Может, неспроста они ко мне на
старости лет пристали.
Л. Улицкая
Ход мастерской
На доске запись: Людмила Улицкая "Капустное чудо".
Вопросы и задания.
- Знакомо ли вам имя, записанное на доске?
- Что может означать название рассказа? Ведь оно обычно отражает тему и идею.
- Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, рядом с чужими людьми. Что вы почувствовали: холод или тепло, свою необходимость или ненужность? Почему?
- Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность и необходимость друг в друге? Ответ запишите в рабочий лист.
- Каждый читает вслух, остальные дописывают, если согласны.
Записанные слова и словосочетания: взаимное уважение, интерес, доброта, доброжелательность, умение быть искренним и прощать.
Послушайте рассказ Л. Улицкой "Капустное чудо". По ходу чтения необходимо выписывать слова, передающие душевное состояние и особенности поведения героев. (Рассказ читается учителем вслух, но до страницы 16, до слов "Ольга всхлипывала").
Дуся и Оля | Ипатьева |
Дуся - 6 лет, Оля - младше | Прозвище Слониха |
Старуха | |
Сироты | Оставила их у себя, но без большой радости. |
Испуганно жались друг к дружке. | Бормотала - привезли на мою голову. |
Исподлобья смотрели. | |
Молчали, только шуршали. | Не сдать ли в детдом. |
Заговорили сначала между собой, а потом и со старухой | Господь с ними, пусть живут. |
Задания.
- Придумайте и запишите несколько предложений - финал рассказа. Как он мог бы закончиться?
- Прочитайте свой финал и кратко объясните (обоснуйте) такое окончание. (Читают все по очереди).
Примеры финалов:
- выгнала из дома;
- побила и накричала;
- оставила без ужина;
- девочки, испугавшись, сами не пошли в дом.
Теперь послушайте, как Улицкая заканчивает свой рассказ. (Учитель читает сначала первый финал, а затем - второй).
Как вы считаете, почему автор дает два финальных эпизода?
Задания.
- Получив текст всего рассказа, обсудите в парах и запишите в рабочий лист, какие вопросы к тексту требуют обдумывания.
- Вопросы от пары читаются вслух.
Учитель записывает некоторые на доске, только самые существенные, при необходимости добавляет свои.
Примеры вопросов.
- Почему всю работу по дому девочки делали сами?
- Почему была мысль сдать сестер в детдом?
- Как стали называть Слониху Дуся и Оля, когда решилась их судьба?
- Почему переломным для Ипатьевой поступком, оставить ли их у себя, назван поход в баню?
- Что означает фраза "Они замолчали, наговорившись"? Отыщите ее в тексте.
- Почему им в голову не проходило уйти от ларька без капусты?
- Почему потеря десятки - горе для девочек?
- Чего ждали?
Прогонит она нас, и куда мы пойдем!
Сели, не раздеваясь, и ждали:
Вернемся к началу урока.
1. Посмотрите в рабочем листе, совпали ли записанные вами слова и словосочетания с финалом рассказа?
2. Изменилось ли отношение бабы Тани к девочкам? Почему?
3. О каком чуде идет речь в рассказе Л. Улицкой?
Напишите небольшой текст на тему "Размышления после чтения".
Тему можете сформулировать и по-своему.
Рабочий лист
Ф.И. _______________________________ класс_________ дата____________
Тема: Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой "Капустное чудо".
Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали. (Л. Улицкая)
Индуктор | Цель: мотивация дальнейшей
деятельности. 1. Знакомо ли вам имя, записанное на доске? (Да или нет) 2. Что может означать название рассказа? Ваши предположения. 3. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, один на один с чужими людьми. Что вы почувствовали? (Запишите несколько слов или словосочетаний) 4. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? (Запишите несколько слов или словосочетаний) |
||
Создание творческого продукта | Деконструкция | Цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты. | |
Слушая рассказ, запиши слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев. | |||
Дуся и Оля | Ипатьева | ||
Дуся - 6 лет, Оля - младше | Прозвище Слониха | ||
Старуха | |||
Реконструкция | Цель: создание из разрозненных частей нового представления. | ||
Придумайте и запишите, каким, на ваш взгляд, мог бы быть финал рассказа Л. Улицкой "Капустное чудо". | |||
Социализация и корректировка творческого продукта | Цель: предъявление созданного продукта коллективу. | ||
1. Чтение полученных финалов. 2. Слушание авторской концовки. 3. Запись вопросов для обдумывания. Вернемся к началу урока: как совпадают записанные вами сочетания с финалом рассказа? Что значит, по Улицкой, "Капустное чудо"? |
|||
Рефлексия | Цель: Создание нового варианта версии, гипотезы. |