Методическая цель урока — активное включение учащихся 9-го класса в подготовку и проведение урока - семинара с использованием ранее полученных заданий исследовательского характера по теории литературы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- проконтролировать степень усвоения материала, изученного на предыдущих уроках по теме "Лирика А.С. Пушкина", а также знаний теории литературы по теме "Род и жанр литературного произведения";
- проконтролировать степень усвоения следующих
умений и навыков:
— подобрать материал по изученной теме из учебника, дополнительной литературы;
— составить связный рассказ по предложенной теме; - закрепить перечисленные умения и навыки.
2. Формирование общеучебных умений и навыков:
- учебно-интеллектуальные:
— умение "переносить" приобретенные знания в нестандартную ситуацию;
— сравнивать изученный и новый материал для анализа;
— классифицировать материал;
— устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
— пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров). - учебно-информационные:
— умение вести записи с опорой на карточку "Ход урока";
— умение планировать свою работу;
— умение вникать в смысл учебной задачи;
— умение работать в группе;
— умение осуществлять самоанализ учебной деятельности.
3. Воспитательные:
- продолжить работу над культурным, грамотным построением речи и ее выразительностью;
- осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание стихов А.С. Пушкина;
- осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на этические нормы поведения учащихся;
- для решения задач эстетического воспитания продолжить формирование подхода к оформлению результатов работы учащихся;
- включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;
- формировать умение преодолевать трудности в ситуации "ученик — учитель своих товарищей";
- развивать интеллектуальные способности, требующие переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию.
Дидактика:
- карточка "Ход урока";
- карточка "Жанры литературных произведений".
Литература:
- Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С., "Поурочные разработки по литературе" 9 класс. Москва "ВАКО" 2002.
- Лион П.Э., Лохова Н.М. "Литература," ДРОФА Москва 2001.
- Маранцман В.Г. "Литература" 9 класс. Москва "Просвещение" 1992.
Оформление доски:
Тема: "ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА"
Эпиграф: "Разнообразны перевоплощения
всепоэта Пушкина... От шалости до молитвы, от
шутки до гимна — в этом протекает жизнь, и это
звучит в поэзии Пушкина".
Ю.Эйхенвальд
Словарь: Жанр — это определенная тональность произведения, вызывающая в нас те или иные ожидания (Маранцман Статья "Роды и жанры литературы")
Алгоритм раскрытия темы:
- Выбор жанра определяется выбором творческого метода (сентиментализм, романтизм, реализм).
- Выбор жанра определяется тематикой произведения (гражданская тематика, тема любви, дружбы, философская лирика, тема поэта и поэзии).
- Значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы.
ХОД УРОКА
1. Цели:
- Определить жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина, влияние творческого метода и тематики произведений на выбор жанра.
- Определить значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы русской поэзии.
- Оценить гениальную одаренность поэта в области жанра.
- Продолжить развитие умения определять жанровую тональность произведения.
2. Эпиграф (запись с доски).
Разнообразны перевоплощения всепоэта Пушкина ... От шалости до молитвы, от шутки до гимна — в этом протекает жизнь, и это звучит в поэзии Пушкина.
Ю. Эйхенвальд
3. Словарь (запись с доски).
Жанр — это определенная тональность произведения, вызывающая в нас те или иные ожидания (Маранцман, Статья "Роды и жанры литературы")
4. Ход семинара.
1) Вступительное слово преподавателя по теме урока.
2) Доклад № 1
Влияние поэтики классицизма на жанровое своеобразие творчества Пушкина.
Влияние сентиментализма.
3) Доклад № 2
Романтический период.
Реалистический период.
4) Выступления групп.
1 группа.
Гражданская тематика (гимн, гражданское послание, ода, памфлет, эпиграмма).
2 группа.
Тема любви (элегия, послание, мадригал).
3 группа.
Тема дружбы (дружеское послание, дружеская эпиграмма).
4 группа.
Философская лирика (стансы, легенда, элегия).
5 группа.
Тема поэта и поэзии (послание, легенда, ода, эпиграмма, диалог).
Значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы.
