Урок-экскурсия? Экскурсия-урок!

Разделы: Литература, Внеклассная работа


На протяжении последних лет мы отмечаем снижение мотивации к изучению программных произведений. В свою очередь, это приводит к падению общего уровня культуры. Учебная деятельность не должна ограничиваться присутствием ученика на занятиях и выполнением очередного домашнего задания. Важным продолжением этой деятельности является внеклассная работа, которая поможет вызвать интерес к предмету и сформирует потребность изучать его.

Экскурсия в учебном заведении – это особый фактор учебного и воспитательного процесса, активный метод обучения, осмысленный наглядный способ познания мира.

Известно, что во время урока – лекции усваивается 20-30% информации;

  • при работе с литературой – 50%
  • при проговаривании – 70%
  • при интерактивных методах – 90%

Экскурсия – один из методов активного обучения. Его признаки:

  • проблемность;
  • адекватность деятельности;
  • взаимодействие (сотворчество);
  • индивидуализация;
  • каждый участник работает со всем объемом информации;
  • мотивация;
  • исследование изучаемых проблем и явлений.

Экскурсия - часть педагогического процесса.

Цель: учебная.

Задача: усвоение знаний по предмету.

Форма поведения: внеаудиторное занятие.

Исходя из основной цели, выделяем частные задачи, которые решаются преподавателем в процессе урока – экскурсии:

  • воспитание коммуникативной культуры;
  • расширение и углубление запаса знаний, формирование лингвистической компетенции;
  • выявление и поддержка одарённых учеников;
  • поддержка и воспитание уверенности в себе у учеников, слабоуспевающих по предмету;
  • развитие и совершенствование психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний).

Внеаудиторные занятия открывают широкие возможности для всестороннего воздействия на личность.

Подготовительная работа и сама экскурсия:

  • расширяют культурный кругозор;
  • пробуждают и развивают самостоятельность и творческие способности;
  • воспитывают эстетические вкусы;
  • помогают овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний и применения их в жизни.

Одна из важнейших задач современного образования - это формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. В ходе овладения языком приобретаются навыки, на основе которых формируются коммуникативные умения. Именно на уроках – экскурсиях дети учатся воспринимать и передавать информацию различного характера, грамотно излагать свои мысли, осваивают социокультурное значение слова.

В этих условиях особую роль играет потенциал культурно – развивающей среды, в которой формируются эти навыки, причем важным развивающим фактором как раз и могут стать уроки-экскурсии (например, связанные с литературными местами: литературные музеи, музеи – заповедники, мемориальные музеи, музеи-квартиры, музеи литературных героев). Многие музеи предлагают проведение виртуальных экскурсий. Среди них: дом-музей А.Н. Островского в Замоскворечье, музей И.С. Тургенева на Остоженке, музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”, музей-заповедник С.А. Есенина, дом-музей М.И. Цветаевой в Москве и многие другие. Материалы, размещенные на сайтах музеев, могут быть использованы на одном из этапов урока или стать частью домашнего задания.

В процессе проникновения учеников в культуру музей занимает особое место. Главное в этом процессе – общение через музейный экспонат – подлинник. Общение это происходит в основном на уровне восприятия. Результатом выражения этого восприятия должна стать практика создания устных и письменных текстов, адекватно раскрывающих процесс восприятия и осмысления. Внеаудиторные занятия позволяют пользоваться такими методическими приемами, которые не всегда и не в полном объёме могут быть использованы на уроке.

Регулярное проведение уроков-экскурсий открывает перспективы решения многих проблем интеграции уроков, расширяет кругозор, активизирует восприятие материала, способствует развитию устной и письменной речи.

Уроки-экскурсии способствуют достижению следующих целей:

1) расширение и углубление знаний по предмету (пополнение этих знаний может происходить и путём привлечения внепрограммного материала);

2) повышение интереса учеников к изучаемому предмету;

3) воспитание любви к русскому языку и русской литературе, к истории народа, воспитание патриотизма.

4) совершенствование навыков анализа, классификации материала, сбора фактов по заданным темам и повышение общего уровня развития.

В последнее время большую популярность у молодежи приобрел такой вид интеллектуально-экстремальных игр как квест (городское ориентирование), который не только тренирует коллективную деятельность, но и позволяет свободно выразить индивидуальность каждого. Можно предложить ученикам увлекательное путешествие, когда они, разбившись на команды, вооружившись предварительно прочитанной книгой, картой и маршрутным листом, отправятся в путь. На каждом пункте необходимо выполнить определенное задание. Победителя определяют скорость прохождения маршрута, сложность и количество выполненных заданий.

Вывод: пути решения задач современного образования по формированию компетенций – обучение и внеклассная работа. Для достижения запланированного результата необходимо широко использовать формы интеллектуального воспитания, которые имеются во внеклассной работе, и одна из них – экскурсия.

Презентация.

Список литературы.

  1. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.