Цели:
- разобраться в нравственных проблемах романа; проследить, как в экстремальных ситуациях проявляется нравственная сущность человека; дать характеристику героям;
- развивать у учащихся мышление, навыки связной речи, умение анализировать текст, давать свою интерпретацию;
- воспитывать любовь к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать, нести ответственность не только за себя, но и за своих товарищей.
Эпиграфы к уроку:
Стать бесстрастно над белыми
и красными…
М. Булгаков
Все вы у меня одинаковые –
в поле брани убиенные.
М. Булгаков
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
“ Стать бесстрастно над белыми и красными”… - так определял М.Булгаков свою писательскую задачу, работая над романом “Белая гвардия”. Для автора и большевики, и петлюровцы на деле равнозначны и выполняют одну и ту же функцию, поскольку “нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы он ни бежал, он всегда оказывается на одном и том же перекрестке. Это очень просто. Была бы кутерьма, а люди найдутся”.
Но, как это ни парадоксально, роман, может быть единственный в советской литературе роман о революции и гражданской войне. М.Булгаков изображает происходящее как всеобщую трагедию именно потому, что у его героев не будет выбора. Нет выбора у братьев Турбиных и их друзей: участвовать или не участвовать в обороне города от войск Петлюры, нет выбора и у Найс-Турса. Но остается извечный вопрос: кто виноват? И сегодня на нашем семинарском занятии, тема которого “…И судим был каждый по делам своим”: город и его жители”, мы попробуем разобраться, кто виноват, что старый мир, такой устроенный, теплый, уютный, рушится? Кто виноват в разыгрывающейся на наших глазах трагедии хороших людей? Итак, вопрос первой группе: кто виноват? (Ответы учащихся).
Вывод. Да, непримиримо звучало с обеих сторон: “Так им и надо!” Обоюдная ненависть ожесточила людей. Автор чувствовал, что смертельная опасность нависла над Русью: “Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч”.
Следующий вопрос первой группе: Что рассказал писатель о зверстве петлюровцев? Какое место в романе занимает описание большевиков? (Ответы учащихся).
Вывод. Убийства, насилия, грабежи пришли в город с петлюровскими войсками. И, признавая неизбежность прихода к власти большевиков, М. Булгаков видел, что они с собой принесли: невежество, дикость, угрозу культуре, разруху, гибель Дому. Всё пронизано чувством катастрофы. Все, что происходит с героями, предстает как трагедия людей, которые верой и правдой служили России. Но этот общественный строй вдруг раскрыл свою несостоятельность, фальшь, лицемерие.
Чем же объяснить такое неприязненное отношение автора к Тальбергу и Лисовичу? - вопрос второй группе. (Ответы учащихся)
Вывод. Конечно, М.Булгаков не поэтизирует своих героев. В каждом есть свои недостатки, но все они искупаются благородными поступками.
Заслушаем сообщения о Най-Турсе и Мышлаевском, которые подготовила вторая группа. (Сообщения учащихся)
Вывод. Конечно, ни Турбины, ни Мышлаевский, ни Най-Турс не способны совершить бесчестный поступок. Они не могут спрятаться, отсидеться, отмолчаться, переждать. Новых, нежданных гостей в городе им пришлось встречать, жертвуя жизнью. Сам Всевышний берет под защиту “беляков”. Господь Бог произносит вещие слова: “Все вы у меня … одинаковые – в поле брани убиенные”. Слова эти, прозвучавшие со страниц романа, поразили современников М.Булгакова неслыханной смелостью и мудростью. Так еще никто никогда не писал о гражданской войне, никто не отважился подняться над схваткой, горюя и скорбя о всех погибших: “Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю, задрожит зной над полями, и крови не останется и следов”.
Немалого мужества стоила и та ночь для Мышлаевского, когда он с сорока офицерами и юнкерами в легких шинелях в жесточайший мороз стоял на смерть на боевом посту.
Переходим к опросу третьей группы: Чем, по-вашему, объясняется библейский зачин первой и последней глав романа? С каких позиций автор смотрит на события гражданской войны? Как в экстремальных ситуациях проявляется нравственная сущность человека? Какую важную для М.Булгакова мысль несет эпиграф, взятый из “Капитанской дочки” А.С.Пушкина? (Ответы учащихся)
Вывод. Водоворот событий сокрушил человека, прервав мирное течение жизни. В кровавом побоище сошлись люди, отстаивая свои взгляды. Грозная неизбежность вызвала социальный взрыв невиданной силы.
Заданный эпиграфом из “Капитанской дочки” мотив беды, угроз, испытаний развивается на первых же страницах романа. “Как сторожевой клич о приближающемся испытании долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа”. Да, страстно защищает автор Дом, оплот покоя, надежды, любви, очаг культуры. Семья Турбиных и их дом – единственное место, где еще живет любовь.
Так что же можно сказать о доме Турбиных? Какое место в жизни героев занимает музыка и литература? Что ценят, во что верят, чему поклоняются Турбины? – эти вопросы четвертой группе. (Ответы учащихся)
Вывод. Да, в доме Турбиных все красиво: кремовые шторы, лампа с абажуром, книги в “шоколадных” переплетах.… Все это символ устойчивости жизни. В доме Турбиных знают и любят музыку. Снег и огоньки за окнами напоминают Мышлаевскому знаменитую оперу Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством”, словами известного романса Глиэра ободряет Шервинский Елену: “Жить, будем жить”.
Великая русская литература заняла достойное место в этом доме, где постоянно звучат имена Пушкина и Толстого, Достоевского и Бунина. Итак, над смертью и ненавистью, страданием торжествует от сердца к сердцу струящееся добро. Для Турбиных ярко сияют в ночи звезды, как божественное послание: “Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских ворот служили всенощную, утешая, что все пройдет. Все пройдет. Страдания, муки, голод, мор, кровь.” Но, прежде всего, должна быть соблюдена верность таким главным принципам человечности, как идеалы справедливости, добра, красоты.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.