Обобщение
Гениальность А.С. Пушкина отразилась не только в темах его творчества, не только в гуманистическом звучании лирики поэта, но и в многообразии и расширении жанровой системы русской поэзии; не было до и не будет после поэта, который так легко и свободно использовал всю жанровую систему, созданную до него. Поэт легко стер жанровые границы, введя совершенно новое понятие лирического стихотворения. На этом не заканчивается новаторство Пушкина в области жанров. Он первым в русской литературе создал новый лиро-эпический жанр — роман в стихах — энциклопедию русской жизни. Историю создания романа "Евгений Онегин и его жанровые особенности мы начнем изучать на следующем уроке.
5. Мини-контроль по теме урока.
Задание: Определите жанр стихотворения.
- Арист! И ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой! - Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы. - Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз. - В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью размучен;
Изнывая в тишине,
Не хочу я быть утешен, —
Вы ж вздохнете ль обо мне,
Если буду я повешен? - Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках - Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей - богу, добрый человек - Я видел смерть; она в молчанье села
У мирного порога моего;
Я видел гроб; открылась дверь его;
Душа, померкнув, охладела...
Покину скоро я друзей,
И жизни горестной моей
Никто следов уж не приметит;
Последний взор моих очей
Луча бессмертия не встретит,
И погасающий светильник юных дней
Ничтожества спокойный мрак осветит. - Вечерняя заря в пучине догорала,
Над мрачной Эльбою носилась тишина,
Сквозь тучи бледные тихонько пробегала
Туманная луна;
Уже на западе седой, одетый мглою,
С равниной синих вод сливался небосклон.
Один во тьме ночной над дикою скалою
Сидел Наполеон.
"К другу стихотворцу" (1814) (Послание)
"Пророк" (1826) (Легенда)
"К морю" (1824) (Элегия)
"Е.Н. Ушаковой" (1827) (Мадригал)
"Няне" (1826) (Послание)
"Моя эпитафия" (1815) (Эпитафия)
"Элегия" (1816) (Элегия)
"Наполеон на Эльбе" (1815) (Ода)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лучшие конспекты докладов и
выступлений групп
по теме:
"Многообразие жанров лирики А.С. Пушкина"
1. ВЛИЯНИЕ ПОЭТИКИ КЛАССИЦИЗМА
На жанровое своеобразие творчества А.С. Пушкина, несомненно, повлияли традиции классицизма.
Постараемся это доказать. Многие стихи Пушкина написаны в легкой манере, воспевают радость жизни. В них преобладает тема любви. Это и "Городок", и "Пирующие студенту", и "Торжество Вакха". В этих стихах прослеживается также гармония человека и природы.
Например, в одном из ранних стихотворений 1814 г. Пушкин вслед за классицистами прославляет радость жизни, звучат эпикурейские мотивы — стремление к безмятежности духа:
Друзья! Досужий час настал;
Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
В этом шутливом обращении к друзьям Пушкин призывает очнуться от сна любимого друга "ленивца сонного" Дельвига и "вылить сотню эпиграмм на недруга и друга"; призывает всех друзей к примирению, а второго ближайшего друга Вильгельма Кюхельбекера призывает прочесть стихи, чтобы навеять сладкий сон. Шутливое стихотворение отвлекает от жизненных проблем, веселит душу, позволяет забыться в бездумной радости. Это веселое послание друзьям написано под влиянием Батюшкова и его стихотворения "Веселый час".
Вообще жанр дружеского послания — основной в лицейском периоде творчества поэта и любимейший на протяжении всей жизни.
Виды пушкинских посланий очень разнообразны:
дружеские послания, которые мы учили наизусть: "К Чаадаеву", "Пущину";
дидактические, т.е. поучительные: "К другу стихотворцу";
иронические: "Моему Аристарху";
любовные: "К Наташе", "К ней", "К молодой вдове".
Широко использовал Пушкин и высокий жанр классицизма — оды: "Лицинию", "Воспоминания в Царском Селе", "Наполеон на Эльбе".
Сохранил поэт и основные жанровые признаки оды:
- Оды написаны в честь какого-либо лица или события. Так, например, "Воспоминания в Царском селе" воспевают победу русских в русско-турецкой войне; ода "Наполеон на Эльбе" написана в честь знаменитого императора.
- Одам Пушкина свойственен высокий стиль речи, наличие архаизмов, т.е. устаревших слов. Например, "зришь" вместо видишь; "воссел", "простер", "смиренно", "дерзостное чело", "град" и др.
