Урок, посвященный 70-летию со дня рождения В.С. Высоцкого, "…Носил он совесть близко к сердцу"

Разделы: Литература


Тип урока: информативный
Цель образовательная: познакомить учащихся с биографией В.С. Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких, многогранностью его таланта (певца, поэта, киноактера, драматического актера; многообразием тем его стихов и песен)
Цель развивающая: развивать у учащихся навыки выразительного чтения, навыки анализа лирического произведения
Цель воспитательная: содействовать осмыслению истории, расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, готовить юных к жизни, к выбору жизненного пути; подвести учащихся к размышлению о человеке в современном мире
Вид урока: урок-портрет
Метод: репродуктивный
Межпредметные связи: песни В.Высоцкого, рисунки, выполненные учащимися 11-х классов, фотографии Н. Львова
Оформление доски: кроме темы, записаны слова Б. Окуджавы «Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести». Фотографии: Н. Львова «Владимир Высоцкий», Марины Влади, памятника на могиле В. Высоцкого, различные публикации в газетах и журналах. Гражданское кредо Высоцкого – цитаты из его стихов (будут прочитаны учащимися по ходу урока).
Словарная работа: кредо – твердые убеждения, взгляды; плагиат – незаконное опубликование чужого труда под своим именем, выдача чужого произведения за свое; ретроспекция – обращение к прошлому.

I этап урока. Этап подготовки к восприятию нового материала.
Звучит песня «Я не люблю» (3 мин.).

II этап урока. Этап восприятия, осознания и осмысления нового материала.
Виды деятельности учителя. Виды деятельности учащихся.

Слово учителя (5 мин.) Урок «…Носил он совесть близко к сердцу» – урок-портрет поэта, певца, киноактера, драматического актера, сценариста – В. Высоцкого. В эти дни Высоцкому исполнилось бы 70 лет. Он и при жизни был широко известен, даже знаменит как спорщик, который жил наперекор, пел вопреки. Не каждый сможет так. Если судить по Государственной премии 1987 года, он опережал время лет на семь и более. Как-то поэт В. Высоцкий написал:

Это смертельно почти, кроме шуток,
Песни мои под запретом держать,
Можно прожить без воды трое суток,
Семь - без еды, без меня – только пять.

В шутку написал, но в этом есть доля горькой иронии. При жизни его не очень-то баловали вниманием. И, тем не менее, именно при жизни он познал громадную славу. В Болгарии, где он выступал, крестьяне в знак благодарности подняли автобус, на котором он приехал. А спел-то им Высоцкий всего четыре песни, но вот как спел! Люди эти трудовые сразу поняли, что перед ними такой же трудяга. На смерть Высоцкого народ откликнулся огромным количеством стихотворений. Точную цифру назвать невозможно.

В чем же секрет его популярности? Отчасти он сам ответил на этот вопрос в одном маленьком экспромте:

Вы втихаря хихикали,
А я давно вовсю.

В яркой гражданственности творчества секрет его популярности. Ведь гражданственность – это не костюм для трибуны, а человеческая сущность самого поэта, она сказывается во всем, что он делает и пишет. Никогда не бывает так, чтобы поэт сказал себе: дай-ка я сяду и напишу гражданское стихотворение. А если и делается так, то это не творчество, а подделка. Богатый опыт поэзии свидетельствует, что гражданственность – это проникновение в самую суть времени, а не количество откликов на те или иные события. Поверхностный отклик уходит вместе с листком календаря или газеты.
Настоящее гражданское стихотворение – это не отклик, а поступок. Иногда связанный с разными неприятностями. Булат Окуджава сказал: «Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести». О каких же горестях и радостях кричал Высоцкий? В чем заключается его гражданское кредо? Ответьте его стихами.

Каландаров М.:

Лучше голову песне своей откручу,
Но не буду скользить, словно пыль по лучу.

Залуцкий С.:

Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Васильчиков М.:

Досадно мне, коль слово «Честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.

Важнов Г.:

Я не люблю насилья и бессилья.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не люблю, когда бессильных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу.
Тем более, когда в не плюют.

Суханов В.:

Мне судьба - до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты, а за ней – немота.
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это все, не тот и не та.

