Цели и задачи:
- познакомить с фактами из биографии и мировоззрением Л.Н.Толстого;
- показать роль музыки в жизни Л.Н.Толстого;
- развивать интерес к изучению биографии и творчества писателя;
- воспитывать чувство гордости за свою национальную культуру;
Интеграция: литература, музыка.
Оборудование: портрет писателя, фотомонтаж «Толстой слушает музыку», «Любимые композиторы Л.Н.Толстого»; иллюстрации к «музыкальным страницам» произведений «Детство», «Война и мир», «После бала».
ХОД УРОКА
Учитель литературы. «Какая глыба, а?
Какой матёрый человечище! Вот это, батенька,
художник… Кого в Европе можно поставить рядом с
ним?
Сам себе ответил:
– Некого.
И, потирая руки, засмеялся, довольный».
В жизни и творчестве Л.Толстого музыка играла
большую роль. Толстой был музыкально одарённым
человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и
ценили. Его мать была хорошей музыкантшей.
Вспомним повесть Толстого «Детство», главные
герои которой автобиографичны. Вот Николенька
Иртеньев слушает игру матери на фортепьяно.
Чтение отрывка из повести «Детство» (глава XI, со слов: «Маман играла второй концерт Фильда – своего учителя» и до слов: «Чувство это было похоже на воспоминание, но воспоминание чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было…») в сопровождении «Патетической сонаты» Бетховена.
Учитель литературы. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Покинув Казанский университет, Лев Николаевич составил для себя программу самостоятельных занятий, среди которых значительное место отводилось изучению музыки. Он пытался сочинять музыку.
Учитель музыки исполняет вальс Л.Толстого.
Учитель литературы. Лев Николаевич особенно любил народную музыку. «Удивительным сокровищем» называл он музыкальные народные произведения в письме к Чайковскому. Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». И потому в произведениях писателя многие герои поют, и поют нередко народные песни.
Чтение отрывка из романа «Война и мир» («Смотр в Браунау», т. 1, ч. 2, гл.II, со слов: « – Песенники, вперёд!..» до слов: «…как будто он жалел всех, кто не шёл в это время с ротой») в сопровождении народной песни: «Ах вы, сени, мои сени).
Учитель литературы. Толстой любил и знал многие народные песни. Он даже собирал их. Известно, что сборник с записями народных песен писатель подарил Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. Особенно поразила писателя прозвучавшая в Первом квартете Чайковского мелодия народной песни «Сидел Ваня на диване». Заслышав эту бесхитростную мелодию, Толстой неожиданно на глазах изумлённого композитора залился слезами.
Учащиеся исполняют народные песни: «Дубинушка», «Не шуми, мати зелёная дубравушка», «Ноченька».
Учитель литературы. Великий писатель тонко чувствовал музыку и понимал её. Об этом вспоминал Сергей Львович Толстой, сын писателя.
Чтение отрывка из воспоминаний С.Л.Толстого «Очерки былого» (глава «Музыка в жизни моего отца») со слов: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец…» до слов: «…иногда в четыре руки с матерью».
Учитель музыки исполняет фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена.
Учитель литературы. Исполнению
классической музыки и игре на различных
музыкальных инструментах в произведениях
Толстого посвящено много страниц. Они
свидетельствуют о тонком и глубоком знании и
понимании музыки, о мастерском воспроизведении
музыкальных переживаний человека.
Музыка в произведениях Толстого является одним
из средств психологического анализа. Она
позволяет писателю передать смену мыслей и
настроений героя.
Вдохновенно описание игры на скрипке в рассказе
«Альберт». Толстой правдиво рисует состояние
артиста во время игры и власть музыки над
слушателями и исполнителями. Слабый и жалкий в
жизни, во время игры Альберт становится
прекрасным, а его искусство вызывает у
слушателей чувство восторга.
Чтение отрывка из рассказа «Альберт» со слов: «Альберт в это время…» до слов: «…и, казалось, жили и дышали только его звуками».