- Свойственно одам и присутствие в сюжетах мифологических элементов. Например, в "Воспоминаниях в Царском Селе": "Минерва" — богиня - покровительница ремесел и искусств; "Беллона" — богиня войны; "Перун" — бог грозы.
Все вышесказанное доказывает, что на жанровое своеобразие творчества Пушкина, несомненно, влияли традиции классицизма.
2. ВЛИЯНИЕ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА.
Влияние сентиментализма на жанровое своеобразие творчества Пушкина не велико. Можно выделить, пожалуй, только нечастое использование традиционного жанра идиллии, иначе пасторали.
В пример можно привести два стихотворения. В лицейский период это стихотворение "Лицинию", в петербургский период это знаменитое стихотворение "Деревня" 1919 г., точнее, его 1-я часть, т.к. 2-я является памфлетом.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Лирический герой идиллической части стихотворения счастлив в родном краю на лоне природы. Мирный шум дубров, тишина полей, праздность ведут его к размышлениям. Все любо ему в деревенском мире: озеро с парусом рыбаря, вдали рассыпанные хаты, на влажных берегах бродящие стада, следы труда и довольства.
Но жар пробудившегося творчества рождает тревожные думы. И вот уже жанр пасторали становится лишь контрастом, антитезой памфлету, где лирический герой стихотворения проклинает "барство дикое" и мечтает увидеть освобожденный народ.
3. РОМАНТИЧЕСКИЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОДЫ.
Романтический и реалистический периоды явились основными в творчестве поэта. Мы уже довольно подробно говорили о романтическом творчестве Пушкина, славу ему принесли, прежде всего, знаменитые южные поэмы — лиро-эпический жанр. Основным жанром в лирике становится элегия. Этому жанру свойственны мотивы одиночества, разочарования, стремления к свободе. Мы подробно анализировали стихотворение "К морю". Среди других стихотворений с этой же тематикой можно выделить элегии "Погасло дневное светило", "Редеет облаков воздушная гряда..."
В реалистический период творчества поэта происходит стирание границ между жанрами лирических произведений. В творчестве Пушкина появляется совсем новая форма — отрывок (фрагмент) или лирическое стихотворение. Таковым является стихотворение "Осень". Его по праву можно считать отрывком большой поэмы. Все прекрасно помнят отрывки этого стихотворения "Октябрь уж наступил"; "Унылая пора! Очей очарованье!" Лирический герой стихотворения любит осень, для него это пора творчества:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Несомненно, это лирическое стихотворение отнести к ранее обозначенным жанрам очень трудно. Местами в нем звучат элегические строки, местами нас захватывает ощущение радости бытия, а то вдруг строки почти напоминают прозу. Произошло стирание границ между жанрами. Но именно в таких стихотворениях Пушкин добивается потрясающего мастерства.
1 ГРУППА — ГРАЖДАНСКАЯ ТЕМАТИКА.
В конце XVIII века в одной из частей Павловского парка, где позже так будет любить гулять Пушкин, архитектор Бренна создал площадку муз и Аполлона. В центре круга стоит Аполлон. Как лучи солнца от круга расходятся дорожки. У начала каждой из них музы. Среди них музы, прямо связанные с жанрами литературы, которые чтил, расширял и совершенствовал великий Пушкин.
Вот Полигимния — муза торжественных песнопений. Она строга и благородна. В ее жестах Пушкин уловил энергию порыва и благородство.
Гимн — это литературный жанр, который берет свое начало еще в Античности. Этим торжественным жанром начинает Пушкин свою поэму "Медный всадник".
(Наизусть: "Люблю тебя, Петра творенье...").
Гимн прославляет великий град Петра, он рожден восхищением поэта перед северной столицей. В строках гимна мощь и величие.
Но не только для прославления великого Петербурга прибегает Пушкин к жанру гимна. На его фоне особенно достоверно звучит рассказанная в поэме реальная история страданий и гибели простого человека.
В гражданской лирике Пушкина большую роль играл один из излюбленных пушкинских жанров — жанр стихотворного послания. Мы учили наизусть послание Пушкина "К Чаадаеву".
В этом послании поэт соединил гражданские идеалы с интимными чувствами:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
В этом стихотворении интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как, например, у поэта-декабриста Рылеева. Напротив, гражданская доблесть становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединил два несовместимые раньше понятия: любовь к женщине и любовь к родине.
