Цель: Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с русскими народными сказками.
2. Сформировать представление об их своеобразии (в каждой сказке передается народная мораль).
Развивающие:
1. Дать первоначальное понятие о театре как о роде искусства и месте, в котором дают представление.
2. Пробудить интерес к русской народной сказке как носительнице народной нравственности.
3. Увлечь учащихся процессом подготовки спектакля, оформления сцены.
4. Развивать устную диалогическую речь.
Воспитательные:
1. Формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками.
2. Воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.
3. Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценирование сказок.
4. Прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Форма урока: урок-спектакль.
Технология урока: театральная технология, поисковый метод, информационно-коммуникативная технология, дифференцированный подход.
Подготовительный этап: выбор сказок, организация творческих групп, репетиции, подготовка декораций, оформление сцены, изготовление афиш.
Оборудование:
1. Выставка книг, в которую входят сказки А. Афанасьева.
2. Иллюстрации русских народных сказок.
3. Декорации, на фоне которых происходит действие постановок.
Ход урока
I Мотивация деятельности учащихся. (На телевизионном экране сцена из школьного спектакля “Снегурочка”.) Любите ли вы театр? Любите ли вы его так, как любили дети, с которыми мы поставили на школьной сцене не один спектакль? А когда вы были в театре в последний раз? Что смотрели? Какие впечатления получили?
-Запись в тетради толкования слова театр: здание, в котором происходит представление, само представление. А еще можно говорить о театре военных действий. Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначными) Раз вам понравилась театральная обстановка, дух театра, театральное действо, предлагаю вам прямо сейчас отправиться в театр, то есть провести наш урок на сцене “классного” театра, которому мои ученики дали название “Щелкунчик”. Здесь каждый из вас артист и зритель, режиссер-постановщик и художник-декоратор.
II Усвоение новых знаний
Запись эпиграфа:
“Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам
урок.”
А.С. Пушкин.
-А что такое эпиграф? Зачем он используется? (Помогает понять тему и даже главную мысль урока.)
-Так какой же урок мы можем сегодня получить, посмотрев фрагменты сказок? (Учащиеся говорят о том, что в сказке побеждает добро, одобряются нравственные поступки.)
Поторопитесь, “театр уж полон, ложи блещут”, приготовьте свои билеты. А билетом на сегодняшний спектакль станет правильный ответ на вопросы кроссворда, загаданного педагогом. За правильный ответ выдается кленовый лист.
Итак, мы входим с вами в театр. “Волшебный край!”- как говорил о нем А.С.Пушкин. Теперь мы должны пройти через вестибюль. Что означает это слово? (Передняя при парадном входе в здание.) Сдавайте одежду в гардероб, чтобы она вам не мешала. Вот так с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр.
Скоро начнется представление, а пока подождем вместе с остальными зрителями третьего звонка, который позовет нас в зал. Кстати, как называется помещение перед залом, где вывешены фотографии актеров?
-Записать толкование слова фойе. (Помещение в театре для пребывания зрителей в ожидании представления.)
Давайте прогуляемся по фойе, рассмотрим оформление, прочитаем афиши.
-Назовите сказки, иллюстрациями которых украшено фойе. (Учащиеся называют сказки, изображенные на иллюстрациях. За правильный ответ выдается кленовый лист.)
-Звенит третий звонок. (Начинается первое действие, ведущий объявляет участников спектакля, зачитывая афишу. Сказка “Кому горшок мыть”. После окончания первой сказки звенит звонок, антракт.)
-В антракте (Перерыв между актами спектакля.) мы можем получше познакомиться с театром. Войдем в театральный музей. Назовите, из какой сказки следующие предметы: наливное яблочко на блюдечке с золотой каемочкой, гармошка (Емелина), деревянный медведь (“Маша и медведь”), яйцо (в нем находилась игла), игла (Кащеева смерть, “Царевна-лягушка”), макет избушки (“Заюшкина избушка”), живая и мертвая вода (“Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке”), репа (“Репка”, “Мужик, медведь и лиса”, “Вершки и корешки”), клубочек, золотые серги, платок, перышко (“Перышко Финиста ясна сокола”), топор (“Каша из топора”), аленький цветочек (“Аленький цветочек”), мед (Мед-пиво пил, по усам текло), корона (“Кащей Бессмертный”), зайчик (“Лиса и заяц”, “Колобок”, “Теремок”), посох (“Царевна-лягушка”), тарелка и кувшин (“Журавль и цапля”).
-Звенит звонок, начинается второе действие. Смотрим сказку “Лиса и журавль”, потом - “Лиса и тетерев”.
-Антракт. Куда мы теперь направимся? Поспешим вслед за основной массой и попадем, конечно же, в буфет. Назвать, из каких сказок данные предметы.
В буфете яблоки (“Иван крестьянский сын и чудо-юдо”), кисель (“Гуси – лебеди”), пирожки (“Маша и медведь”), хлеб, соль (В каждой сказке).
-Звенит звонок, начинается третье действие. Сказка “Как мужик гусей делил”, “Ленивая и радивая”, “Лиса и заяц”.
III Систематизация и обобщение знаний и умений.
-По окончании инсценировок выясняем, какие же уроки извлекли учащиеся из русских народных сказок.
-В заключение урока учитель выясняет, сколько кленовых листочков набрали ребята, чтобы выставить оценки за ответы.
-Учитель-режиссер дает заключение о работе выступавших: оценивается знание текста, художественная выразительность и достоверность исполнения, наличие костюмов и декораций.
Литература
1. Коровин В.И. Литература. 5 класс. Москва, " Просвещение", 2010.
2. Русские народные сказки.
3. В.А.Герасимова “Классный час играючи”. Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004.