Учитель литературы. Немало места
уделено музыке в романе «Война и мир».
Толстой психологически убедительно раскрывает
власть музыки над человеком. Музыка подчиняет
себе слушателей, заставляет их забыть о своих
неудачах, пробуждает в их душе лучшие чувства.
Впечатление от исполнения Наташей баркаролы
Толстой передаёт через восприятие Николая.
Чтение отрывка из романа «Война и мир» (т. 11, ч. 1, гл. XY) со слов: «…В голосе её была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил…» до слов: «…и это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире…»).
Учитель литературы. В «Войне и мире» музыка используется не только для того, чтобы раскрыть музыкальную чуткость, одарённость и восприимчивость Наташи Ростовой. Восприятие её пения становится средством характеристики других героев, в частности Андрея Болконского. Музыка рождает новые чувства, под её влиянием жизнь представляется герою в новом свете. Именно музыка помогает князю Андрею осознать любовь к Наташе.
Чтение отрывка из романа «Война и мир» (князь Андрей слушает пение Наташи, т. 11, ч. 3, гл. XIX) со слов: «… после обеда Наташа, по просьбе князя Андрея…» до слов: «…и вследствие этого вся жизнь его представлялась в новом свете».
Учитель литературы. Толстой очень
любил танцы, и его полное страсти исполнение
танцевальной музыки увлекало всех
присутствующих. По воспоминаниям Т.А.Кузминской,
Лев Николаевич так играл, что действительно
нельзя было стоять на месте, – и танцевали все».
Описание танцев и танцевальной музыки занимает
видное место в произведениях Толстого. Особенно
много танцев, народных и бальных, в романе «Война
и мир». Задорно пляшут солдаты после смотра в
Браунау, исполняют в охотницкой у дядюшки
народную плясовую мелодию «Барыня», страстно
пляшет русскую Наташа Ростова.
Чтение отрывка из романа «Война и мир» («Бал у Иогеля», т.11, ч.1, гл.XI) в сопровождении мазурки.
Учащиесяпоказывают инсценировку отрывка из романа «Война и мир» – «Пляска Наташи» (т. 11, ч. 4, гл. VII) со слов: «Дядюшка, ни на кого не глядя…» до слов: «умела понять то, что было в Анисье, и в оце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всём русском человеке».)
Учитель литературы. В конце XIX и начале
XX в. Дом Толстого в Москве и в Ясной Поляне
становится своеобразным центром музыкальной
культуры. Знаменитые композиторы, музыканты и
певцы исполняют для Толстого лучшие
произведения русской и зарубежной музыки. Здесь
часто звучат произведения Гайдна, Моцарта,
Бетховена, Глюка.
Самым любимым композитором Толстого был Шопен.
«Шопен в музыке – то же, что Пушкин в поэзии», –
говорил он.
Учитель музыки исполняет вальс Шопена.
Учитель литературы. Из русских композиторов Толстой любил Чайковского и Глинку. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова, камерные произведения Аренского, которые композитор часто исполнял в Ясной Поляне.
Учащаяся исполняет романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Учитель литературы. Выдающиеся
музыкальные произведения исполняли лучшие
композиторы и музыканты той эпохи: Скрябин,
Рахманинов, Танеев, Аренский, Гольденвейзер,
Игумнов и др. Исполнение музыки в доме Толстого
было большим праздником не только для
слушателей, но и для самих исполнителей.
А.Б.Гольденвейзер отмечал, что писатель был чуток
к музыке «в высшей степени» и что «нравилось ему
почти всегда самое лучшее и никогда плохое».
Вся долгая жизнь Толстого наполнена глубокой и
искренней любовью к музыке. Вот одна из последних
записей о музыке, сделанная Толстым в дневнике:
«Музыка, как и всякое искусство, но особенно
музыка, вызывает желание того, чтобы всё, как
можно больше людей, участвовали в испытываемом
наслаждении. Ничто сильнее этого не показывает
истинного значения искусства: переноситься в
других, хочется чувствовать через них».