Это гражданское послание привлекает к себе дружескими обращениями: "мой друг", "товарищ". Это соединение в жанре послания гражданской и дружеской лирики — открытие Пушкина. Оно ощутимо и в другом гражданском послании поэта — стихотворении "В Сибирь".
(Наизусть: "В Сибирь").
Цель этого послания — поддержать в Сибири близких, уважаемых им друзей (среди них Пущин). Но в стихотворении видно и желание поэта возвеличить гражданский подвиг декабристов — борцов за свободу народа, внушить читателям веру в торжество их дела.
В гражданской лирике поэта немаловажную роль играет и такой жанр, как памфлет — cтихотворение обличающего характера. Ранее уже говорилось о второй части стихотворения Пушкина "В деревне", где Пушкин обличает "невежества убийственный позор", "барство дикое", "рабство тощее". Заканчивается стихотворение в соответствии с законами жанра обращением и надеждой, что рабство падет:
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещённой
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Расширяют жанровый диапазон гражданской лирики эпиграммы — короткие стихотворения сатирического характера. Это и знаменитая эпиграмма "Сказки", о том, как царь обманывает народ, и многие другие. Их поэт писал десятками. Пушкин не щадил даже близких, уважаемых друзей, если надо было защитить родину и народ.
Вот, например, короткая эпиграмма на "Историю государства Российского" Николая Михайловича Карамзина:
В его "Истории" изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Безусловно, самые яркие патриотические чувства Пушкин выразил в таком жанре, как ода. Прежде всего, это ода "Вольность". Мы ее подробно анализировали, поэтому можно только напомнить, что вслед Ломоносову и Державину используя жанр оды, Пушкин заявляет:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Как и Радищев, в своей оде поэт воспевает свободу. Но, в отличие от Радищева, Пушкин не верит в революцию, подчеркивает ее разрушительный характер. Жанр оды позволяет ему обратиться с "Поучением" — призывом к царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Итак, от оды до эпиграммы простирается жанровый диапазон гражданской лирики поэта.
2 ГРУППА — ТЕМА ЛЮБВИ.
Музу любовной поэзии греки называли Эрато. Вся фигурка богини выражает нежность и страдание. Нежность и страдание свойственны и древнему жанру, знакомому еще греческим лирикам и римскому поэту Овидию, которого так любил Пушкин. Это любовные элегии. Пожалуй, лучшие у Пушкина две — это "Я вас любил" и "На холмах Грузии". В этих стихотворениях Пушкин довел жанр любовной элегии до совершенства. В них выверено не только каждое слово, но каждый звук. Мы подробно анализировали и учили эти элегии наизусть, поэтому сразу вспомним об еще одном жанре любовной темы — послании. Он связан с верховной музой лирической поэзии Евтерпой. Она изображалась обычно с двойной флейтой в руке. И это не случайно. При чтении любовного послания читатель и поэт должны слиться в едином чувстве, и тогда стихотворение открывается, звучит:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
Любовное послание — это самый любимый Пушкиным жанр, как и послание вообще. В одном томике пушкинской поэзии мы насчитали 65 любовных посланий.
Подробнее хотелось бы остановиться на жанре мадригала, довольно частом в творчестве поэта, но нами почти не изученном. Мадригал — это небольшое стихотворение (комплимент) дружеского или шуточного характера. Пушкин очень часто писал мадригалы в альбом дамам.
Вот, например, короткое стихотворение — комплимент, которое так и называется "Мадригал М...".
О вы, которые любовью не горели,
Взгляните на нее — узнаете любовь.
О вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на нее: полюбите вы вновь.
В четверостишии и нежная улыбка над страстной молодой девушкой и изысканный комплимент той, которая живет любовью.
И еще один, уже шуточный, комплимент "Лиле":
Лила, Лила! Я страдаю
Безотрадною тоской,
Я томлюсь, я умираю,
Гасну пламенной душой;
Но любовь моя напрасна:
Ты смеёшься надо мной.
Смейся, Лила: ты прекрасна
И бесчувственной красой.
Итак, три основных пушкинских жанра поэзии Эрато — это послание, элегия и мадригал.