Слово учителя. В его творчестве отразилась биография нашего времени, он затронул очень важные и больные моменты нашей истории, рассказал нам о войне, о трудном послевоенном времени, о стройках, и космонавтах, геологах и спортсменах, солдатах и поэтах, об алкоголиках и обывателях; он перевоплощался в лошадей и самолеты, пел от имени микрофона и сумасшедших. Главным героем его песен и стихов была правда.

Индивидуальное опережающее задание «Биография Высоцкого» (8 мин.)

Харламова Катя. Задание выполнено с опорой на воспоминания матери – Нины Максимовны.
Звучит песня «Где твои 17 лет?» (2 мин.)

Групповое опережающее задание. Отрывки из книги Марины Влади читают девочки, их чтение прерывается песнями в исполнении В.С. Высоцкого, чтением его стихотворений.

Звучит песня «Ноль-семь» (3 мин.)

Гостенина Лена. (3 мин.) «Недели бегут очень быстро. Я спрашиваю себя: что происходит в моем сердце, почему ничто не радует меня? Телефонный звонок отрывает от грустных мыслей. На другом конце города - ты. Я слышу твой теплый голос, русский язык, напоминающий моего любимого отца, твои простые слова. От всего этого у меня перехватывает дыхание. Повесив трубку, я не могу сдержать рыданий. В глубине души я снова мечтаю увидеть тебя. Наша встреча произошла не сразу после моего приезда в Москву. Мне сообщили, что работаешь в Сибири и вернешься только через два месяца. Когда мы остаемся одни, ты говоришь, что эти месяцы казались тебе вечностью. Ты рассказываешь, что, как и все в Советском Союзе, видел фильм «Колдунья», и еще в 65 году, когда я была в жюри на Московском кинофестивале, тщетно пытался встретиться со мной. Что по нескольку раз в день ходил смотреть хронику, чтобы увидеть меня на экране. Все эти годы ты влюблен… Мы редко расстаемся. Я хожу с тобой в театр, на концерты, организованные как встречи актеров с публикой, на которых ты поешь свои новые песни. Твой успех все больше интригует меня. Публика не хочет отпускать тебя со сцены. У твоих ног растут горы записок, авторы которых  просят исполнить ту или иную песню. Каждый вечер мы уносим с собой охапки цветов. Однажды мы гуляли по центру Москвы. Очень жарко, во всех домах распахнуты окна. И из каждой квартиры доносятся твои песни. Мне трудно в это поверить, но нет никакого сомнения: я узнаю и твой хриплый голос, и твою неподражаемую манеру. Это ты! Я вижу, как расцветает твоя улыбка, ты горд и восхищен тем, что я смогла стать свидетельницей твоей популярности»

Королева Даша.(1 мин.) «По пути во Дворец бракосочетания шофер такси то и дело поворачивается к нам, чтобы еще раз поздравить и сказать, что сегодня  самый прекрасный день в его жизни. Когда он поворачивается в очередной раз, такси лишь чудом не сталкивается со встречным автомобилем. Я кричу. Шофер резко бросает машину в сторону, и это спасает нас…  Во дворце нестерпимо жарко. Бледный и накрахмаленный работник дворца подает нам знак. Для него этот день ничем не отличается от тысячи других. И вот мы садимся перед столом. У нас вид двух прилежных студентов, которые слушают лекцию. Я ставлю свою подпись. Через несколько секунд все окончено. Под звуки торжественного марша мы выходим из Дворца, смешиваясь с невестами в праздничных белых платьях. Свидетельство о браке, зажатое в твоей поднятой руке, высоко плывет над толпой. Отныне мы муж и жена»

Звучит песня «Беда» в исполнении А. Пугачевой. (7 мин.)

