Урок–игра по творчеству И.А. Крылова (5-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 5


Оборудование: иллюстрации А. Лаптева, мультипликационный фильм «Ворона и Лисица», рисунки учащихся.

ХОД ИГРЫ

1-е задание. Что мы знаем об И. А. Крылове?

  1. Назовите годы жизни И. А. Крылова. (1769 – 1844)
  2. В каком городе родился И. А. Крылов? (В Москве)
  3. Кто привил маленькому Ване Крылову первоначальные навыки чтения и письма? (Отец)
  4. Кто в семье внимательно следил за развитием мальчика? (Мать)
  5. С какого возраста пришлось работать Крылову? (С восьмилетнего)
  6. Кто является автором памятника И. А. Крылову? (П. К. Клодт)
  7. Кого изобразил автор памятника вокруг И. А. Крылова? (Птиц и зверей)

2-е задание. Филворд

Найдите в сетке филворда названия животных из басен
И. А. Крылова, учитывая, что слова расположены по вертикали и горизонтали.

(Собака, козёл, лиса, медведь, лошадь, кот, осёл, крыса, волк, свинья)

3-е задание. Вопросы на знание текста басен И. А. Крылова

  1. Кого не приметил герой в басне «Любопытный»? (Слона)
  2. Что хотел посудить Осёл в басне «Осёл и Соловей»? (Подлинно ли уменье Соловья в пенье)
  3. Чем накормил Демьян Фоку? (Ухой)
  4. Чем были наполнены две бочки в одноимённой басне И. А. Крылова? (Вином и пустая)
  5. Что стала делать Свинья, наевшись желудей? (Подрывать у Дуба корни)
  6. Кто тянул воз в известной басне И. А. Крылова? (Лебедь, Рак и Щука)
  7. Из кого состоял квартет? (Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка)
  8. Что сделал Ловчий с Волком в басне «Волк на псарне»? («Выпустил на Волка гончих стаю»)
  9. Кто хотел поджечь море в басне И. А. Крылова? (Синица)
  10. Чем провинился Ягнёнок перед Волком? («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»)
  11. Что делала Лягушка в басне «Лягушка и Вол», чтобы сравняться с Волом? (Надувалась)
  12. Какой предмет в басне И. А. Крылова «просто открывался»? (Ларчик)
  13. Что держала во рту Ворона в басне «Ворона и Лисица»? (Сыр)
  14. Чем закончилась вражда Пушек с Парусами? (Корабль потонул)
  15. Когда Белка дождалась орех ото Льва? (Когда не стало зубов)
  16. Как служил Жужу из басни «Две собаки»? (Ходил на задних лапах)
  17. Чего нет у трудолюбивого Медведя? (Терпенья)
  18. Кто, когда и про кого говорит такие слова: «Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!»? (Обезьяна, смотрясь в зеркало)
  19. Как разделил добычу Лев в басне «Лев на ловле»? (Забрал всё себе)
  20. Каким ладом решил запеть Скворушка? (Соловьиным)
  21. Что, по мнению Квартета, нужно было сделать, чтобы хорошо играть? (Правильно сесть)
  22. Кто и кому говорит такие слова: «Поёшь ты лучше райской птички»? (Кукушка Петуху)
  23. Чем гордились гуси? (Тем, что их предки спасли Рим)
  24. О чём попросило Дерево Крестьянина? (Вырубить вокруг него лес)
  25. За что был Лев наказан Комаром? (За спесь)
  26. Кто и кому говорит такие слова: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»? (Лисица Вороне)
  27. Догадался ли Механик, как открывался ларчик? (Нет)
  28. Какая главная черта характера Лягушки выведена в басне «Лягушка и Вол»? («Она завистлива была»)
  29. Куда и зачем зашел «Ягнёнок в жаркий день»? (К ручью, напиться)
  30. Какой вид делу хочет придать Волк в басне «Волк и Ягнёнок»? (Законный)
  31. Сколько очков достала Мартышка? (С полдюжины)
  32. Из-за чего перегрызлись Полкан с Барбосом в басне «Собачья дружба»? (Из-за косточки)
  33. Куда думал залезть Волк, попавший на псарню? (В овчарню)
  34. Чем всё лето занималась Стрекоза? (Пела)
  35. Какой величины был огурец у Лжеца? (С гору)
  36. Почему Лжец отказался идти по мосту? (Испугался, лжец по нему пройти не смеет, провалится в воду)
  37. Каким кошачьим делом задумала заняться Щука? (Мышей ловить)
  38. О чём Петух сказал: «Какая вещь пустая!» (О Жемчужном зерне)
  39. От кого Работник избавил Крестьянина? (От медведя)
  40. Как закончила путь молодая лошадь в басне «Обоз»? (Упала в канаву)
  41. Кто был в лесу посажен на воеводство? (Слон)
  42. Кого оставил Повар стеречь съестное от мышей? (Кота)

4-е задание. Подготовленное домашнее задание – инсценировка басен И. А. Крылова

Перед выступлением учащихся желателен просмотр мультипликационного фильма «Ворона и Лисица».

5-е задание. Продолжите фразу

  1. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?» («За то, что хвалит он Кукушку»)
  2. «Хоть видит око, да…» («…зуб неймёт»)
  3. «Сильнее кошки…» («…зверя нет»)
  4. «Однако же в семье не…» («…без урода»)
  5. «Невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то…» («…всё у них пустяк»)
  6. «У сильного всегда …» («…бессильный виноват»)
  7. «Ты всё пела? это дело: Так…» («…поди же, попляши»)
  8. «Ай, Моська! знать она сильна, Что…» («лает на слона»)
  9. «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё…» («…в музыканты не годитесь»)

6-е задание. Рассмотрите иллюстрации А. Лаптева, определите, к каким басням И. А. Крылова они относятся

Желательно добавить рисунки учащихся.

7-е задание. Разгадывание кроссворда [1]

  1. Человек, пишущий басни. (Баснописец)
  2. Вид литературного произведения. (Басня)
  3. Известный русский баснописец. (Крылов)
  4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение)
  5. Весёлая добродушная насмешка. (Юмор)
  6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)

Подведение итогов урока

Список литературы:

  1. Литература. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной и др.) / Авт.-сост. И. В. Карасева. – Волгоград: Учитель, 2003.