Урок-соревнование по произведению А.Грина "Алые паруса"

Разделы: Литература


Ход урока:

Песня “Алые паруса”.

Разминка (Сейчас мы предварительно вспомним содержание).

  1. Как звали родителей главной героини?
  2. Как звали ее саму?
  3. Назови полное имя человека, достойного ее ожидания.

Ответившие набирают команды (по 4 человека)

Переходим к I туру.

Команды займите свои места.

Остальные – группа поддержки (Игра с болельщиками).

I тур. “Кто”?

Назови имя героя.

1) Как звали матроса, с которым Грэй впервые попал в Каперну? (Летика).
2) Назовите имя капитана, с которым Грэй впервые вышел в плаванье? (Капитан Гоп).
3) Кто из героев повести прослужил 10 лет на трехсоттонном бриге “Орион”? (Лонгрен).
4) Вспомни, кто такой Эгль.
5) Вспомни, кто такой Меннерс

II тур. “Что”?

1) Что общего у ограды замка Грэй, матери Грэя и реки, где стоял его корабль? (лилии, Лилиан, река Лилиана).
2) Что померещилось угольщику, который подвозил Ассоль? (зацвела корзина).
3) Что несла Ассоль в корзине на продажу в город?

III тур. “Почему”?

1) Почему Лонгрен выходил на мостик во время трехнедельного берегового норда? (стр.3).
2) Почему жители Каперны не простили Лонгрена? (стр.4).
3) “Выпрямилась, мгновенно вскочив с силой брызнувшего фонтана”. Почему так испугалась девушка?
4) Почему, по мнению боцмана Пантена, Грэй поменял паруса корабля?
5) Почему Эгль решил “бросить семена крупной мечты” именно в душу Ассоль? (ожидание прекрасного в ее глазах).

IV тур. “Двойники”. Предметы, встречающиеся в тексте дважды. Когда это было?

1) Кольцо. (Мэри ходила закладывать, Грэй подарил Ассоль).
2) Картина. Что было изображено? (Распятие Христа, корабль на гребне морской волны.)
3) Описание лиц. Что это за лица? (День, Ассоль).

“Лицо (дня) приобретает определенное выражение, но Грэй сегодня тщательно вглядывался в это лицо”

“Удивительные черты (ее) лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов, предстали перед ним теперь в свете (ее) взгляда”.

4) Игрушка. “Черная игрушка” – “такая игрушка” (О чем это?)

V тур. Умение ориентироваться в тексте (работа с книгой).

а) Найдите в тексте

  • Что Эгль сказал в Каперне Ассоль? (стр.8).
  • Какой груз не нравился Грэю?

б) Докажите текстом, зачитайте.

  • что в Каперне жили злые, ограниченные люди. (стр.34-35).
  • Зачитайте какие приготовления предшествовали появлению корабля. (стр.34-35).

в) Продолжите предложения:

  • Капитан дельный, но……..(непохожий).
  • Счастье сидело в ней……..(пушистым котенком).

VI тур. “Пойми меня”. Что хотел доказать автор?

1) “Нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния.” (стр.29).
2) “Так, – случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, – Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности.”
3) “Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее”
4) “Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых снов, предстали перед ним теперь в свете ее взгляда.” “Прислушиваешься – как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем то.”
5) – Нет, я знаю, что знаю. Когда рыбак ловит рыбу, он думает, что поймает большую рыбу, какой никто не ловил. “Ей дано больше прочих – лишь на другом языке”…Каком? Почему?
6) “Все в работе, как в драке.”

VII тур. Какая же истина открылась Грэю?

Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Подведение итогов урока:

  • подсчет баллов;
  • награждение;
  • оценки.

Примечание: Все номера страниц указаны по изданию Грин А.С. Алые паруса: Феерия. (“Отрочество”. Серия книг для подростков) – М.: Современник, 1986.