Оборудование: иллюстрации А. Лаптева, мультипликационный фильм «Ворона и Лисица», рисунки учащихся.
ХОД ИГРЫ
1-е задание. Что мы знаем об И. А. Крылове?
- Назовите годы жизни И. А. Крылова. (1769 – 1844)
- В каком городе родился И. А. Крылов? (В Москве)
- Кто привил маленькому Ване Крылову первоначальные навыки чтения и письма? (Отец)
- Кто в семье внимательно следил за развитием мальчика? (Мать)
- С какого возраста пришлось работать Крылову? (С восьмилетнего)
- Кто является автором памятника И. А. Крылову? (П. К. Клодт)
- Кого изобразил автор памятника вокруг И. А. Крылова? (Птиц и зверей)
2-е задание. Филворд
Найдите в сетке филворда названия животных из
басен
И. А. Крылова, учитывая, что слова расположены по
вертикали и горизонтали.
(Собака, козёл, лиса, медведь, лошадь, кот, осёл, крыса, волк, свинья)
3-е задание. Вопросы на знание текста басен И. А. Крылова
- Кого не приметил герой в басне «Любопытный»? (Слона)
- Что хотел посудить Осёл в басне «Осёл и Соловей»? (Подлинно ли уменье Соловья в пенье)
- Чем накормил Демьян Фоку? (Ухой)
- Чем были наполнены две бочки в одноимённой басне И. А. Крылова? (Вином и пустая)
- Что стала делать Свинья, наевшись желудей? (Подрывать у Дуба корни)
- Кто тянул воз в известной басне И. А. Крылова? (Лебедь, Рак и Щука)
- Из кого состоял квартет? (Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка)
- Что сделал Ловчий с Волком в басне «Волк на псарне»? («Выпустил на Волка гончих стаю»)
- Кто хотел поджечь море в басне И. А. Крылова? (Синица)
- Чем провинился Ягнёнок перед Волком? («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»)
- Что делала Лягушка в басне «Лягушка и Вол», чтобы сравняться с Волом? (Надувалась)
- Какой предмет в басне И. А. Крылова «просто открывался»? (Ларчик)
- Что держала во рту Ворона в басне «Ворона и Лисица»? (Сыр)
- Чем закончилась вражда Пушек с Парусами? (Корабль потонул)
- Когда Белка дождалась орех ото Льва? (Когда не стало зубов)
- Как служил Жужу из басни «Две собаки»? (Ходил на задних лапах)
- Чего нет у трудолюбивого Медведя? (Терпенья)
- Кто, когда и про кого говорит такие слова: «Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!»? (Обезьяна, смотрясь в зеркало)
- Как разделил добычу Лев в басне «Лев на ловле»? (Забрал всё себе)
- Каким ладом решил запеть Скворушка? (Соловьиным)
- Что, по мнению Квартета, нужно было сделать, чтобы хорошо играть? (Правильно сесть)
- Кто и кому говорит такие слова: «Поёшь ты лучше райской птички»? (Кукушка Петуху)
- Чем гордились гуси? (Тем, что их предки спасли Рим)
- О чём попросило Дерево Крестьянина? (Вырубить вокруг него лес)
- За что был Лев наказан Комаром? (За спесь)
- Кто и кому говорит такие слова: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»? (Лисица Вороне)
- Догадался ли Механик, как открывался ларчик? (Нет)
- Какая главная черта характера Лягушки выведена в басне «Лягушка и Вол»? («Она завистлива была»)
- Куда и зачем зашел «Ягнёнок в жаркий день»? (К ручью, напиться)
- Какой вид делу хочет придать Волк в басне «Волк и Ягнёнок»? (Законный)
- Сколько очков достала Мартышка? (С полдюжины)
- Из-за чего перегрызлись Полкан с Барбосом в басне «Собачья дружба»? (Из-за косточки)
- Куда думал залезть Волк, попавший на псарню? (В овчарню)
- Чем всё лето занималась Стрекоза? (Пела)
- Какой величины был огурец у Лжеца? (С гору)
- Почему Лжец отказался идти по мосту? (Испугался, лжец по нему пройти не смеет, провалится в воду)
- Каким кошачьим делом задумала заняться Щука? (Мышей ловить)
- О чём Петух сказал: «Какая вещь пустая!» (О Жемчужном зерне)
- От кого Работник избавил Крестьянина? (От медведя)
- Как закончила путь молодая лошадь в басне «Обоз»? (Упала в канаву)
- Кто был в лесу посажен на воеводство? (Слон)
- Кого оставил Повар стеречь съестное от мышей? (Кота)
4-е задание. Подготовленное домашнее задание – инсценировка басен И. А. Крылова
Перед выступлением учащихся желателен просмотр мультипликационного фильма «Ворона и Лисица».
5-е задание. Продолжите фразу
- «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?» («За то, что хвалит он Кукушку»)
- «Хоть видит око, да…» («…зуб неймёт»)
- «Сильнее кошки…» («…зверя нет»)
- «Однако же в семье не…» («…без урода»)
- «Невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то…» («…всё у них пустяк»)
- «У сильного всегда …» («…бессильный виноват»)
- «Ты всё пела? это дело: Так…» («…поди же, попляши»)
- «Ай, Моська! знать она сильна, Что…» («лает на слона»)
- «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё…» («…в музыканты не годитесь»)
6-е задание. Рассмотрите иллюстрации А. Лаптева, определите, к каким басням И. А. Крылова они относятся
Желательно добавить рисунки учащихся.
7-е задание. Разгадывание кроссворда [1]
- Человек, пишущий басни. (Баснописец)
- Вид литературного произведения. (Басня)
- Известный русский баснописец. (Крылов)
- Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение)
- Весёлая добродушная насмешка. (Юмор)
- Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)
Подведение итогов урока
Список литературы:
- Литература. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной и др.) / Авт.-сост. И. В. Карасева. – Волгоград: Учитель, 2003.