На протяжении последних лет мы отмечаем снижение мотивации к изучению программных произведений. В свою очередь, это приводит к падению общего уровня культуры. Учебная деятельность не должна ограничиваться присутствием ученика на занятиях и выполнением очередного домашнего задания. Важным продолжением этой деятельности является внеклассная работа, которая поможет вызвать интерес к предмету и сформирует потребность изучать его.
Экскурсия в учебном заведении – это особый фактор учебного и воспитательного процесса, активный метод обучения, осмысленный наглядный способ познания мира.
Известно, что во время урока – лекции усваивается 20-30% информации;
- при работе с литературой – 50%
- при проговаривании – 70%
- при интерактивных методах – 90%
Экскурсия – один из методов активного обучения. Его признаки:
- проблемность;
- адекватность деятельности;
- взаимодействие (сотворчество);
- индивидуализация;
- каждый участник работает со всем объемом информации;
- мотивация;
- исследование изучаемых проблем и явлений.
Экскурсия - часть педагогического процесса.
Цель: учебная.
Задача: усвоение знаний по предмету.
Форма поведения: внеаудиторное занятие.
Исходя из основной цели, выделяем частные задачи, которые решаются преподавателем в процессе урока – экскурсии:
- воспитание коммуникативной культуры;
- расширение и углубление запаса знаний, формирование лингвистической компетенции;
- выявление и поддержка одарённых учеников;
- поддержка и воспитание уверенности в себе у учеников, слабоуспевающих по предмету;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний).
Внеаудиторные занятия открывают широкие возможности для всестороннего воздействия на личность.
Подготовительная работа и сама экскурсия:
- расширяют культурный кругозор;
- пробуждают и развивают самостоятельность и творческие способности;
- воспитывают эстетические вкусы;
- помогают овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний и применения их в жизни.
Одна из важнейших задач современного образования - это формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. В ходе овладения языком приобретаются навыки, на основе которых формируются коммуникативные умения. Именно на уроках – экскурсиях дети учатся воспринимать и передавать информацию различного характера, грамотно излагать свои мысли, осваивают социокультурное значение слова.
В этих условиях особую роль играет потенциал культурно – развивающей среды, в которой формируются эти навыки, причем важным развивающим фактором как раз и могут стать уроки-экскурсии (например, связанные с литературными местами: литературные музеи, музеи – заповедники, мемориальные музеи, музеи-квартиры, музеи литературных героев). Многие музеи предлагают проведение виртуальных экскурсий. Среди них: дом-музей А.Н. Островского в Замоскворечье, музей И.С. Тургенева на Остоженке, музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”, музей-заповедник С.А. Есенина, дом-музей М.И. Цветаевой в Москве и многие другие. Материалы, размещенные на сайтах музеев, могут быть использованы на одном из этапов урока или стать частью домашнего задания.
В процессе проникновения учеников в культуру музей занимает особое место. Главное в этом процессе – общение через музейный экспонат – подлинник. Общение это происходит в основном на уровне восприятия. Результатом выражения этого восприятия должна стать практика создания устных и письменных текстов, адекватно раскрывающих процесс восприятия и осмысления. Внеаудиторные занятия позволяют пользоваться такими методическими приемами, которые не всегда и не в полном объёме могут быть использованы на уроке.
Регулярное проведение уроков-экскурсий открывает перспективы решения многих проблем интеграции уроков, расширяет кругозор, активизирует восприятие материала, способствует развитию устной и письменной речи.
Уроки-экскурсии способствуют достижению следующих целей:
1) расширение и углубление знаний по предмету (пополнение этих знаний может происходить и путём привлечения внепрограммного материала);
2) повышение интереса учеников к изучаемому предмету;
3) воспитание любви к русскому языку и русской литературе, к истории народа, воспитание патриотизма.
4) совершенствование навыков анализа, классификации материала, сбора фактов по заданным темам и повышение общего уровня развития.
В последнее время большую популярность у молодежи приобрел такой вид интеллектуально-экстремальных игр как квест (городское ориентирование), который не только тренирует коллективную деятельность, но и позволяет свободно выразить индивидуальность каждого. Можно предложить ученикам увлекательное путешествие, когда они, разбившись на команды, вооружившись предварительно прочитанной книгой, картой и маршрутным листом, отправятся в путь. На каждом пункте необходимо выполнить определенное задание. Победителя определяют скорость прохождения маршрута, сложность и количество выполненных заданий.
Вывод: пути решения задач современного образования по формированию компетенций – обучение и внеклассная работа. Для достижения запланированного результата необходимо широко использовать формы интеллектуального воспитания, которые имеются во внеклассной работе, и одна из них – экскурсия.
Список литературы.
- Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.