"Самое страшное в утопиях то, что они
сбываются" (Н. Бердяев.) |
Оформление:
На доске
- Высказывания:
- "Нельзя так отупеть, чтобы ко всему привыкнуть" ( Ф. Кафка, "Замок"),
- "Я не хочу, чтобы за меня хотели другие, я хочу хотеть сама"(И – 330, "Мы")
- Объяснения слов "утопия", "антиутопия", "тоталитарный", "оксюморон".
- Запись терминов из романа: "Единое государство, Интеграл, Благодетель, День Единогласия, Скрижаль, Зеленая Стена, Двухсотлетняя война, Газовый колокол, Площадь Куба, Музыкальный завод".
Ход урока
Урок начинается с тихой, задумчивой музыки, под которую зачитывается отрывок из дневника Д – 503 (з. 1.)
I. Учитель: Это отрывок из дневника человека будущего, того, кто, по замыслу Е. И. Замятина, пришел бы на смену ныне живущим в том случае, если бы развитие страны пошло по тем законам, которые уже активно действовали в 20 – е годы нашего века. Именно в эти годы развивается жанр антиутопия как свидетельство нарастающей тревоги писателей за будущее, как их протест против утопических настроений. Чтобы разобраться в антиутопии, надо вспомнить, что такое утопия.
На протяжении 16–19 вв. было создано немало ярких утопий, выражающих веру авторов в возможность построения счастливого общества на началах социального равенства и справедливости. Вспомним, с чего все началось.
(Прослушиваются рассказы учеников о "родоначальниках" утопии и их произведениях):
– "Утопия" Томаса Мора
– "Город Солнца" Т. Кампанеллы
– 4-й сон Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского "Что делать".
Учитель: В начале XX века на смену утопии как жанру приходит антиутопия. В чем же разница между этими жанрами? Взгляните на таблицу. (Открывается таблица, сравнивающая 2 жанра.)
– Почему в большинстве антиутопий трагичный финал?
– Как вы думаете, какова причина появления жанра антиутопии?
Учитель: Так же, как и предыдущие утопии, не оправдала надежд даже самых активных своих участников социалистическая революция 1917 г., и реакцией на крушение надежд стал ряд произведений передовых писателей, одним из которых являлся Е. И. Замятин. Послушаем историю создания романа "Мы".
(Ученик зачитывает историю создания романа.)
– Роман написан в 1920 г., к печати в России не допущен. В 1925 г. публикуется за границей на английском, чешском и французском языках. В 1927 г. без ведома автора отрывки из романа на русском языке появляются в пражском журнале "Воля России". В 1929 г. Замятину запрещают печататься. В 1931 г. писатель обращается к И. В. Сталину (зачитывается письмо).
В этом же, 1931 г., Е. Замятин уезжает за границу, в деловую поездку, откуда ему не разрешат вернуться в Россию. Умер Евгений Иванович в 1937 г., а роман "Мы" был напечатан в России лишь в 1988 г.
II. Учитель: Обратимся к содержанию романа и узнаем, за что же так пострадали писатель и его произведение.
– Каким предстает мир будущего в романе?
– Какие ассоциации вызывает у вас этот хрустально – алюминиевый рай?
– Что знают жители Единого Государства о древнем мире, в том числе и о нас?
– Как Единое Государство решило материальные проблемы?
– А как решены духовные запросы?
– Какой поучительный рассказ знаком всем нумерам с детства?
– Счастливы ли люди (нумера) в Едином Государстве?
– Какая книга признана в Едином Государстве величайшим памятником древней литературы?
– Какова заветная мечта Д-503?
– Что пугает героя больше всего?
– Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1?
– Рассмотрим эпизод лекции о "музыке древних" (зап.4). Сравните реакцию нумеров на игру И-330 (музыка Скрябина) и игру музыкальных аппаратов. Какова задача искусства Единого Государства? Как воспринимает музыку Скрябина Д-503?
– Какую роль в жизни Д-503 сыграла И – 330, которая исполнила музыку древних?
– Какой диагноз поставили главному герою, когда он решил, что заболел?
– Для чего Единое Государство борется с духовными запросами своих граждан? Почему слово "душа" приравнивается к слову "эпидемия"?
III. Учитель: -Итак, мы видим в романе "идеал разумного общества" на пути ко всеобщему сравнительному счастью. Какими средствами достигается этот идеал?
– Зачитаем отрывок – рассуждение Д-503 о грамме и тонне. Кого пытается убедить главный герой и верит ли он сам в свои доказательства?
– Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия. Удалось ли Единому Государству через более чем 200 лет со дня своего основания добиться своих целей?
– Какую роль в доказательстве того, что Единое Государство не справилось с задачей, играет портретная характеристика героев?
– Как язык произведения служит цели, поставленной автором? Назовите оксюмороны, которые употреблены в романе? ("благодетельное иго разума", "дикое состояние свободы", "наш долг заставить их быть счастливыми", "приковать к счастью на цепь").
– Почему автор выбрал форму дневника для своего произведения? В чем различие, противоречие между формой и названием романа?
– Почему роман назван "Мы"? (Слушаем историко-литературный комментарий ).
IV. Учитель: Итак, эпоха, породившая роман Замятина – это время торжества безымянности, принципиальной безликости. Строители социализма видели будущее в слиянии миллионов в единое целое. На первый взгляд роман Замятина – о том же. А все-таки: кто главный герой романа – "я" или "мы"?
– Что такое "мы" в романе Замятина – соединение разных индивидуальностей, неповторимых "я" или нечто безликое, однородное?
– Чему служит антиутопия?
– О чем же хотел предупредить нас Е. И. Замятин?
V. Подведение итогов. Выводы.
VI. Домашнее задание
Написать небольшой рассказ "Что делает человека “я", а не "мы" ?
При подготовке к уроку использованы материалы :
- Замятин Е.И. "Мы".
- Нянковский М.А. Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина "Мы"("Литература в школе" за 1998 г. № 3-4 ).
- Справочное пособие издательского дома "Дрофа", Москва,1997
- Методическое пособие "Куда идет время?" для слушателей курсов ИПКРО РТ, учителей литературы. – Казань, ИПКРО РТ 1996 (авторы: Аминева В. Р. , Белянина Т. А.)