Травкина Ксения (4мин.) «Мы едим на кухне. По отсутствующему взгляду, безразличию, с которым ты глотаешь все, что лежит на твоей тарелке, по расплывчатым ответам я догадываюсь, что мысли твои далеки отсюда. Строфы кружатся в твоей голове. Иногда прямо посреди обеда ты вдруг бросаешься к письменному столу. Мне можно смело убирать посуду – ты больше не будешь есть. Я завариваю очень крепкий чай, бесшумно  ставлю перед тобой чашку и закрываю дверь. Ты продолжаешь неподвижно сидеть в течение нескольких часов, твой взгляд прикован к белой стене. Ты не выносишь никаких рисунков, картин, даже теней на стене, перед которой сидишь. Твой письменный стол стоит в углу, в закутке, отгороженном шкафом. Ты всегда садишься спиной к окну, а перед тобой обязательно должна быть гладкая, белая пустая поверхность. Сутки слишком коротки для тебя. По 3-4 часа ты сидишь за письменным столом. Главным образом, ночью. Когда у нас была одна комната, я засыпала рядом с тобой на кровати. Позже, уже в нашей большой квартире я устраивалась на диване в твоем кабинете. В ночной тишине ты будишь меня, читаешь мне только что родившиеся строки. Такие моменты – одни из самых чудесных в нашей жизни. Когда я спрашиваю, как тебе удается выплескивать на бумагу именно эти слова, иногда даже без малейших исправлений, ты не знаешь, что ответить, пожимаешь плечами: «Получается и все». И добавляешь: «Ты знаешь, иногда бывает очень трудно». Подчас найти нужное слово помогает мелодия. Тогда мы не спим, потому что ты повторяешь бесконечно один и тот же мотив, яростно чеканишь слова до тех пор, пока они не сольются с мелодией и не станут песней….

Звучит песня в авторском исполнении «Поэтам и прочим, но больше поэтам» (3 мин.)

Тихонова Маша (2 мин.) Однажды вечером ты возвращаешься поздно. По тому, как ты хлопнул дверью, я чувствую, что ты возбужден. Ты скидываешь пальто и большими шагами подходишь ко мне, потрясая серой книжкой: «Это уж слишком! Этот тип, этот француз все списал у меня! Чистой воды плагиат! На, взгляни – слова, ритм, это тебе ничего не напоминает? Этот негодяй хорошо изучил мои песни! Да и у переводчика наглости хватило…» Ты так быстро листаешь страницы, что мне не удается прочитать ни слова. Потом начинаешь бегать взад-вперед по квартире и декламировать строки, которые  возмутили тебя больше всего. Я не могу сдержать хохота. Ты знаешь себе цену! Ведь тебя разозлил ни кто иной, как наш великий поэт Артюр Рембо, родившийся почти на целый век раньше тебя. Ты краснеешь и весь остаток ночи проводишь за чтением его стихов».

Звучит «Песенка плагиатора, или посещение музы» (2 мин.)

Гарипова Исмира (3 мин.) «В детстве ты занимался акробатикой. В юности много времени отдал спорту – и в школе, и во ВГИКе. Ты очень одарен. В театре во время спектаклей ты творишь чудеса. В «Десяти днях, которые потрясли мир» тебе удается произносить реплики и одновременно совершать акробатические прыжки. В «Пугачеве» долгий и заставляющий содрогаться монолог Хлопуши ты выкрикиваешь, раскачиваясь на цепях. И каждый раз цепи оставляют на твоей белой коже длинные багровые полосы... На пляже, куда ездим летом, публика аплодирует, когда ты делаешь «крокодила на одной лапе». Это очень сложная фигура, выполняя которую ты в течение нескольких секунд удерживаешь тело параллельно земле, опираясь на одну руку. «Я упустил шанс стать большим спортсменом, я предпочел театр», - сказал ты мне однажды. Часто, подходя к большому висящему в ванной зеркалу, ты любуешься игрой своих мускулов. Ты невысок – метр семьдесят, но отлично сложен. Длинные стройные ноги, очень узкие бедра, слегка покатые плечи. Если бы не они, ты был бы коренастым. Перед каждым спектаклем ты делаешь так называемую «гимнастику актера». Она обязательна для всей труппы Таганки, так как спектакли Любимова требуют от актера помимо таланта хорошей физической подготовки. Гимнастика включает в себя серию упражнений для мускулатуры, голоса, дыхания, разработанную Станиславским и впоследствии дополненную элементами йоги и других восточных методов. Для тебя эта гимнастика особенно необходима. Во время представления «Гамлета» ты теряешь от двух до трех килограммов. В «Жизни Галилея» - еще больше, ведь ты не покидаешь сцену в течение четырех часов, что длится спектакль. Благодаря этим упражнениям твой знаменитый голос, такой хриплый и надсадный во время пения, на сцене звучит сильно и ясно. Я не помню, чтобы голос у тебя хоть раз полностью пропал, что случается со многими актерами и приводит их в ужас»

Звучит песня «Гимнастика»  (3 мин.)

