Оборудование:
- учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова "Литературное чтение" 4 класс 2 часть "Вентана-Граф" 2005г.;
- карточки с фамилиями авторов очерков и заголовками;
- карточки с изображением ребенка;
- плакат с изображением ребенка;
- выставка нормативно-правовых документов;
- перечни целей урока литературного чтения;
- задания для работы в группах;
- портрет Ю.Я.Яковлева.
I. Мобилизующий этап.
- Ребята, представьте, что у вас в руках чудесный хрустальный шар. От падающего из окон света он переливается всеми цветами радуги (ученики "поворачивают" в руках представляемый хрустальный шар).
- Пусть ваши знания и умения также ярко освещают работу на уроке!
- Есть те, кто хочет взять сегодня "Защитный лист"? (для ребят, которые по уважительным причинам не могут активно работать)
II. Актуализация полученных ранее знаний.
1. Речевая разминка.
На доске текст:
Молодец, если читаешь
2 0 1
очень много разных книг!
3 0 1 1
- Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение).
- Составьте предполагаемую партитуру, т.е. укажите паузы, главные слова, понижение или повышение голоса (1 ученик работает у доски с объяснением).
- Жужжащее хоровое чтение по составленной партитуре.
- Показательное чтение по партитуре (заслушиваются 2-3 ученика).
- Давайте оценим чтение ребят.
2. Определение темы урока.
- Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока (при соотнесении цифр и порядковых номеров букв в словах получается слово "очерк").
- Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово "очерк").
3. - Ребята, а что такое "очерк"? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников)
4. - Соедините фамилии авторов и заголовки изученных очерков (работа на карточках в парах; 2 человека работают на переносных досках)
И.Соколов-Микитов | "Картины-сказки" | |
Н.Шер | "Родина" | |
М.Шолохов | "Сын полка" | |
В.Катаев | "Любимая мать-отчизна". |
- Проверим! Где была ловушка? (В.Катаев "Сын полка")
- Почему? (это повесть)
- Проверим ребят за доской! (проверяется и оценивается работа учеников за доской)
III. Работа над новым материалом.
1. - Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения!
На доске:
Каждый человек имеет _______.
У меня есть _________________!
Знаешь ли ты свои ____________?
- Верно, это слово - "права".
- Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева "Право на жизнь" и расширим для себя понятие "право".
2.Определений целей урока.
- Посмотрите на с. 128 учебника и подумайте, какие же цели будут достигаться на уроке? Используйте листы целеполагания (перечень возможных целей урока литературного чтения:
- учиться лучше читать;
- слушать "музыку слова",
- узнавать мир с помощью книг,
- развивать свою речь,
- работать над голосом,
- создавать новое;
выслушиваются 3-4 ученика).
3.- Юрий Яковлевич Яковлев - российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. "Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Мой дом - мои книги, а мои герои - люди, ради которых читатель переступает порог моего дома". Так говорил Юрий Яковлев.
4. - Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева "Право на жизнь" (чтение текста учителем).
Проверка первичного восприятия:
- Вам понравился очерк?
- О ком этот очерк? (после ответа учащихся "О детях!" вывешивается плакат с изображением ребенка)
- Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта ответа, правильный ответ: права детей).
- Определите тип текста? (рассуждение)
- Хочется самим прочитать это произведение?
5. - Прочитайте очерк самостоятельно, а затем предлагаю вам выполнить задания в группах (каждой группе выдается своя карточка:
- 1 группе: Найдите в тексте название официального документа о правах ребенка. Докажите, что данный текст - очерк.
- 2 группе: Какие права ребенка автор называет в тексте.
- 3 группе: Найдите исторические факты, являющиеся сейчас нарушением прав ребенка.
- 4 группе: Выберите слова, которыми автор называет ребенка).
- Проверим работу в группах! (представители каждой группы защищают свой ответ; после ответа представителей 1 группы около плаката с изображением мальчика вывешиваются слова "Конвенция о правах ребенка" в виде обрамляющего кольца).
6.- А теперь сфокусируйте взгляд на поле чтения и ответьте на вопросы (фронтальная беседа):
- Что значит - "человек счастлив"?
- Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита?
- Почему взрослому человеку легче постоять за себя, чем ребенку?
- Найдите разницу между словами "ребенок" и "несмышленый младенец"?
- Объясните выражение: "сосредоточен в матери".
- Как автор приветствует родившегося ребенка?
- С чем автор сравнивает конвенцию? Можно ли это выражение назвать метафорой?
- Что такое "метафора"?
- Как автор указывает на важность права на жизнь?
- Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика)
- Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь!
7.- Найдите значащее слово в 1 абзаце (права)
- Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита)
- Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова "права" и "защита" написаны с промежутком).
- Какой знак вы поставите между этими словами? (знак "=")
- Я с вами согласна, это знак "равно"!
Физкультминутка
Давайте отдохнем.
Представьте себе, что вы - куклы-марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз.
- Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами - марионетками и вами можно было манипулировать.
8. - Какой же главный документ, защищающий вас, детей? ("Конвенция о правах ребенка"; выставляется брошюра)
- Давайте найдем значение этого слова в словаре:
Конвенция - международное соглашение по какому-либо вопросу.
- А еще вас защищают эти документы: "Декларация прав человека", "Семейный кодекс", "Конституция Российской Федерации" (выставляются брошюры).
- Конвенция - сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу.
Конвенция основана на 4 важнейших принципах.
- Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа)
- Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: "Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности".
- Второй принцип Конвенции: "Наилучшее обеспечение ребенка".
"Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия".
- Третий принцип: "Право на жизнь, выживание и развитие".
- Четвертый принцип Конвенции: "Уважение взглядов детей".
"Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его".
9. - Вот вы - дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка).
- Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам.
- А чем же является Конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный ответ- "Защитой!")
- Как предложите ее изобразить?
(кругом вокруг ребенка)
- Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция.
10.- А в школе ваши права защищает социальный педагог.
( росмотр видео-обращения социального педагога школы к учащимся, содержащее представление, перечисление функциональных обязанностей и указание местонахождения).
IV. Итог:
1.- У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка).
- Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее?
- А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся)
- Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность).
- Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски)
- Эти качества определяют такое важное качество личности как человеколюбие! (вывешивается карточка со словом "человеколюбие" под символом защиты детей)
- Оцените ответы одноклассников с помощью листа параметров:
- правильность; - четкость; - выразительность; - донесение смысла; - донесение чувства; - логика ответа; - творчество).
2.- Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы Дембо-Рубинштейна (класс находится в условиях системы безотметочного обучения).
3.- Для чего Ю. Яковлев поделился с нами этим очерком? (выслушиваются несколько вариантов ответа)
- А теперь давайте встанем в круг! Я хочу рассказать вам чудесное стихотворение!
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
получи, чтоб им гордиться
имя личное свое.Очень трудно самому,
жить на свете одному!
Правом с мамой жить и с папой
пользуйтесь всегда, ребята.Есть еще такое право -
помнить, думать и творить
и другим свои раздумья
если хочешь, подарить.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
тоже право детворы.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуйся - учиться
На родимом языке.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.Будь ты слабым, или сильным
Белым, черным - все равно.
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано!