Тема: Помещики – “расточители” и помещики – “накопители” в поэме Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.
Цель:
– Раскрыть характеристику образов помещиков;
– Выделить главные черты характера, особенности портрета; – Показать нравственное разложение помещичьего класса;
– Приобщить учеников к исследовательской работе;
– Развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя.
Оборудование:
Портрет Н.В.Гоголя.
Таблица – опора.
Иллюстрации.
Карточки.
Музыка.
Портреты художников.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
! – Ребята, мы на том уроке с вами начали изучать одну из самых прекрасных произведений Николая Васильевича Гоголя поэму “Мёртвые души”. Он писал В.А.Жуковскому: “ Это будет первая моя порядочная вещь – вещь, которая вынесет моё имя. Вся Русь явится в нём ”.
– Опрос:
? – Вспомните, от чьего лица ведётся повествование в “Капитанской дочке” Пушкина? (Пётр Гринёв.)
? – От чьего лица ведётся повествование в “Герое нашего времени” Лермонтова? (Максим Максимыч, Печорин.)
! – Там рассказчиками выступают литературные персонажи: Пётр Гринёв, Максим Максимыч, Печорин.
? – Кто является рассказчиком в “Мёртвых душах”?
! – Писатель. Но это не просто Гоголь: это обобщённый образ.
? – С кем вместе автор путешествовал по всей России?
! – Вместе с Чичиковым.
Путешествие Чичикова позволило автору изобразить целую галерею образов помещиков.
Вместе с Чичиковым мы заехали в город N.
? – С кем встретился Чичиков?
! – С городскими сановниками, губернатором, вице – губернатором, прокурором, помещиками Маниловым, Собакевичем.
? – Как он себя ведёт с ними?
! – Он осторожно, учтиво заводит знакомства, прощупывает почву, на которой ему придётся действовать.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Запись темы и эпиграфа к уроку.
Не ревизские – мёртвые души,
а все эти Ноздрёвы,
Маниловы и все прочие.
А.И.Герцен.
3. Вступительное слово учителя.
– Ребята, мы с вами закончили экскурсию по городу N вместе с Чичиковым.
А теперь мы отправляемся в путь.
Звучит грустная, протяжная музыка. “ Эх, дубинушка ухнем…”.
Подготовленный ученик под музыку читает отрывок из второй главы типичную картину убожества, нищеты русской провинции: ...Деревня Маниловка…(стр. 182….)
? – Ребята, к кому мы приехали?
(Ответы.)
На столах лежат визитные карточки. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.
Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр. |
4. “Приятная встреча”.
На доске прикреплены портреты Манилова (рисунки Боклевского и Кукрыниксов).
– Ребята, дайте общую характеристику Манилову из прочитанных глав и портретов художников.
Ученики дают лексическую характеристику образу и записывают в тетрадь:
– Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство; “сладенькая болтовня”. Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.
5. На доске – карта путешествия Чичикова.
Чичиков вместо Собакевича попадает к Коробочке.
Подготовленный ученик проводит разминку, сообщая о Коробочке.
Читается визитная карточка Коробочки:
Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене. |
6. Экскурсия в картинную галерею.
(Проводит её ученик или ученица.)
– Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы “Мёртвые души”. Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.
Пётр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова,
выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.
Боклевский – известный иллюстратор “Мёртвых душ” Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.
Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо – неподвижным взглядом.
А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы.
Слащавая, “сахарная” улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы.
Кукрыниксы – это псевдоним трёх замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова.
Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры.
Манилов в изображении Кукрыниксов – “ божий одуванчик”, расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.
7. Аукцион в Маниловке.
Предлагается 5 вопросов. Кто из “покупателей” наберёт больше баллов, тот получит утешительный приз.
- Что было написано на беседке у пруда?
- Как звали жену Манилова?
- Сколько лет прожили в супружестве Маниловы?
- Как звали детей Манилова?
- Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова?
(“ Храм уединённого размышления”.)
(Лизанька.)
(Более 8 лет.)
(Фемистоклюс и Алкид.)
(Саблю и барабан.)
8. Рассмотрим снова карту.
? – Куда и к кому попал наш Чичиков на этот раз?
(Ответы учащихся.)
? – Кто же такой Ноздрёв?
На доску прикрепляется портрет Ноздрёва и читается визитная карточка помещика Ноздрёва.
Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире. |
Подготовленный ученик рассказывает о Ноздрёве.
9. Продолжается путешествие по образам помещиков.
Наконец – то наш Чичиков попадает к Собакевичу.
(Читается визитная карточка Собакевича.)
Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме. |
10. Экскурсия в галерею.
– Новая ситуация.
Последний из представителей “мёртвых душ”, помещиков – крепостников – Плюшкин.
(Заранее подготовленный ученик описывает село и портрет Плюшкина.)
11. Экскурсия в картинную галерею.
(Подготовленный экскурсовод – ученица.)
Мы снова в картинной галерее. Перед нами – два портрета Плюшкина.
Первый портрет написан русским живописцем П.М.Боклевским, с которым мы уже знакомы по портретам других героев “Мёртвых душ”.
Перед нами остросатирический портрет Плюшкина.
А вот произведение другого художника. Как же изображён наш герой?
Александр Алексеевич Агин (1817 – 1875) – русский художник, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации. В 1841 году появились его первые рисунки, вскоре он иллюстрирует произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя.
Художник не любит отвлечённых портретов, а показывает героев в действии.
И вот он – Плюшкин!
12. Читается визитная карточка Плюшкину.
Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом. |
13. Обобщение по образу Плюшкина.
? – Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в “ прореху на человечестве”?
? – Какую роль в главе играет описание сада?
(Ответы учащихся.)
IV. Закрепление ЗУН.
Обсуждение:
? – В какой последовательности распределил Гоголь своих героев?
(Ответы учащихся.)
? – А где же живые души?
! – Они, по выражению Герцена, позади “ мёртвых душ” – это народ.
Ребята, мы чуть не забыли о нашем главном герое.
Давайте мы его пригласим в гости и поговорим.
--– Интервью с Чичиковым – чиновником ХIХ века.
---Итак, Павел Иванович, как вам живётся в ХIХ веке?
(Ответ Чичикова – ученика.)
--– Интервью с Чичиковым – предпринимателем ХХ1 века.
--– Итак, Павел Иванович, как вам живётся в ХХI веке?
(Ответ Чичикова – ученика.)
-– Обобщение урока. Выводы учащихся.
--– Мы простились с нашим главным героем. Сел он на свою бричку, задумался и поехал.
Звучит музыка “ Ямщик, не гони лошадей”.
Под эту музыку один ученик читает монолог “ Русь…”.
(11 глава из поэмы “ Мёртвые души”.)
На такой лирической ноте мы заканчиваем урок.