3 ГРУППА
— ТЕМА ДРУЖБЫ.В дружеской лирике Пушкин отдает предпочтение двум жанрам: дружескому посланию и дружеской эпиграмме. Хотелось бы остановиться на жанре дружеского послания. Дружеских посланий у Пушкина очень много. Среди них особое место занимают послания, адресованные любимым лицейским друзьям поэта: Дельвигу, Кюхельбекеру и, конечно, Пущину. Вот типичное дружеское послание, написанное в 1815 году в день его рождения 4 мая и адресованное тогда совсем молодому Пущину:
Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися _
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца.
Он гость без этикета,
Не требует привета
Лукавой суеты.
Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты.
Далее дается трогательная характеристика молодого, еще ничем не озабоченного друга, во всех обращениях и сравнениях масса намеков и автобиографических черт, понятных лишь адресату.
Заканчивается послание легко и весело, еще ничто не предвещает будущей трагической судьбы друзей:
Дай бог, чтоб я с друзьями
Встречая сотый май,
Покрытый сединами,
Сказал тебе стихами:
Вот кубок; наливай!
Веселье! Будь до гроба
Спутник верный наш.
И пусть умрем мы оба
При стуке полных чаш!
Дружескому пожеланию не суждено было сбыться. В 1827 г. Пушкин, чтобы поддержать бесценного друга в Сибири в ссылке, напишет и отправит ему знаменитое стихотворение:
(Наизусть: "Мой первый друг, мой друг бесценный...").
Таким образом, можно сделать вывод, что жанр послания, как никакой другой, содержит автобиографические мотивы и по дружеским и любовным посланиям Пушкина можно изучать его судьбу.
4 ГРУППА — ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА.
Философская лирика поэта отмечена тремя основными жанрами — это легенды, стансы и элегии.
Мы подробно анализировали и учили наизусть стихотворение, написанное в форме легенды, "Анчар", говорили об использовании в нём символов и аллегорий. Поэтому приведем примеры двух других жанров.
У Пушкина есть стихотворение, жанр которого определен прямо в названии — "Стансы". Они написаны в подражание Вольтеру. Стансы обычно небольшое стихотворение элегического характера. Но у Пушкина в этом стихотворении девять четверостиший. В нем поэт размышляет о быстро текущей жизни. Как и во всех стансах, в стихотворении присутствуют элегические мотивы: "Мой век невидимо проходит" — сожалеет лирический герой. Он призывает к смирению перед бегом времени. Призывает оставить страсти заблужденья молодым счастливцам. Но все-таки молодости лирическому герою очень жаль, поэтому он утверждает, что человек умирает дважды: когда прощается с мечтами юности и на сумрачном закате. Это стихотворение, написанное в 1815 году совсем молодым поэтом, перекликается с шедевром философской лирики Пушкина "Телегой жизни". Это философское стихотворение с элегическим настроением весьма реалистично рисует три периода человеческой жизни — молодость, зрелость, старость. Ярчайшие метафоры этого стихотворения навсегда остаются в памяти. Это ямщик лихой — седое время, телега — человеческая судьба, ночлег — смерть.
(Наизусть: "Телега жизни" (1823)).
Итак, философская лирика поэта представлена многими жанрами, но среди них хочется выделить стихотворения элегического характера — это стансы, элегии.
5 ГРУППА — ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ, ОБОБЩЕНИЕ.
Наша группа должна была найти примеры стихотворений по теме "Поэта и поэзия" разных жанров и назвать их. Мы нашли примеры 5 жанров, предложенных в плане:
- жанр послания — стихотворение "К другу стихотворцу";
- жанр легенды — "Пророк";
- ода — Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (его мы учили наизусть);
- эпиграмма — это "Эпиграмма на смерть стихотворцу";
- диалог — это "Разговор книгопродавца с поэтом".
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что жанровое многообразие поэзии Пушкина безмерно. Еще ничего не было сказано о фольклорном жанре песен, а у Пушкина их несколько, в том числе знаменитые "Песни о Стеньке Разине" и "Песнь о вещем Олеге".
А.С. Пушкин не только использовал известные с Античности классические жанры, но расширил и изменил жанровую систему. Он объединил некоторые жанры, допуская жанровые смешения, например, "Деревня" — 1-я часть — пастораль, 2-я — поэтический памфлет, или "К Чаадаеву" — соединение гражданского и дружеского в послании. Более того, во многих стихах поэта вообще происходит стирание границ между жанрами лирических произведений и появляется новая форма — лирическое стихотворение.
Вывод — гений Пушкина проявился не только в содержании, но и в форме, в великом многообразии использования жанров и их смешений.