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”, а теперь и в нашу попали.
Балда: А давайте проверим, как вы знаете “ Сказку о попе и его работнике Балде”.
Как работал Балда?
Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?
Как Балда перехитрил бесенка во второй раз?
Молодцы, все знаете, много читаете. Такие же любознательные, как и я!
(Звучит музыка, переносимся в другую сказку)
Бесенок: А куда это мы попали?
Учитель: Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Царь: Милости прошу в “Сказку о золотом петушке”.
Кот: Скажите, пожалуйста, уважаемый царь, а чудеса в вашей сказке есть? Мы хотим побыстрее узнать о них.
Царь: Как же. Так я вас и отпустил. Вот отгадаете мои загадки, тогда посмотрим.
Бесенок: Опять отгадывать, надоело!
Царь: Что? Эй, стража!
Бесенок: Нет, нет… буду!
Учитель: Мы согласны. Ребята у нас умные, вмиг ваши загадки отгадают.
Царь: Это мы еще посмотрим! Слушайте, думайте, отвечайте!
Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец-звездочет)
Что должен был делать золотой петушок? (Охранять царство)
Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (Подари ты мне девицу шамаханскую царицу)
Ну и ну, до чего умная детвора! Ребята, еще одно испытание я для вас приготовил – интерактивная игра “Вместе к Пушкину” (желающие проходят тест на знание сказок Пушкина) Презентация
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по пушкинскому государству. Понравилось? Тогда ответьте мне: “Почему А.С.Пушкин сказал: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”?
(Ответы детей)
(В финале исполняется песня “Сказки гуляют по свету…”).
Домашнее задание. Напишите отзыв об уроке.