Индивидуальное опережающее задание «Он играл Гамлета» (о Высоцком-драмактере)

Пискунова Лиза (8 мин.)

Стихотворение «Мой Гамлет» читает Алла Демидова (4 мин.)

Шарапова Аня (1мин.) «Единственный поэт, портрет которого стоит на твоем столе – это Пушкин. Единственные книги, которые ты собираешь – это книги Пушкина. Единственные мысли, которые ты помнишь – это мысли Пушкина. Единственный памятник, к подножию которого ты возлагаешь цветы это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, хранящаяся на твоем столе – это маска Пушкина. Твоя последняя роль Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что в одном Пушкине – все русское Возрождение. Тебе известна каждая деталь его жизни. Ты любишь людей, которые его любили, ненавидишь тех, кто делал ему зло. Ты оплакиваешь его смерть, как будто он умер совсем недавно. Он эталон для тебя. Ты хотел бы обладать всеми его духовными и поэтическими качествами»

Просматриваются фрагменты видеофильма «Каменный гость» (10 мин.)

Меднова Лена.(2 мин.) «На мексиканском острове, где проходят съемки фильма с моим участием, мы живем в комнате, из окон которой открывается вид на море, на скалы, на пламенеющие закаты. Ты пишешь весь день, и, возвращаясь со съемок, я вижу, как ты сидишь, склонившись над листами бумаги, которыми завален стол. Вечером за ужином с нами – бородатый человек со взъерошенными седеющими волосами. Именно благодаря ему акулы, зацепленные маленькими крючками, плавают взад и вперед перед камерой, словно послушные актеры. Такая фамильярность в обращении с морскими чудовищами создала ему громкую славу. Его, властелина морских глубин, прозвали Нептунио. Когда он слышит, как ты поешь, его добрые глаза затуманивает грусть. В воскресенье утром мы ждем его, чтобы осуществить первое погружение. Ты сгораешь от нетерпения открыть для себя морские глубины. Ныряем. Бирюзовая  на поверхности вода по мере погружения становится все темнее, превращаясь в сине-зеленую, даже черную. Перед нами отвес скалы, вокруг – мириады разноцветных рыбешек. Длинные клейкие водоросли ласкают наши тела. Ты впереди, бесстрашный, уже освоившийся в водной стихии. Я вижу, как под маской ты улыбаешься. Жестом зовешь меня за собой и уплываешь к радужному коралловому рифу… Эти несколько минут, проведенные под водой, обогатили твое восприятие мира. Теперь ты каждый день осуществляешь погружение. И вечером Нептунио смотрит на тебя с гордостью и нежностью. Ты его русский друг. Твой голос заставляет его плакать. Но, кроме того, отныне ты стал его сообщником, «околдованный великолепием подводного мира».

Стихотворение «Упрямо я стремлюсь ко дну» читает В. Золотухин (4 мин)

Никонова Аня (2 мин.) «Как-то вечером в 1978 году в Париже я смотрю передачу об охоте на волков с вертолета. Кадры, снятые в Сибири, запечатлели истребление волчьей стаи. Обезумевшие звери пытаются зарыться в снег. Поднимают ощерившиеся в мучительном оскале пасти вверх. К ревущим машинам, изливающим на них смерть. На снегу остаются кровавые следы. Почти никому не удается спастись в этой ужасной бойне. По телефону я рассказываю тебе об этой немыслимой сцене. Ночью ты пишешь песню «Где вы, волки?» - продолжение и в какой-то мере окончание «Охоты на волков». На следующий день ты читаешь мне ее потрясающий текст.

Звучит песня «Охота на волков» (2 мин.)

Фомина Маша (2 мин.) Однажды тебя приглашают дать концерт космонавтам. Ты поешь ночью. У каждого из присутствующих магнитофон, и ни слова из того, что ты поешь, ни один аккорд твоей гитары не потеряны. По просьбе космонавтов ты исполняешь сатирические, военные, спортивные песни. Потом – совсем новые, которые они еще не слышали… Несколько месяцев спустя ты вихрем врываешься в дом. Весь в снегу, не сняв пальто и шапки, ты протягиваешь мне кассету. У тебя торжествующий вид- я понимаю, что это неспроста. Беру кассету. На ней большими буквами написано «Высоцкий». Ты кричишь: «Это с космического корабля1 Долгие месяцы она была с ними на орбите! Понимаешь, они крутили мои песни там, наверху! Меня слышали звезды!»

Звучат слова Высоцкого о своих военных песнях – запись его выступления на концерте (2 мин.)
«Меня часто спрашивают, не воевал ли, не плавал, не летал, и так далее. Нет. Я просто пишу от первого лица, я всегда говорю «я» и, вероятно, это вводит в заблуждение людей, они считают, что если я пою от имени шофера, то я был шофером, это не совсем так. Меня часто отождествляют с героями моих песен, но никто и никогда не догадался еще спросить, не был ли я волком, лошадью или истребителем, от имени которых я пою: ведь можно писать от имени любых предметов, в них можно вложить душу. Например, у меня есть песня, которую я пою от имени микрофона, обыкновенного микрофона, как вот этот, что стоит передо мной. Он много видел, этот микрофон, о многом может рассказать. Во всех моих песнях есть доля авторского домысла, фантазии. А иначе не было бы никакой ценности: видел своими глазами, взял да зарифмовал, и никакого достоинства в этом нет. Конечно, я многое, о чем пою, придумал, хотя некоторые говорят, что знают эти ситуации, бывали в них и даже людей, про которых я пою, очень хорошо знают. Я получаю массу таких писем. Ну что ж. А пишу я о войне так много не потому, что эти песни ретроспекции, вы знаете, нечего вспоминать, я это не прошел, хотя мы все воспитаны на военном материале. У меня военная семья и есть погибшие, как, впрочем, и у каждого человека у нас, обязательно война коснулась. Это такая великая беда, которая покрыла страну на четыре года, и это будет помниться всегда. И пока еще есть люди, которые занимаются писанием и могут сочинять, конечно, они будут писать о войне. Но я пишу песни не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то поймете, что их можно сегодня петь, что люди из тех времен, ситуации из тех времен, а идея и проблема наши, нынешние. А я обращаюсь в те времена, потому что интереснее  брать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, в следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти, я таких людей нахожу чаще в тех временах, вот потому и пишу много о войне. Пусть это вас не обманывает. Я считаю, что это надо петь теперь, сегодня и продолжать в будущем.

Звучит песня «А сыновья уходят в бой» (2 мин.)

Звучит песня «Он не вернулся из боя» (2 мин.)

Зазвонова Надя (1 мин.) «В твоих песнях – война. Потерянные дети, сироты, которые, как молодые изголодавшиеся волки сбиваются в стаи, рыщут в разоренной стране. Война – женщины, на плечи которых легла вся тяжесть работы, обычно выполняемой мужчинами. Война – ленинградская блокада, месяцы ужаса и отчаянного мужества, когда жизнь вопреки всему продолжалась. Старые музыканты, окоченевшие и изголодавшиеся, все также дают концерты. Только теперь их музыка почти не слышна, настолько они ослабли. Война, оставившая миллионы людей с искалеченными душами и телами.

Звучит фонограмма песни «Братские могилы» (2 мин.)

