Урок–социализация литературного чтения в 4-м классе. Очерк Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь»

Разделы: Литература


Оборудование:

  • учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова "Литературное чтение" 4 класс 2 часть "Вентана-Граф" 2005г.;
  • карточки с фамилиями авторов очерков и заголовками;
  • карточки с изображением ребенка;
  • плакат с изображением ребенка;
  • выставка нормативно-правовых документов;
  • перечни целей урока литературного чтения;
  • задания для работы в группах;
  • портрет Ю.Я.Яковлева.

I. Мобилизующий этап.

- Ребята, представьте, что у вас в руках чудесный хрустальный шар. От падающего из окон света он переливается всеми цветами радуги (ученики "поворачивают" в руках представляемый хрустальный шар).

- Пусть ваши знания и умения также ярко освещают работу на уроке!

- Есть те, кто хочет взять сегодня "Защитный лист"? (для ребят, которые по уважительным причинам не могут активно работать)

II. Актуализация полученных ранее знаний.

1. Речевая разминка.

На доске текст:

Молодец, если читаешь

2     0     1

очень много разных книг!

3     0     1     1

- Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение).

- Составьте предполагаемую партитуру, т.е. укажите паузы, главные слова, понижение или повышение голоса (1 ученик работает у доски с объяснением).

- Жужжащее хоровое чтение по составленной партитуре.

- Показательное чтение по партитуре (заслушиваются 2-3 ученика).

- Давайте оценим чтение ребят.

2. Определение темы урока.

- Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока (при соотнесении цифр и порядковых номеров букв в словах получается слово "очерк").

- Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово "очерк").

3. - Ребята, а что такое "очерк"? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников)

4. - Соедините фамилии авторов и заголовки изученных очерков (работа на карточках в парах; 2 человека работают на переносных досках)

И.Соколов-Микитов "Картины-сказки"
Н.Шер "Родина"
М.Шолохов "Сын полка"
В.Катаев "Любимая мать-отчизна".

- Проверим! Где была ловушка? (В.Катаев "Сын полка")

- Почему? (это повесть)

- Проверим ребят за доской! (проверяется и оценивается работа учеников за доской)

III. Работа над новым материалом.

1. - Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения!

На доске:

Каждый человек имеет _______.

У меня есть _________________!

Знаешь ли ты свои ____________?

- Верно, это слово - "права".

- Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева "Право на жизнь" и расширим для себя понятие "право".

2.Определений целей урока.

- Посмотрите на с. 128 учебника и подумайте, какие же цели будут достигаться на уроке? Используйте листы целеполагания (перечень возможных целей урока литературного чтения:

- учиться лучше читать;

- слушать "музыку слова",

- узнавать мир с помощью книг,

- развивать свою речь,

- работать над голосом,

- создавать новое;

выслушиваются 3-4 ученика).

3.- Юрий Яковлевич Яковлев - российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. "Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Мой дом - мои книги, а мои герои - люди, ради которых читатель переступает порог моего дома". Так говорил Юрий Яковлев.

4. - Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева "Право на жизнь" (чтение текста учителем).

Проверка первичного восприятия:

- Вам понравился очерк?

- О ком этот очерк? (после ответа учащихся "О детях!" вывешивается плакат с изображением ребенка)

- Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта ответа, правильный ответ: права детей).

- Определите тип текста? (рассуждение)

- Хочется самим прочитать это произведение?

5. - Прочитайте очерк самостоятельно, а затем предлагаю вам выполнить задания в группах (каждой группе выдается своя карточка:

  • 1 группе: Найдите в тексте название официального документа о правах ребенка. Докажите, что данный текст - очерк.
  • 2 группе: Какие права ребенка автор называет в тексте.
  • 3 группе: Найдите исторические факты, являющиеся сейчас нарушением прав ребенка.
  • 4 группе: Выберите слова, которыми автор называет ребенка).

- Проверим работу в группах! (представители каждой группы защищают свой ответ; после ответа представителей 1 группы около плаката с изображением мальчика вывешиваются слова "Конвенция о правах ребенка" в виде обрамляющего кольца).

6.- А теперь сфокусируйте взгляд на поле чтения и ответьте на вопросы (фронтальная беседа):

- Что значит - "человек счастлив"?

- Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита?

- Почему взрослому человеку легче постоять за себя, чем ребенку?

- Найдите разницу между словами "ребенок" и "несмышленый младенец"?

- Объясните выражение: "сосредоточен в матери".

- Как автор приветствует родившегося ребенка?

- С чем автор сравнивает конвенцию? Можно ли это выражение назвать метафорой?

- Что такое "метафора"?

- Как автор указывает на важность права на жизнь?

- Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика)

- Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь!

7.- Найдите значащее слово в 1 абзаце (права)

- Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита)

- Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова "права" и "защита" написаны с промежутком).

- Какой знак вы поставите между этими словами? (знак "=")

- Я с вами согласна, это знак "равно"!

Физкультминутка

Давайте отдохнем.

Представьте себе, что вы - куклы-марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз.

- Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами - марионетками и вами можно было манипулировать.

8. - Какой же главный документ, защищающий вас, детей? ("Конвенция о правах ребенка"; выставляется брошюра)

- Давайте найдем значение этого слова в словаре:

Конвенция - международное соглашение по какому-либо вопросу.

- А еще вас защищают эти документы: "Декларация прав человека", "Семейный кодекс", "Конституция Российской Федерации" (выставляются брошюры).

- Конвенция - сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу.

Конвенция основана на 4 важнейших принципах.

- Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа)

- Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: "Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности".

- Второй принцип Конвенции: "Наилучшее обеспечение ребенка".

"Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия".

- Третий принцип: "Право на жизнь, выживание и развитие".

- Четвертый принцип Конвенции: "Уважение взглядов детей".

"Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его".

9. - Вот вы - дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка).

- Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам.

- А чем же является Конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный ответ- "Защитой!")

- Как предложите ее изобразить?

(кругом вокруг ребенка)

- Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция.

10.- А в школе ваши права защищает социальный педагог.

( росмотр видео-обращения социального педагога школы к учащимся, содержащее представление, перечисление функциональных обязанностей и указание местонахождения).

IV. Итог:

1.- У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка).

- Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее?

- А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся)

- Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность).

- Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски)

- Эти качества определяют такое важное качество личности как человеколюбие! (вывешивается карточка со словом "человеколюбие" под символом защиты детей)

- Оцените ответы одноклассников с помощью листа параметров:

- правильность; - четкость; - выразительность; - донесение смысла; - донесение чувства; - логика ответа; - творчество).

2.- Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы Дембо-Рубинштейна (класс находится в условиях системы безотметочного обучения).

3.- Для чего Ю. Яковлев поделился с нами этим очерком? (выслушиваются несколько вариантов ответа)

- А теперь давайте встанем в круг! Я хочу рассказать вам чудесное стихотворение!

Только ты на свет родился,
Право первое твое:
получи, чтоб им гордиться
имя личное свое.

Очень трудно самому,
жить на свете одному!
Правом с мамой жить и с папой
пользуйтесь всегда, ребята.

Есть еще такое право -
помнить, думать и творить
и другим свои раздумья
если хочешь, подарить.

Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуйся - учиться
На родимом языке.

Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.

Будь ты слабым, или сильным
Белым, черным - все равно.
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано!