Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона, вызвать интерес к главным героям «Рассказов о животных».
Ход урока
Слово учителя: Когда мне, ребята, было 10 лет, кто-то из взрослых подарил мне книгу. А называлась она … (показ книги) «Рассказы о животных» Сетон-Томпсона. Теперь моя книга уже старая. Но не это главное. Когда я прочитала эту книгу, она мне настолько понравилась, что стала на долгие годы любимой, а позже я узнала, что встреча с «животными-героями» Эрнеста Сетон-Томпсона явилась для многих истинным потрясением».
Давайте послушаем сообщение о великом знатоке звериных душ Эрнесте Сетон-Томпсоне.
Сообщение-презентация, подготовленное 2-3 учениками. (см. Приложение 1)
Героиней нашего урока будет кошка. Как её назвал в своём рассказе Сетон-Томпсон? Королевская Аналостанка. В качестве домашнего задания вам было предложено нарисовать кошку, какой вы её себе представляете, проиллюстрировав любой фрагмент рассказа. Текст из рассказа должен располагаться внизу рисунка и не должен быть длинным. Итак, вот наша выставка кошек (рисунки располагаются с обратной стороны доски). А теперь проведём рейтинг представленных рисунков (для быстрого проведения рейтинга у каждого из детей карточки по пятибалльной системе).
Сетон-Томпсон был талантливым художником и сам рисовал своих героев. Давайте посмотрим, какой он видел Королевскую Аналостанку. И какой её видели другие художники.
Придумайте, пожалуйста, подписи к рисункам. Варианты: Киска лакомится, Любовь, В родном ящике.
На всех рисунках мы видим обычную кошку, ничем не примечательную. А что же в ней необычного? Имя или кличка у животного (из ответов).
Откуда эта шикарная родословная? (Родословную придумал Мали, чтобы выгодно продать кошку).
Как вы думаете, соответствовала ли наша киска придуманной родословной? (Нет, она была просто кошкой, она привыкла к своим трущобам).
Как вы думаете, почему рассказ «The Slum Cat», т. е. в дословном переводе «трущобная кошка», в русском переводе назван «Королевская Аналостанка»? Кошка вызывает у читателей чувство любви. Совсем не хочется называть её просто трущобной кошкой. Для нас, читателей, она Королевская Аналостанка.
А сейчас я предлагаю вам оценить своё знание текста рассказа Сетон-Томпсона «Королевская Аналостанка». Ребята, которые считают, что очень хорошо знают текст рассказа, могут выбрать вопросы красной дорожки. Их всего три. Но права на ошибку эти ребята не имеют.
Пять вопросов и право на одну ошибку у ребят, выбравших синюю дорожку.
И семь вопросов и право на две ошибки имеют ребята, выбравшие зелёную дорожку.
Класс готовится к ответам одновременно. Ученики выбирают дорожку, ответы записывают в тетрадь. Вопросы каждой дорожки на доске напечатаны заранее. Одна хитрость: дети не видят вопросы, вначале они выбирают дорожки. После выбора в тетради наклейкой помечается цвет дорожки. Изменить выбор после того, как увидел вопросы, можно, если честно признаешься, что себя переоценил.
Вопросы красной дорожки:
- Была ли Королевская Аналостанка счастлива и когда?
- Почему кошка стала кормить своим молоком кролика?
- Какая мудрость хорошо известна в трущобном мире кошек? Как вы это понимаете?
Вопросы синей дорожки:
- Какой новый промысел изобрела трущобная кошка?
- Кличка любимого друга Королевской Аналостанки.
- Сколько котят было у Аналостанки?
- Сколько времени добиралась кошка с дачи до своих родных трущоб?
- Почему кошке так хотелось жить в трущобах?
Вопросы зелёной дорожки:
- Сколько жизней было у Аналостанки?
- Почему продавец печёнки не кормил всех кошек в округе?
- Сколько стоила Королевская Аналостанка на выставке?
- Кто угодил Королевской Аналостанке на даче?Кого она полюбила?
- Что могут очень быстро делать кошки?
- Чем руководствовалась кошка, когда возвращалась к своим трущобам?
- Почему в конце повести продавец печёнки кормил Королевскую Аналостанку?
Те ребята, кто первыми ответили на вопросы, начинают игру. Обычно она проходит быстро. Ответы-уточнения даются с места учениками и тоже оцениваются. Когда начинается игра, дописывать в тетради ничего нельзя. Тетради просто собираются.
Итак, урок наш подходит к концу. Я надеюсь, что он вам понравился.
Когда-то, прочитав рассказ «Королевская Аналостанка», я написала стих. Сейчас я хочу рассказать его вам, чтобы вы, придя домой, тоже попробовали написать стих или рассказ. Или же просто дома выразили свои впечатления об уроке в сочинении.
Ты милое, прекрасное животное!
Роскошен мех, пушистый и густой.
Неверное поддельной родословной,
Живёшь ты в роскоши чужой.
Как глупы люди, веря лишь бумажке,
И, поклоняясь Красоте, горды.
Им не увидеть красоты трущобной кошки.
Везде господствуют тузы.
А ты верна себе, пушистенькая киска.
И, в роскоши живя, не изменила, нет,
Ты рыжему коту, трущобному созданью,
Хоть он не пробовал котлет.