Звучит фонограмма размышлений Высоцкого о содержании песен (2 мин.) «Меня часто спрашивают: какая разница между авторской песней и песней, которую вы слышите по радио и телевидению? Есть громадная разница. Эстрадная песня не интересуется вторым планом в песне, лишь бы зарифмовать. Лишь бы звучали голос и оркестр. Я иногда слушал эти песни и не мог понять, что там такое? Вот, например, такая песня: «На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, и мелькнул за поворотом санный след…» И так далее. Я задумывался, что же тут такое? И главное – два автора текста наверху. Значит, один не справился 6 сложный текст очень, с большим подтекстом. Или вот эта песня, я думал, что, может, за этим что-то скрыто. Нет, оказывается, просто действительно провожают пароходы не так, как самолеты. И ничего больше за этим нет. Или вот: «Яблони в цвету – како-о-е чудо!..» Это, кстати, совсем глупо, потому что и тополи в пуху - какое чудо!.. Давайте еще прокричим про тысячи чудесных вещей весной – про все, что в цвету. А если рядом просто вспомнить стихи Есенина:

…Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

И сразу становится ясно: тут поэзия, а там – не пойми что! Ну да Бог с ними»

Звучит философская песня «О правде» (3 мин.)

В. Золотухин читает стихотворение В.Высоцкого «Я бодрствую. Но вещий сон мне снится…» (2 мин.)

III этап. Этап обобщения проделанной на уроке работы

Слово учителя: посмотрите, какое многообразие тем в стихах и песнях! А как многогранно его творчество! Он был щедро наделен всеми музами. Вы только подумайте, как много успел сделать один человек, живущий рядом с нами: более 800 песен и стихов, несколько чудесных поэм, работа в кино, проба в сценаристике. В 1967 году Высоцким был написан киносценарий о детях тяжелых послевоенных лет. В 1977 году он хотел осуществить постановку; теперь спустя годы это сделают другие. Им написаны две повести, записано несколько дискоспектаклей, среди которых «Незнакомка» А. Блока. Была идея снять свой собственный фильм «Зеленый фургон», начало съемок было запланировано на октябрь 1980 года – не успел. Из обилия публикаций о Высоцком меня поразили две фразы:

  1. «Он умер от жизни»
  2. Носил он совесть слишком близко к сердцу,
    Как носит свой осколок ветеран.

В своих ответах на вопрос «Что мне нравится в творчестве Высоцкого?» вы, ребята, пишите: «Песни и стихи поэта – поступок гражданина. Говорил он о том, что тревожит, болит, о проблемах, о которых все вокруг молчали. Говорил  вроде смеясь, но его ирония никогда не была злой. Говорил так, потому что душа его болела, был он человеком неравнодушным.  А его стихи и музыку я воспринимаю как одно целое, неделимое».  (М. Дудрова)

«На одном из своих концертов (я слышала это в записи) Владимир Высоцкий как-то сказал, что его часто спрашивают, не был ли он летчиком, подводником, не сидел ли? Рассказывал он об этом с юмором. А мне кажется,  он бал и летчиком, и шофером, и рабочим Севера. Так он умел перевоплощаться, входить в образ героев своих песен. Это чувствуется и по авторской интонации. Это особый талант – быть всем, но оставаться самим собой. (М. Поляк)

«Он часто пел песни о преодолении, и мне кажется, что он всю жизнь боролся не только с несправедливостью в жизни, но и с самим собой. В его голосе звучит мужская сила, натиск. Его особая хрипотца, манера петь так не похожа на других певцов. Он рассказывает нам правду о том времени. Он личность. Его песни учат быть неординарными».  (М. Мустафина)

Хорошо, что его до сих пор слушает и понимает молодежь, которая чутко реагирует на фальшь и неискренность. Хорошо, что он так любим теми, кто воевал – фронтовики знают цену и слову, и делу. Он всю жизнь спешил, спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о своем времени, о нашей истории. Он спешил и УСПЕЛ!

Литература

  1. Журнал «Огонек» №4, 1987 г. Статья Вадима Туманова «Жизнь без вранья»;
  2. Журнал «Огонек» №38, 1986 г. Интервью С. Власова, Ф. Медведева с матерью поэта Ниной Максимовной  «…Носил он совесть близко к сердцу»;
  3. Журнал «Огонек» №28, 1986 г. Статья В. Золотухина «Как скажу, так и было»;
  4. Журнал «Огонек» №4, 1988 г. Статья «Он не остался должником» (воспоминания Ф. Медведева, Е. Евтушенко,Ю. Карякина, Н. Крымовой);
  5. «Неделя» №52, 1987 г. М. Влади «Владимир, или прерванный полет»